НОД по художественной литературе " Пересказ басни Л.Н.Толстого "Мальчик стерёг овец"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

В данном конспекте содержится материал анализа басни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_hudozhestvennoy_literature.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи (художественная литература) в средней группе

Тема: Пересказ Л. Н. Толстой «Мальчик стерег овец.»

Программное содержание:

-Учить детей пересказывать произведение, соблюдая последовательность событий;

-внимательно слушать и понимать смысл прочитанного;

-развивать речь.

1.Организационный  момент.

— Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

— Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.

2. Сообщение темы

— Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

На свете так бывает, порой не разберешь:

С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться? Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом, а с ложью не дружить?

Бывает ложь красива, а правда так горька,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить!

 — Как вы думаете, ребята, так о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (примерные ответы детей)

— О том, что врать — это плохо;

— О том, что надо стараться говорить правду;

 

  1. Изучение нового материала

Мы сегодня познакомимся с басней Л.Н Толстого «Мальчик стерег овец».

(Краткая биография Л.Н Толстого показ его портрета)

Ребята, на Земле с давних пор добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду. Но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться очень трудно. Примером этому служит басня Л.Н Толстого «Мальчик стерег овец».Еще эту басню можно назвать лгун, а почему вы мне ответите когда ее послушаете.

Чтение басни воспитателем.

 «Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:
– Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать: 
– Сюда, сюда скорее, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо».

— Кто же такой лгун?
– Почему не прибежали на помощь люди?
– А вы попадали в подобные ситуации?

— А вам приходилось говорить неправду? Если да, приведите примеры.

— К чему приводит ложь? 

— А что необходимо сделать для того, что бы тебе доверяли, рядом были верные и добрые друзья. 

4 .Игра «Правда» и «Ложь».  

(Дети становятся в круг. Если высказывание верное  хлопают в ладоши, нет –топают ногами.)

* На березе растут шишки.

* Волк может сидеть на дереве.

* Зимой идет снег.

* Иглы ели — видоизмененные листья.

* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

* Если дому становиться скучно, он идет гулять.

* Вчера был четверг.

* Наша земля плоская.

* Писатели пишут книги.

* Петух играет на рояле.

* На елке растут яблоки.

* Девочки любят заплетать косички.

* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

* Летом очень жарко.

5. Повторное чтение  басни.

6. Пересказ басни детьми.  

 — И в конце нашего занятия я хочу прочитать вам

  сказку «Две сестры».

«За высокими горами, за зелеными лесами жили — были две сестры. Одну звали Правда, а другую — Ложь. Правда была красивой, сильной, а Ложь — изворотливой, хитрой. Народ Правду любил, а Ложь стороною обходил, т.к. она мешала им жить и трудиться. Вот, скажем народ, начинал сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай, себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет себе под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнится, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для его народа.

Стал народ думать как от лжи избавиться. Уж Правда ее стыдила, а ей — хоть бы что, знай,  себе врет  да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. с тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела, до сих пор живет она с нами и никто не знает, как изжить ее со света, стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».

— Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя ото лжи?

— Какой вы себе представляете Правду? Ложь? (дети рисуют словесный портрет)

7 .Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"

 Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народно...

Комплексное занятие по ознакомлению с художественной литературой:"Пересказ русской народной сказки:"Царевна - лягушка"

На кружке :"Планета книголюбов использую различные методы и приёмы.Главной задачей является привите интереса к чтению.Ведь детям проще всего посмотреть фильм,поиграть в компьютер,а вот читать дети и в...

Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе пересказ рассказа В. Осеевой "Печенье"

МБДОУ д/с «Хунчугеш» с.Кызыл-Даг муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ»       Конспект занятияв старшей группепо художественной литературеПересказ рассказа...

конспект НОД художественная литература "Пересказ русской народной сказки «Колобок»

конспект НОД художественная литература "Пересказ русской народной сказки «Колобок»...

занятие по ознакомлению с художественной литературой с басней "Стрекоза и муравей"

Занятие по ознакомлению с художественной литературойв подготовительной группе. Тема: ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»Цель: познакомить детей с б...

Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Педагогическое мероприятие поможет педагогам обучить воспитанников связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событи...