перспективный план по ознакомлению с художественной литературой
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа)

Ганжа Ирина Васильевна

Тема: «Нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой».

 Цель: Становление духовно – нравственной личности каждого ребенка через ознакомление с художественной литературой.

Задачи:

1. Способствовать развитию познавательной активности детей

2. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту

3. Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро и зло, послушание и непослушание, вражда и согласие, трудолюбие и лень)

4. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt._plan.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колобок» г. Волгодонска

(МБДОУ ДС «Колобок» г. Волгодонска)

Перспективное планирование по приоритетному направлению

Тема: «Нравственное воспитание дошкольников через ознакомление

с художественной литературой».

на 2016-2017 г.

Воспитатель: Ганжа Ирина Васильевна

г. Волгодонск

  Тема: «Нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой».

 Цель: Становление духовно – нравственной личности каждого ребенка через ознакомление с художественной литературой.

Задачи:

1. Способствовать развитию познавательной активности детей

2. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту

3. Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро и зло, послушание и непослушание, вражда и согласие, трудолюбие и лень)

4. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями

Дата(число, месяц)

            Тема

 Цель и  задачи

12.09

Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка»

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

19.09

Беседа о А.С.Пушкине

Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

26.09

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина

3.10

Русские народные сказки

Выяснить знают ли дети русские народные сказки; развивать умение пересказывать сказки, определять главную цель

10.10

Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка « Про зайца – длинные уши»

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

17.10

Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Осень»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» - передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей.

24.10

Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов

Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

31.10

Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. А. Крылова « Стрекоза и муравей»

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

7.11

Малые фольклорные формы

Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек ,  песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

14.11

Чтение стихотворения К. Чолиева  

« Деревья спят»

Учить детей составлять рассказ, используя выразительно – изобразительные средства языка, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления.

21.11

Кукольный спектакль  «Как котенок искал свою маму»

Формировать у детей интерес к животным, умение узнавать их по описанию и внешнему виду; учить выделять главный и второстепенный признаки в формируемых понятиях; расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать творческую активность

28.11

Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. А. Крылова

«Волк и ягненок».

Познакомить детей с новой басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни

5.12

Рассказывание русской народной сказки « Снегурочка»

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях ( композиционных, языковых) сказочного жанра.

12.12

Заучивание стихотворения Трутневой « Первый снег»

Учить  детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки.

19.12

Рассказывание сказки « Мороз Иванович»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

26.12

Чтение рассказа Л. Толстого

 « Прыжок»

Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок».

9.01

Чтение басни « Ворона и Лисица»

Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни.

16.01

Чтение рассказа В. Драгунского « Тайное становится явным» .

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.

23.01

Чтение английской сказки «Три поросенка»

Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка».

Формировать умение детей понимать эмоциональное образное содержание сказки, её идею. Развивать образность речи детей, умение подбирать определения, сравнения к заданному слову.

30.01

Чтение сказки К. Ушинского

«Слепая лошадь»

Расширять кругозор детей, развивать  умение слушать. Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Развивать слуховое внимание. Обогащать и активизировать словарь детей. Формировать представления о нормах и правилах поведения, воспитывать навык культуры поведения. 

6.02

Малые фольклорные формы

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками, воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

13.02

Чтение рассказа С. Иванова « Каким бывает снег»

Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании.

20.02

Произведения Н. Носова

Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей». Обогащать духовный мир детей через интерес к внутреннему миру людей на примерах литературных героев

27.02

Чтение сказки С. Маршака

«Двенадцать месяцев»

Познакомить со сказкой С. Маршака « Двенадцать месяцев».

Формировать умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

6.03

Чтение сказки В. Катаева « Цветик – семицветик»

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

13.03

Чтение рассказов, стихотворений о весне

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

20.03

Чтение басни Л. Толстого « Собака и ее тень»

Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

27.03

Чтение сказки М. Михалкова « Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой

«Теремок»

Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходства и отличия от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

3.04

Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых  особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ).

10.04

Малые фольклорные формы

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

17.04

Чтение русской народной сказки

 «Никита Кожемяка»

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой « Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

24.04

Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова « Аленький цветочек».

Систематизировать и углубить знания детей о русском  устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

8.05

Чтение стихотворения «Шинель»

Е.Благининой

 Подвести к пониманию идеи произведения; развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы; развивать чуткость к поэтическому слову; воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества.

15.05

Чтение басни И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука»

Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представления о жанровых особенностях басни.

22.05

Театрализованное представление по мотивам сказки «Красная шапочка»

Учить детей передавать характеры героев. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе подготовки и проведения инсценировки. Вызвать у учащихся положительные эмоции, связанные с театрализованной деятельностью.

29.05

«До свиданья детский сад». Итоговая литературная викторина

 Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе; закрепить знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, их нравственной ценностью; продолжать формировать умения объяснять основные различия между литературными жанрами; воспитывать культуру речевого общения.

Литература:

1. Ушакова «Ознакомление с художественной литературой»

2. В.В. Гербова   « Развитие речи в детском саду»

3. К.В.Иванова, С.Н. Черкунова «Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей имеющих нарушения слуха от 3 до 7 лет, на основе книг Б.Д. Корсунской "Читаю сам" (1, 2).

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой, помогает педагогу  в формировании нравственных, этических представлений, норм поведения в быту у детей с недостатками слуха. План ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный  план  был  разработан для  воспитателей логопедической  группы с  целью  оказания  помощи    в  планировании и  проведении ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы с ОНР.

Перспективный  план разработан  для  воспитателей  логопедической  группы  с  целью  оказания  помощи  в  планировании  и  проведении...

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВО второй МЛ.ГРУППе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВО  второй МЛ.ГРУППе...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе...