Картотека считалок с элементами народного фольклора.
картотека по художественной литературе (средняя группа)

Зосим Светлана Леонидовна

Считалками пользовались дети как в далёкие времена, так и сейчас. Самое главное её назначение: она является любимым помощником в распределении ролей в прятках, в пятнашках, в «волках и овцах» и в других играх. Иногда играющие, которые хотят начать игру первыми, кричат: «Чур, я –первый!». Но многие из детей хотят быть первыми или наоборот.

     Что так нравится детям в считалках? Их предназначение сохранилось, ведь на кого падёт выбор, тому и повезёт. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирает по воле случая. Детские считалки вырабатывают в характере такие качества, как чувство товарищества и честность.  

     Все  участники игры встают в  круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку. Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и  слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.

Считалка не повторяется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека считалок с элементами

народного фольклора

                                    Воспитатель: Зосим С. Л.

      Считалками пользовались дети как в далёкие времена, так и сейчас. Самое главное её назначение: она является любимым помощником в распределении ролей в прятках, в пятнашках, в «волках и овцах» и в других играх. Иногда играющие, которые хотят начать игру первыми, кричат: «Чур, я –первый!». Но многие из детей хотят быть первыми или наоборот.

     Что так нравится детям в считалках? Их предназначение сохранилось, ведь на кого падёт выбор, тому и повезёт. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирает по воле случая. Детские считалки вырабатывают в характере такие качества, как чувство товарищества и честность.  

     Все  участники игры встают в  круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку. Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и  слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.

Считалка не повторяется.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.

Раз, и два, и три, и десять,
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет.

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, поиграй-ка,

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу.

Цынцы-брынцы, куда едешь?

Цынцы-брынцы, в городок,

Цынцы-брынцы, чего купишь?

Цынцы-брынцы, балычок

За морями, за горами,

За высокими лесами

На полянке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.

Раз, два - в лесу трава,

Три, четыре - круг пошире,

Пять, шесть - сушки есть,

Семь, восемь - в гости просим,

Девять, десять - земляника…

Ну-ка, Даша, поводи-ка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает новый месяц.

Кто до месяца достанет,

тот и прятаться не станет.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Аты-баты — шли солдаты

Аты-баты — на базар,

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар,

Аты-баты — сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — кто выходит?

Аты-баты — это я.

Дора, Дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как же вора наказать.

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть рисунки и картинки.

Раз, два, три, кому хочешь, - дари!

Сива, ива,

Дуба, клен,

Шуга-юга,

Вышел вон!

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать,

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами- щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся-иди!

Конь ретивый,

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой.

Кто коня

Того поймает,

С нами в салочки

Играет

Раз, два, голова;

Три, четыре, прицепили;

Пять, шесть, сено везть;

Семь, восемь, сено косим;

Девять, десять, деньги весить;

Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Трынцы, брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы,

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел

Эники-беники ели вареники

Эники-беники - клёц!

Вышел российский матрос.

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

На диване ехал слон .

Кто не верит - выйди вон!

Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз - два - три,

Королевой будешь ты!

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Шишел — вышел, вон пошел,

На боярский двор зашел,

Там бояре шапки шьют,

За окошко их кладут.

Ходит свинка по борý,

Рвет траву-мураву.

Она рвет и берет

И в корзиночки кладет.

Этот выйдет, вон пойдет!

Раз, два, три -

Огонь пли!

Тани, Вани, что за вами, -

Вы стоите все столбами?

Там за вами лавка есть,

На нее надо присесть:

Поскорее все беги,

А ты, мальчик, поводи!

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет,

Скачет

По полям

Тут и там!

Тут и там!

Где проскачет он –

Выходи из круга вон!

Под горою у реки

Живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!

Бубенчики, бубенчики,

Летели голубенчики

По утренней росе,

По зеленой полосе.

Сели на сарай.Беги, догоняй!

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

Эй, Ванюша, посмотри –

Мы пускаем пузыри:

Красный, синий, голубой,

Выбирай себе любой!

Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду.

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак!»

Шла кукушка мимо леса –

За каким-то интересом,

Инти, инти, интерес,

Выходи на букву «с».

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит — это он,

Выходи из круга вон!

Курочка-потатурочка,

Кукушка-рябушка

Сели, горели,

За море летели.

За морем горка,

На горе дубровка,

В дубровке царица,

Красная девица,

Медок, сахарок, -

Поди вон, королёк!

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела —нам велела.

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим!

В поле сеяли бобы,

В саду выросли грибы.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы пришли сюда играть.

В саду деревья и кусты,

А найти нас сможешь ты?

-Заяц белый,

Куда бегал?

-В лес дубовый.

-Что там делал?

-Лыки драл.

-Куда клал?

-Под колоду.

-Кто украл?

-Родион.

Выйди вон.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, десять, десять,

Выплыл ясный (круглый) месяц,

А за месяцем луна,

Мальчик девочке слуга.

Ты, слуга, подай карету,

А я сяду да поеду.

Ты, слуга, подай метлу,

А я в карете подмету.

Ой ты, зоренька-заря,

Заря вечерняя,

А кто зореньку найдет,

Тот и вон пойдет.

Ой ты, зоренька-заря,

Заря утренняя,

Кто до зореньки дойдет,

Первый в хоровод войдет.

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Будем в прятки

Мы играть.

Небо, звезды,

Луг, цветы –

Ты пойди-ка

Поводи!

Обруч, круж,

Обруч, круж.

Кто играет

Будет уж.

Кто не хочет

Быть ужом,

Выходи

Из круга вон!

Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы,

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы.

Становитесь-ка играть,

Воеводу выбирать.

Воевода – из народа,

Выходи из хоровода.

А ты, добрый молодец,

Становись в самый конец!

Ягодка –

Малинка,

Медок –

Сахарок.

Вышел

Иванушка –

Сам

Королек.

Катилась торба

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем поделиться?

За стеклянными горами

Стоит Ваня с пирогами.

Здравствуй, Ванечка-дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала.

Оказалась впереди.

Кто не верит – выходи.

Эй! Иван,

Полезай в стакан,

Отрежь лимон

И выйди вон!

Чтобы дом построить новый,

Запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо,

Краску, гвозди,

Паклю

И замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Шла бабка с заморья,

Несла кузовок.

В том кузовочке

Лежали грибочки,

Кому – гриб,

Кому – два,

А тебе, дитятко,

Весь кузовок.

Серый зайка вырвал травку.

Положил ее на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот и вон пойдет.

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет

Первинчики,

Другинчики,

Летали голубинчики

По утренней росе,

По зеленой полосе.

Здесь яблоки, орешки,

Медок, сахарок,

Поди вон в уголок!

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной -

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых людей!

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет по полям

Тут и там.

Где проскачет он,

Выходи вон.

Ехала телега,

Сломалось колесо.

Сколько гвоздей

На починку пошло?

(….) (ответ)

При ответе считают. Выходит тот, на кого пришлось названное число.

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду, - бульк!

Тара — бара домой пора

Коров доить, тебе водить.

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит - выйди вон!

Эни, бэни, рики, таки,

Буль, буль, буль, кораки, шмаки.

Эус, бэус, краснадэус - батц!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди в поле –

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо –

Звезды горят,

Журавли кричат.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь!

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать –

Нам водилку выбирать!

Тара-тара-тарара,

Вышли в поле трактора,

Стали пашню боронить,

Нам бежать, тебе водить!

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит,

Если веришь, стой и жди,

А не веришь - выходи!

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты.

Зайчишка - трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капустку нашел,

Сидит, грызет,

Иди прочь - хозяин идет!

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

Кады, бады, налей воды.

Корове пить, тебе водить.

Раз, два, три -

Полетели комары!

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы выходим поиграть.

Надо воду выбирать,

Будем мы тогда считать.

Топ, топ, топоты,

Водой точно будешь ты.

Я играю с вами в прятки,

Я считаю до пяти.

На кого я попадаю,

Выходи, давай води.

Раз, два, три. На полянку выходи,

Хороводы заводи,

Кто остался,

Тот води.

Говорят на заре,

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка

Вот и вся считалка.

В синем море-океане

Золотой корабль плывет.

А на острове Буяне

Темный лес растет.

Станем думать да гадать,

Как нам сосны сосчитать.

Ты не думай, не гадай,

Только нас ты догоняй.

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать,

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами- щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся-иди!

Шли бараны по дороге

Промочили в луже ноги

Стали ноги вытирать:

Кто платочком,  

Кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей!

Шла кукушка мимо сети,  

А за нею малы дети.  

Все кричали:"Кукумак!"  

Убирай один кулак!  

(В начале все выставляют оба кулака)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

Картотека русского народного фольклора для детей и родителей

Заклички, приметы, народные игры распределены по временам года, что ускоряет поиск материала....

Сценарий праздника с элементами народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста «Ах, лето красное, солнышко ясное…»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности чело­века, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закла­дывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к ...

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по физическому развитию с элементами русского народного фольклора по теме «Ярмарка»

Приобщение детей к истокам русской культуры на примере изучения подвижной народной игры «Коршун».Развитие у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, содействие творческому проявлению ...

Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалист...

Конспект ООД по развитию речи с элементами народного фольклора на тему: «Волшебный сундучок»

Конспект был составен для проведения открытого занятия по теме самообразования....