Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественной литературе «Путешествие в мир книги» для детей старшего возраста
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Арефьева Юлия Александровна
Формирование представления о возникновении письменности и книги. Приобщение детей к художественной литературе. - познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; - дать детям знания о том, как преобразовывались книги под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики; - активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к миру книг; -воспитать бережное отношение к книге; -развивать слуховое, зрительно внимание, слухо - речевую память, мыслительные операции. - развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками; - развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий. - развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу; - упражнять дошкольников в логичности, связности, последовательности высказывания; -совершенствовать умение грамматически правильно строить фразы; - развивать у детей объяснительную речь. - приобщать детей к развитию художественного восприятия эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literature_2019.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №18 Петродворцового района  города  Санкт - Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по художественной литературе

«Путешествие в мир книги»

для детей старшего возраста

Подготовил и провел:

Воспитатель

 старшей – подготовительной

 группы

Арефьева Ю.А.

Ломоносов 2019г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественной литературе «Путешествие в мир книги»  для детей старшего возраста

Составила воспитатель: Арефьева Юлия Александровна, ГБДОУ детский сад №18 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Тема: «Путешествие в мир книги»

Цель: Формирование представления о возникновении письменности и книги. Приобщение детей к художественной литературе.

Интеграции образовательных областей: Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Задачи:

 «Познавательное развитие».

- познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги;

- дать детям знания о том, как преобразовывались книги под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики;

- активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к миру книг;

-воспитать бережное отношение к книге;

-развивать слуховое, зрительно внимание, слухо - речевую память, мыслительные операции.

 «Социально-коммуникативное развитие».

- развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками;

- развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

 «Речевое развитие».

- развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу;

- упражнять дошкольников в логичности, связности, последовательности высказывания;

-совершенствовать умение грамматически правильно строить фразы;

- развивать у детей объяснительную речь.

 «Художественно-эстетическое развитие».

- приобщать детей к развитию художественного восприятия эстетического вкуса.

 «Физическое развитие».

- сохранять и укреплять физическое и психического здоровье детей посредством физминутки, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Методы и приемы:

- практические (решение проблемных ситуаций, физминутка);

- наглядные (наблюдение, демонстрация атрибутов);

- словесные (беседа, ситуативный разговор, вопросы).

Материал и оборудование:

Презентация «Путешествие в мир книги», компьютер, экран, кусочки бересты, черные мелки, цветные карандаши, книги, толстая веревка, разноцветные шнурки разной длины, Предварительная работа:

Рассматривание красочно оформленных книг на выставки. Рассматривание из каких частей состоит книга. Беседа. Рассматривание иллюстраций с изображением печатных станков, старинных книг. Чтение загадок, пословиц о книгах, о правилах общения с книгой.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Физминутка

Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций

Коммуникативная Беседы, отгадывание загадок, вопросы

Восприятие художественной литературы Рассказывания, обсуждения.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников

 Ожидаемый результат

вызвать интерес к произведению развивать речь детей, формировать навык пересказа,

развивать внимание, память детей,

Программное содержание:

Обогатить знания о создании бумаги и книги.

Закрепить знания детей о библиотеке ее значении, поведении, о профессии библиотекарь его обязанностях; закрепить знания о малых фольклорных формах.

Систематизировать знания детей о литературных произведениях разных писателей; Формировать умение узнавать литературные произведения по отрывкам.

Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки.

Развивать связную речь детей, развивать память, воображение; побуждать детей эмоционально реагировать на содержание любимых произведений.

Воспитывать любовь и уважение к книге, драматизации.

Словарная работа: активизация пословицы, считалки, дразнилки, скороговорки

Оборудование: Оформление зала виде библиотеки (стойки с книгами, портреты писателей), волшебная книга, глиняная дощечка, мешочек потерянных вещей, чудо-перо, игра «Собери пословицу», использование ИКТ (презентация, картинки к загадкам)

Предварительная работа: знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, дразнилок, чтение сказок). Беседа о создании книги, бумаги. Знакомство с творчеством разных писателей. Работа над постановкой сказки «Муха-Цокотуха».

Ход занятия:

Дети заходят в зал оформленный библиотекой. Становятся полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Вы сегодня пришли сюда и попали в загадочный мир. Почему он загадочный и куда мы попали?

Дети: Мы попали в библиотеку.

Воспитатель: Как вы догадались, что это библиотека? И чем занимаются в библиотеке?

Дети: В библиотеке множество стилажей с книгами разных писателей. В библиотеке можно взять книгу для чтения.

Воспитатель: Кто работает в библиотеке?

Дети: В библиотеке работает библиотекарь.

Воспитатель: В чем заключается работа библиотекаря?

Дети: Библиотекарь следит за порядком, все ли книги стоят на своем месте; может помочь выбрать книгу; своевременно ли сдается книга.

Воспитатель: Кем являемся мы, когда приходим в библиотеку?

Дети: Читателями.

Воспитатель: Ребята, как нужно вести себя в библиотеке?

Дети: Тихо, чтобы не мешать другим читателям.

Воспитатель: Молодцы. Я приглашаю вас в этот волшебный мир, где можно узнать много интересного. В этой библиотеке есть множество книг разных писателей, но сейчас я хочу вас познакомить с одной волшебной книгой, хранительницей библиотеки. Эта книга не простая она любит путешествовать. Вы не боитесь неизвесностей? Хотите путешествовать с книгой? Тогда становитесь в круг. Будем передавать книгу друг другу и произносить волшебные слова и только мы закончим, в книге появится какой-то предмет, который может нам рассказать о чем-то.

Дети становятся в круг, передают книгу и произносят слова:

Час настал волшебства,

Книга вновь к нам пришла.

Книгу в руки возьмем

И друг другу передаем

Знания мудрость узнаем.

Воспитатель: Ребята, в книге появилась глиняная дощечка. О чем может рассказать дощечка?

Дети: Дощечка расскажет нам о том, как пришла к нам книга, об истории книги.

Воспитатель: Книга предлагает посмотреть фильм, побывать в прошлом и узнать, на чем писали древние люди.

Просмотр презентации «История книги»

Воспитатель: Мы побывали в прошлом, увидели, на чем писали наши предки. Волшебная книга предлагает отправиться дальше. Становитесь в круг. (Передаем книгу, достаем свистульку, садимся на стулья)

Воспитатель: Что появилось в книге?

Дети: Свистулька.

Воспитатель: Свистульку делали народные умельцы, а еще народ любил придумывать разнообразный фольклор. Что такое фольклор?

Дети: Фольклор это народное творчество.

Воспитатель: Какой вы знаете фольклор?

Дети: Потешки, дразнилки, считалки, небылицы, скороговорки, пословицы, поговорки, сказки, народные игры.

Воспитатель: Какие дразнилки вы знаете? (перечисляют дразнилки)

Воспитатель: Ребята, но мы знаем, что дразниться обидно и не хорошо.

Воспитатель: Какие вы знаете скороговорки? (рассказывают скороговорки)

Воспитатель: Для чего нужны скороговорки?

Дети: Скороговорки нужны для правильного произношения звуков.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы знаете множество считалок. Давайте выйдем, сделаем круг и будем рассказывать считалку, на кого попадет водить, тот будет следующим, который будет считать. (Проводится игра)

Воспитатель: Ребята, пока мы считались, на ваших столах появились карточки-картинки. На карточках нарисована часть пословицы. Ваша задача найти у товарища вторую половину пословицы и стать в пару в ручеек.

Звучит музыка, дети ищут вторую карточку-картинку и становятся в пару в ручеек. Когда все дети собрались в пары, проводится игра ручеек. Пара проходит вперед и озвучивает пословицу.

Воспитатель: Отправляемся дальше и я вижу, в нашей книге уже что-то появилось, (Достаем с книги портрет писателя)

Воспитатель: Ребята, чей это портрет? Каких вы писателей знаете?

Дети: А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, С. М. Михалков, А. Л. Барто, К. И. Чуковский, М. М. Пришвин, Н. Н. Носов

Воспитатель: Я предлагаю вам отрывки из произведений, вы слушаете и называете что это за произведение и кто автор.

• «У меня живет козленок, я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый рано утром отнесу». А. Барто «Козленок».

• «Только заинька был паинька: не мяукал и не хрюкал – под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал…». К. Чуковский «Путаница».

• «Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать, ищет глупого мышонка, а мышонка не видать» С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

• «Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. «А что у вас?» С. М. Михалков

• «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый все бродит по цепи кругом…»

А. С. Пушкин «У Лукоморья…»

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Предлагаю отправиться в путь. (передают книгу, открываем достаем книжку-малышку сказку)

Воспитатель: Ребята я думаю никто не будет спорить, что любимым жанром художественной литературы у детей являются сказки. Книга предлагает нам побывать в сказках.

Воспитатель: Посмотрите, вместе с книгой появился мешочек с какими-то предметами. Я, кажется, догадалась, это мешочек потерянных вещей. Нужно узнать кто хозяин этой вещи, и с какой сказки.

- Азбука, колпак (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».)

- Туфелька. (Золушка. Ш. Перро. «Золушка»)

- Яблоко (Старуха. А. Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Большая голубая шляпа. (Незнайка. Н. Носов «Незнайка в солнечном городе»)

- Роза (Кай и Герда, Х. К. Андерсен «Снежная королева»)

- Сети (Старик А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Половина грецкого ореха (Дюймовочка. Х. К. Андерсен. «Дюймовочка»)

- Зеркало (Царица. А. Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Воспитатель: Ребята, появилось волшебное перо, которое пишет сказки для детей, но что-то случилось и перо стало делать ошибки в названии сказок. Нужно исправить ошибки. (проводится игра, дети передают перо из рук в руки и говорят правильное название сказки или заканчивают начатое.)

«Суп из топора» -

«По-заячьему велению» -

«Зеленая шапочка» -

«Кот в туфлях» -

«Два поросенка» -

«Лиса и заяц» -

«Волк и пятеро щенят» -

«Сестрица Танюшка и братец Иванушка» -

«Мальчик с ладошку» -

«Сивка-мурка» -

Продолжи фразу

Гуси-

Царевна-

Аленький-

Винни-

Маша и –

Заюшкина-

Спящая –

Вершки –

Воспитатель: Молодцы, исправили все ошибки. Дети вы любите отгадывать загадки? Я предлагаю загадки из сказок.

1. Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)

2. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём и светло от них, как днём. (Жар-птица)

3. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет и в дороге слезы льёт. (Федора)

4. В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)

5. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись. (Три поросёнка)

6. И зайчонок, и волчица – все идут к нему лечится. (Доктор Айболит)

Воспитатель: Все загадки угадали. Но все же книга предлагает побывать в сказке по-настоящему. Хотите? Я предлагаю посмотреть сказку «Муха-Цокотуха» (драматизация сказки)

В детской книжке сто картинок,

Сто стихов и сто историй,

Сто вопросов и ответов,

Тьма загадок и затей.

Обо всем расскажет книжка,

Мир большой покажет книжка,

Доброму научит книжка

Школьников и малышей.

Там под яркою обложкой

Проживают тетя Кошка,

Храбрый олененок Бэмби,

Бармалей и Айболит.

Злой всегда там проиграет,

Жадный больше потеряет,

А кто друга выручает,

Смело слабых защищает

И в беде не унывает –

Непременно победит!

И пускай придумать сказку

Соберется мудрый взрослый,

Пусть другой почтенный взрослый

Книжку ту решит издать,

А художник вдохновленный

Кисть возьмет свою и краску

И для этой детской книжки

Сказку станет рисовать.

Много новых нужных книжек

Для девчонок и мальчишек

Обязательно напишут,

Нарисуют, издадут –

Интересных, разных, ярких,

О морях и странах жарких.

Эти книжки все ребята обязательно прочтут!

Воспитатель: Ребята вам понравилось путешествовать с книгой? Я думаю вы еще не раз будете путешествовать по разным местам читая увлекательные книги, потому что у вас еще все впереди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.  Интеграция образовательных областей:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественной литературе «Путешествие в страну сказок»

Цель: закрепить и расширить знания детей о сказках, создать у детей радостное, эмоциональное настроение.Задачи:-помочь детям вспомнить названия сказок и их героев-развивать память, мышление, воображен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике «Сказочное путешествие в мир математики» для детей среднего возраста

Воспитывать интерес к математике, учить доводить начатое дело до конца; воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, взаимопомощь в ходе игры, желание прийти на помощь. Развивать умение...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Волшебные деревья» в технике пластилинография. для детей старшего возраста

Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, апплика...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир книг» для детей старшей группы компенсирующей направленности

Формировать представления детей о создании первой печатной книги с использованием ТС, о частях книги, их назначении; закрепить представление о библиотеке.Развивать мелкую и общую моторику, пространств...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру "Путешествие в страну Здоровье" для детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для формирования представлений детей о том, что такое здоровье и как его сберечь....