Конспект НОД - Художественная литература
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Килина Марина Геннадьевна

Приобщение детей к поэзии посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-hudojestvennoi-literaturi.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для детей старшей группы

«Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»

Цель: приобщение детей к поэзии через ознакомление со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой», посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи

— Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой» учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел: используя приемы визуализации текста с помощью: иллюстраций, фотографий; многократного чтения текста (воспитателем); беседы по тексту.

— Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения

— Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов — «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;

— Помочь детям почувствовать красоту и выразительность стихотворения, обращая внимание на выразительные средства: метафоры, эпитеты, на композиционное построение произведения:

1 часть – воспоминания о жизни в деревенском доме;

2 часть – фокусник дым;

3 часть — картина про дым.

Развивающие задачи:

— Развивать внимание, память, восприятие.

— Развивать интерес к стихам, как к литературному жанру.

— Развивать диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. — Формировать литературный вкус.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

Коррекционно-логопедические задачи:

обогащать словарный запас — «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;

Развивающая предметно-пространственная среда:

Демонстрационный материал: почтовая коробка – посылка, иллюстрация домовенка Кузи, цветные иллюстрации с изображением различных домов, дыма из труб.

Предварительная работа:

• чтение художественных произведений о домах, беседы о различных строениях

Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе детского сада. Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?».

Создание мотивации:

Раздается стук, вносится посылка от домовенка Кузи.(В посылке фото домовенка, домов с дымами, похожими на различные предметы, изба, стихотворение, иллюстрация к стихотворению, заготовки с изображением домиков с трубой для дорисовки дыма)

— Посмотрите, что нам передали, как вы думаете что это?

— Это посылка от домовенка Кузи

— Хотите узнать, что в посылке?

— Посмотрите, нам Кузя прислал свое фото и письмо, прочитать вам?

Письмо:

«Дорогие дети я живу в деревне Лапти в маленьком домике, под большой печкой. Очень люблю осень и зиму, когда люди растапливают печь, я сажусь на подоконник и наблюдаю, как из печных труб вырывается дымок. И мне сразу вспоминается стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой». Мне бы очень хотелось, что бы и вы увидели эту красоту и пофантазировали со мной. С нетерпением жду нашей встречи, ваш домовенок Кузя».

— Посмотрите, Кузя прислал нам фото своего домика. (Показ избы внутри) Дом одноэтажный, в нем одна большая комната, и большая печь, под которой он и живет. И когда люди уходят из дома, он садится на окно, и послушайте, что он видит.

Чтение стихотворения:

ДОМИК С ТРУБОЙ

Помню я, в детстве над нашей избой

В небо струился дымок голубой,

Чурки пылали за дверцей в печи

И раскаляли огнём кирпичи,

Чтобы держался наш домик в тепле,

Пшённая каша томилась в котле!

И, напевая, летел в дымоход

Дым, согревая зимой небосвод.

Очень мне нравился фокусник-дым,

Он развлекал меня видом своим,

Он превращался в дракона, в коня,

Он заставлял волноваться меня!

Мог он построить над нашей трубой

Царство любое и город любой,

Всякое чудище мог победить,

Чтоб не повадилось людям вредить!

Жалко, что этот дымок голубой

В сказку отправился вместе с трубой!

Чтобы теперь у него побывать,

Надо картинку нарисовать:

Домик с трубой, домик с трубой,

В небо струится дымок голубой!

— О чем это стихотворение?

— Ребята, а вы услышали в стихотворении новые незнакомые слова?

Чурки пылали — короткий обрубок дерева

За дверцей в печи

И раскаляли огнём — сильно нагреться

Кирпичи,

Чтобы держался

Наш домик в тепле,

Пшённая каша

Томилась в котле! — Сваренная каша ожидала, доходила до готовности.

И, напевая,

Летел в дымоход – канал для выхода дыма из печи, топки в трубу

Дым, согревая

Зимой небосвод. – открытое небо в виде купола, свода

Всякое чудище

Мог победить,

Чтоб не повадилось — не хотелось

Людям вредить!

Домик с трубой,

Домик с трубой,

В небо струится — вытекать маленьким потоком

Дымок голубой!

— Оказывается, Кузя прислал нам еще и фотографии с изображением дымящих труб. Смотрите, какие интересные дымы. Посмотрите, на что похожи эти дымы?

Физ.минутка:

— Встаньте, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ветер волнуется», а когда ветер волнуется, дым принимает различные формы. Вы и будете сегодня дымом.

«- Ветер волнуется раз, ветер волнуется два, ветер волнуется три. Волшебный дымок, на месте замри».

— Посмотрите какой дым волшебный у нас, вот этот похож…, (2 раза)

Повторное прочтение стихотворения:

— Давайте еще раз прочтем стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой» (читаю)

— Что же видит из окна Кузя? (ответы детей)

— А что происходило в доме, когда топилась печь?(ответы детей)

— Как в стихотворении Юнны Мориц, называется дым? (фокусник)

— А почему его так назвали?(ответы детей)

— С каким настроением Кузя вспоминает об этом?

— Вы заметили, что в стихотворении есть какая-то просьба? (нарисовать)

— Посмотрите, в нашей посылке, есть еще домики с трубой, давайте каждый из вас придумает свой необычный дымок и нарисует его.

Рисование дыма:

Дети проходят за столы и рисуют дым, затем работы вывешиваются на доску.

— Я уберу Кузины дымы, а ваши повесим и посмотрим на них, я ещё раз прочту стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой», а вы послушайте.

Чтение стихотворения третий раз:

— Как называется стихотворение, которое вы слушали? (ответы детей)

— Скажите, кто написал стихотворение «Домик с трубой»? (ответы детей)

— Как вы думаете, наши рисунки подходят к стихотворению? (ответы детей) Конечно, ведь у вас у каждого получился очень необычный и волшебный дым.

— Давайте отправим наши рисунки Кузе, пусть он тоже посмотрит и пофантазирует.

Убираем рисунки в посылку, закрываем и приклеиваем обратный адрес.

— Вечером вы покажите свои рисунки родителям, расскажите какое волшебное стихотворение мы слушали, а потом запакуем рисунки в посылку и отправим Кузе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 1.

Серия конспектов по  произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....

Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 2.

Серия конспектов по  произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....

Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 3.

Серия конспектов по  произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....

Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Лесной воробей и серая мышь")

Чудесные сибирские народные сказки! Из них дети узнают о своем родном прекрасном,величественном, порой суровом крае....

Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Таежные комары, сохатый зверь и птичка - невеличка")

В занятии использованы элементы социоигровой педагогики. Проживая сказку, пропуская через себя, дети очень хорошо усваивают произведение, замечают,открывают для себя много нового и интересного....

Конспект по художественной литературе.

Конспект по художественной литературе "Под грибом" средняя группа для детей с ОВЗ...