Проект "В гостях у сказки"
проект по художественной литературе (младшая группа)

Стуколова Светлана Васильевна

 «Сказка неотделима от красоты, спо­собствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благо­родство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, стра­данию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "В гостях у сказки"33.34 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1 с. Малета»

Проект

по духовно – нравственному

«В гостях у сказки»

для детей 3-4 лет

Разработала

Воспитатель

Стуколова С.В.

 «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский

Тип проекта: творческий, игровой
Возрастная группа: 3 - 4 года.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Место реализации: МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1».
Длительность: 1 год с 2014 – 2015 гг.
Вид проекта: групповой
Актуальность.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное, их  культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Цель – развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало,

научить детей видеть прекрасное в действиях и поступках героев.

Задачи:
- Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.

-Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.  
-Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
-Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.

Предполагаемый результат:

Развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, способность детей видеть прекрасное в действиях и поступках героев.

Этапы проекта:
1 Подготовительный

-Изучение методической литературы.
-Подбор русских народных сказок для дошкольного возраста.
-Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.

- Разработка перспективного плана, конспектов.

           Перспективный план

п/п

Дата

Тема

Программное содержание

Материал и оборудование

1.

Сентябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Герои   р.н.с. «Курочка ряба»

Рассказывание детям р.н.с. «Курочка ряба»

Песенка-игра «Вышла курочка гулять»

Инсценировка р.н.с. «Курочка ряба»

Знакомство с героями сказки.

Учить детей слушать сказку в обычном пересказе.

Учить детей выполнять движения под музыку, по показу воспитателя.

Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте;

Фигуры настольного театра

Фонограмма песенки «Вышла курочка гулять»

Фигуры настольного театра

Октябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Чтение детям русской народной сказки «Репка»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка»

Пальчиковая игра «Семья»

Показ сказки «репка» при помощи кукол би-ба бо.

Учить детей внимательно слушать сказку

Учить детей рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию

Развитие мелкой моторики

вызвать интерес к фольклору

Книга со сказкой «Репка»

Книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями

Картотека «Пальчиковых игр»

привлечь к самостоятельному обследованию персонажей сказок (кукол би-ба-бо).

Ноябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

«мир сказок». Рассматривание иллюстраций  русских народных сказок

Рассматривание иллюстраций  зарубежных сказок

Пересказ сказок «Репка» «Курочка ряба», по сюжетным картинкам.

Рисунки по мотивам сказок

Учить детей рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию

Учить детей рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию

  в игровой форме закрепить знания детей по сказкам. 

познакомить малыша с многогранным миром сказок

Книга с русскими народными сказками

Книга с русскими зарубежными сказками

Сюжетные картинки

Цветные карандаши, бумага.

Декабрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Чтение сказки братьев Гримм «Бабушка метелица»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Бабушка Метелица»

Подвижная игра «Метелица»

Повторение сказки братьев Гримм «Бабушка метелица»

познакомить детей с произведениями зарубежных авторов;

Учить детей рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию

Доставить детям радость, учить детей оббегать препятствия

помочь детям понять содержание сказки

Книга сказки братьев Гримм

Книга сказки братьев Гримм

Карточка с правилами игры.

Книга сказки братьев Гримм

Январь

3-я неделя

4-я неделя

Чтение «Сказочка про…»

Чтение «Сказочка про…»

Учить детей слушать сказки; помочь детям понять содержание сказки

учить эмоционально откликается  на воспринимаемое содержание,

Февраль

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Чтение сказки Ш.Перро «Красная шапочка»

Герои сказки

Повторение  сказки Ш.Перро «Красная шапочка»

Прослушивание песни Красной Шапочки из кинофильма

продолжать учить слушать

Рассматривание героев сказки.

Напомнить детям содержание сказки; ввести в активный словарь слова, встречающиеся в сказках

Учить  внимательно слушать, художественное произведение, выполнять движения, соответствующие тексту.

Книга со сказкой «Красная шапочка».

Фигуры настольного театра

Книга со сказкой «Красная шапочка».

Фонограмма песни

Март

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

рассказывание сказки «Заюшкина избушка».

Подвижная игра «Зайке холодно стоять…»

Пересказ сказки «Заюшкина избушка», по сюжетным картинкам.

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

Продолжать учить детей слушать сказку в обычном пересказе

Учить выполнять движения, соответствующие тексту.

в игровой форме закрепить знания детей по сказке. 

Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте на примере героев сказки показать, что нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей

Фонограмма песни

Сюжетные картинки

Ширма, куклы би-ба-бо

Апрель

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

выставка  «книжки-самоделки».

Рассматривание книжек-самоделок с детьми

Чтение сказок из книжек-самоделок

Чтение сказок из книжек-самоделок

Развивать умение детей совместно с родителями изготавливать книжки-самоделки.

Учить детей рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию

помочь детям понять содержание сказки; вызвать желание послушать сказку еще раз

помочь детям понять содержание сказки

Книжки-самоделки

Книжки-самоделки

Книжки-самоделки

Книжки-самоделки

2. Основной
 -Разучивание потешек, песен, закличек, загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр.
-Подбор иллюстраций по русским народным сказкам и потешкам.
-Чтение и рассказывание русских народных сказок согласно возрасту детей с использованием аудиозаписей.
-Просмотры сказок, мультфильмов с использованием современных технологий.
-Обыгрывание сказок, потешек, закличек и т. д., используя кукольный, настольные, пальчиковые театры.
-Использование дидактических игр «Назови сказку», «Собери сказку», «Вспомни потешки»,; настольно-печатных «Сказки», «Ассоциации», «Любимые сказки», «Загадки для малышей», пазлы по русским народным сказкам.
-Использование пальчиковых игр в НОД и в свободной игровой деятельности: «Курочка-рябушка», «Любимые сказки», «Колобок», «Бараны», «Мыши» и т. д.

3. Заключительный

- Родительское собрание: «Нравственное воспитание через сказку»
- Оформление фотовыставки по материалам проекта
- Выставка рисунков, поделок.
- Инсценировка сказок «Волк и козлята».

  - Акция «Подари книгу в группу

Тесты диагностирования детей (на начало и конец проекта).

Тест №1 «Назови сказки»
Цель: выявить знания детей о сказках.
Материал: иллюстрации к сказкам («Репка», «Колобок», «Курочка – Ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Рукавичка», «Три медведя», «Жихарка», «Пых»)
Методика диагностики: предложить ребенку перечислить знакомые сказки.
Критерии диагностики:
1 балл – не знает;
2 балла - называет известные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)
3 балла – ребенок называет большинство сказок.

Тест № 2 «Расскажи сказку»
Цель: выявить умение связно передать содержание известной ребенку сказки.
Методика диагностики: предложить ребенку рассказать сказку на выбор.
1 балл – отказывается рассказать сказку;
2 балла – ребенок рассказывает с помощью воспитателя;
3 балла – ребенок свободно рассказывает сказку.
Критерии диагностики:
Низкий. В ответ на просьбу взрослого ребенок не называет, не рассказывает сказку.
Средний. Ребенок по просьбе называет, рассказывает сказки с помощью воспитателя.
Высокий. Ребенок с удовольствием рассказывает известные сказки, перечисляет герои, дает им характеристику, переживает, восхищается ими.
Тест № 3 «Умение слушать сказку»
Цель: выявить умение детей слушать внимательно сказку.
Материал: сказки.
Методика диагностики: педагог предлагает детям почитать сказку.
Критерии диагностики:
Низкий: Во время чтения сказки ребенок не редко отвлекается, на вопросы по содержанию не отвечает, отказывается.
Средний: Проявляет интерес к чтению художественной литературы, может назвать героев сказок, выражает сочувствие, сопереживание, восхищение. Всегда проявляет интерес к слушанию сказок.
Высокий:. Охотно слушает чтение художественной литературы. Излагает события в определенной последовательности, используя выразительные средства языка сказки.

Работа с родителями

№ п/п

месяц

содержание

1

Сентябрь

Изготовление ширмы  для инсценировки сказок.

2

Октябрь

Информация в родительском уголке о значении сказок в жизни ребенка

3

Ноябрь

 рисуем вместе с мамой  и папой «мир сказок».

4

Декабрь

 Изготовление кукол для театра

5

Январь

придумать сказку вместе с мамой и папой «Сказочка про…»

6

Февраль

совместно с детьми изготавливать атрибуты к сказкам.

7

Март

Информация в родительском уголке как сделать книжку-самоделку

8

Апрель

выставка  «книжки-самоделки».

9

Май

Изготовление костюмов и декораций к спектаклю «репка на новый лад»

                                                Литература

  1. Пословицы и поговорки  2003
  2. Книга для чтения 3- 5, Гербова В.В.
  3. Лучшая книга сказок  М. 2008.
  4. Программа обучения и воспитания в     детском саду. / под редакцией     Н.Е.Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой.
  5. Духовно – нравственное дошкольников сказкой. Л.Г. Гарбуза 2013 г.
  6. Воспитание сказкой - Фесюкова Л.Б.  М 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...