Познавательный проект
проект по художественной литературе (младшая группа)

Проект "Нравственно патриотическое воспитание детей второй младшей группы на основе русских народных сказок"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka.docx253.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 21 «Лесовичок»

143902, Российская Федерация, Московская область, г.о. Балашиха, Орджоникидзе, дом 19.    lesovichok21@yandex.ru

         

ПРОЕКТ

«Нравственно-патриотическое воспитание

на основе русских народных сказок»

https://citifox.ru/wp-content/uploads/2017/09/IglTd4kKXOc.jpg

Составили и провели воспитатели:

Чиринда Н.В.

Г.о. Балашиха

2018-2019 учебный год

Введение

                        Сегодня  вопрос  воспитания личности  молодого  поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

               Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. Наблюдая за детьми, мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

               Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

              В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

               Средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но мы решили взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно- патриотического воспитания детей.

             Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

              Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…

               Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

              Вот почему мы решили создать педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок».

             

 Цель проекта – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи проекта.

                                                                       

Образовательные:                                                                                                    

       Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

        Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.

Развивающие:

  Развивать выразительную речь через участие детей в драматизациях, кукольных,        настольных театрах.

Воспитательные:

Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

Воспитывать у детей доброе отношение к сказочным героям и желание помочь им.

Предполагаемый результат проекта: мы предполагаем, что использование русских народных сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста, т.к. созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками.

Участники проекта: Воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Срок реализации: 12.11.2018-30.11.2018

Тип проекта: краткосрочный, творческий, игровой, познавательно - речевой.

1 этап:

Подготовительный (разработка проекта)

- определение проблемы и актуальности проекта;

- постановка цели и задач;

- определение форм и методов работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;  

  • Внести в книжный центр русские народные сказки.
  • Создание дидактических игр по проекту.
  • Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»

  • Во время проведения подготовительного этапа была изучена методическая литература по этому вопросу.
  • Был сделан подбор библиотеки в книжный уголок.
  • Был оформлен уголок для родителей по русским народным сказкам.
  • А также изготовлены наглядно-дидактические пособия, иллюстрации; изготовлены и обновлены разные виды театра.

       Изучение методической и педагогической литературы по вопросу нравственного воспитания дошкольников привело нас к выводу, что сказка по своей сущности вполне отвечает природе ребёнка: близка его мышлению, представлению.

      В сказках перед взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и патриотизма.

     

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

2 этап: практический (реализация проекта)

Образовательная область

Формы работы с детьми

Социально – коммуникативное развитие

  1. Беседа «Добро-зло в сказках»
  2. Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Добро-зло в сказках».

Познавательное развитие

  1. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  2. Просмотр любой сказки на выбор детей
  3. Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)
  4.  Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, потешки)

Речевое развитие

  1.  Выразительно исполнять знакомые потешки.
  2. Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку)
  3. Показ пальчикового театра «Колобок», инсценировки сказки «Теремок».

Художественно-эстетическое развитие

  1. Лепка «Колобок».
  2. Рисование (раскрашивание) «Маша и медведь».
  3. Групповая аппликация «Теремок»
  4. Чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок (используя картотеку)
  5. Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички»

Физическое развитие

Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Ручеек».

Работа с родителями:

Познакомить родителей с темой проекта

Привлечь родителей:

  • к совместной работе с детьми и воспитателем.

Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

Консультации в информационный уголок:

  • «С чего начинается Родина?»
  • «Сказка, что она дает детям»

           Основной этап проведения проекта осуществляется с учетом разнообразных формы и методы работы: групповые и подгрупповые вечера, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев. В работе мы использовали наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин); игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

Сказки помогут  показать:

как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

       как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

          Например,

       сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

       Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

      Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»,

хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.

       Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

         Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.   Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Сказки, которые невелики по объему, Нужно рассказывать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

         Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

        Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

       Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.

  • Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказывали детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читали по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
  • Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.
  • Следующий прием – беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, мы стремились помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.
  • Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры: “Отгадай из какой сказки, “Продолжи сказку” (описание героев) и другие.
  • На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте.
  • Инсценировка является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировке сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценировка способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи.  Для дошкольников доступной формой инсценировки является настольный театр,  пальчиковый театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.
  • Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.
  • В любом случае, задача нравственно-патриотического воспитания так или иначе решается в каждой сказке, сказка всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде и др. 
  • Необходимо отметить особую роль родителей в проведении нашего проекта. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье. 
  • Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка. «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»

3 этап: заключительный (обобщающий)

Сочинение своей русской народной сказки и импровизация с куклой; 

Создать мини-музей «Дом сказки».

Презентация на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей подготовительного дошкольного возраста

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет...

Познавательный проект: Основы ОБЖ, правила ПДД: «Осторожно -- дорога!» Рекомендации для родителей, презентация проекта

Презентация содержит:1) Рекомендации  родителям младших  дошкольников2) Что должен знать ребенок младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения3) Фото занятий с описанием, весел...

Познавательный проект "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема:  "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"....

Название номинации: «Познавательный проект» Тема проекта: «Сорока»

Создание проекта «Сорока» представляется актуальной задачей, он направлен на развитие у детей интереса к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботитьс...

Название номинации: «Познавательный проект» Тема проекта: «Люблю берёзку русскую»

Создание проекта «Люблю берёзку русскую» представляется актуальной задачей, он направлен на развитие у детей интереса к традициям, истории своей страны....

Творческий и познавательный проект «Ямал – мой край родной». для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет) Образовательная область «Познавательное развитие»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «Ямал – мой край родной».   Вы на карту посмотритеИ ЯМАЛ на ней найдите,Потому что здесь наш домМы на...

Познавательный проект по познавательному развитию «Безопасная дорога»

Актуальность проекта:Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправиль...