Из опыта работы.
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Малюкова Екатеина Сергеевна

Центр книги в группе, как средство развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_1.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Центр книги в группе, как средство развития речи детей.

Здравствуете!!

Я молодой специалист. В 2016году я пришла работать в детский сад №12 г.Сердобска, после окончания института.

Первое яркое  впечатление с чем я столкнулась, был проект-«PRO-чтение», в реализации которого детский сад активно принимал участие

Поскольку  я сама очень люблю книги, чтение,  силу своих возможностей включилась  в  эту работу.

Социологии  выявили, в мире тенденцию:  снижение интереса к чтению, резкое сокращение доли чтения в структуре свободного  времени детей.

Наш президент В, В. Путин говорил: ( не читаешь)

«Воспитание традиций чтения –  это то, чем славилась наша страна.  Очень важно с детства воспитывать навыки чтения книг.  Это то, без чего не обходится жизнь любого нормального образованного человека.  Давайте заниматься этим и далее»...

Трудно не согласиться с этим высказыванием

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Что бы воспитатель читателя в ребенке, взрослые ( педагоги и родители)  должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека,

знать книги, рекомендуемые для детей, уметь интересно беседовать с малышом и помогать ему в умении рассказывать о том, что прочитали.

Учеными доказано, что такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве группы благотворно влияют на воспитание и образование, а также на здоровье детей.

Для приобщения детей к чтению художественной литературы в каждой группе любого детского сада имеется книжный уголок или центр. Был он и в нашей группе. Но соответствует ли его содержание методическим и педагогическим требованиям в свете новых нормативных документов?

Как сделать этот центр действительно интересным, полезным детям, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, а дети имели возможность каждодневного общения с книгой,

Эти размышления натолкнули нас на идею проведения в группе образовательного проекта по преобразованию, обогащению книжного центра. Который получил название «Центр книги в группе,  как средство речевого развития детей»

Цели проекта: - воспитание у дошкольников интереса и любви к книге, развитие познавательной активности, творческих способностей детей в процессе преобразования «Центра литературного чтения»;

 Задачи: -создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к чтению, развитию познавательной активности, творческих способностей детей, а также взаимодействию всех участников образовательного процесса;

-формирование у дошкольников устойчивого интереса и любви к книгам, чтению;

-развитие творческих способностей детей и взрослых в процессе преобразования предметно-развивающей среды.

 Большую помощь в изучении этого вопроса  нам  оказало пособие,  Еленой Федоровной Купецковой: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой», которое я активно использовала в своей работе.

В основу проекта  я положила модель трех вопросов.

«Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?».

Ответы детей записывали, а затем систематизировали.

Данные опроса показали, что нашим детям одинаково нравятся и фольклорные произведения, и научно-познавательная литература.

Начав работу над нашим  проектом  отметили, что  центр книги очень простым. Нужно было сделать его ярким, привлекательным, настоящим центром где дети  не просто листают книга, а развивают речь обогащая ее новыми словами.

Прежде  всего для  обновления  книжного центра мы отвели хорошо освещенное естественным светом место.  он расположен далеко от игровой зоны..  Наряду с художественной литературы, соответствующий программе и возрастным особенностям детей, здесь же находятся настольные и дидактические игры по знакомым произведениям.

Есть полка, где представлены книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца,- для составления рассказов. Эта папка находится в свободном доступе для каждого ребенка.

 Выделено место для игр по обучению грамоте: в нем есть буквы, схемы, магнитные доски,

Имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг».

Как продолжение книжного центра  мы  оформили уголок уединения, где ребенок может в соответствии со своими интересами полистать журналы, посмотреть любимые книги,  а также обыграть эпизоды любимых произведений с помощью театра игрушек и др., «позвонить» родителям по телефону и рассказать  какую книгу он посмотрел.

Также  оформили подставки-витрины для интересной книги.

 Наши воспитанники часто приносят в группу свои любимые книги, в том числе, познавательного характера, ориентирующие их на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания. Такие книги у нас размещены в специально отведенном месте в ярком лоточке, чтобы привлекать внимание детей.

В рамках  нашего проекта, мы  так же  организовали.«Мини-музей книги».

 Идею подсказали сами дети, задав вопрос «,а что книги всегда были такие? А какие были старинные книги ?Где можно увидеть старинные книги кроме библиотеки?

Вместе с родителями, детьми , сотрудниками детского сада в мини-музее  у нас собраны сохранившиеся в семьях старинные издания,

книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги и т. д.

 Отдельно выделены произведения о природе,

книги для мальчиков и книги для девочек,

необычные книги (книги-малютки, книги-великаны, книги-шкатулки, книги на разных языках).

Огромный  интерес у дошкольников вызвало создание экспозиции, в которой собраны макеты, образцы самых первых книг – каменные книги, пергамент, папирус, берестяные грамоты, глиняные дощечки,

а также «орудия труда» писателей. Здесь у нас собраны не только гусиные перья и чернильницы. Из дома дети принесли необычной формы и размера сувенирные карандаши, ручки, фломастеры.

Также мы включили в экспозицию пластилиновые и глиняные пластины и деревянные зубочистки, чтобы дать детям возможность самим попробовать написать на них что-нибудь, как когда-то писали наши предки. Особое внимание мы уделили «книжкам-самоделкам». Изучив  методическую литературу, познакомившись с опытом других педагогов   стало ясно ,что  бы  развивалась речь детей, обогащался словарь

необходимо научить детей  рассуждать, пересказывать  и что бы этот процесс был интересным  для детей он должен быть интегрированным.  .

 А этому  как раз способствует  процесс изготовления книжек- самоделок, Такая  работа привьет им  интерес к чтению , привлечет внимание к книге  ,  способствует расширению словаря.

С детьми я постаралась изготавливать с детьми не простые книжки – самоделки, какие обычно встречаются , а книжки – сюрпризы

Мы не старались  свести нашу работу только  конструированию  разнообразных форм  книг. Я старалась показать детям, как книги  создаются, печатаются. Брошюруются.  Это очень заинтересовала детей. Центр книги в группе стал для них любимым местом  и никогда сейчас не пустует.

Работа над проектом продолжается. Но есть уже и первые результаты.

Так воспитанники  нашего детского сада,  в том числе и  моей группы  стали победителями Районного конкурса  детских театральных коллективов « Сурская весна», где жюри  особо отметили выразительность и эмоциональную окраску речи наших воспитанников.  ВИДЕО,

 А так же они являются неодакратными победителями конкурса   чтецов в детском саду « Речецвектик», победителями Всероссйского конкурса « Литературная Россия»

А главное речь детей   обогатилась новыми словами, стала более яркой и они стали больше интересоваться книгами, чем раньше.

Работа над проектом в группе способствовала:

- развитию познавательных, творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности, достижению высоких результатов в освоении детьми знаний по образовательным областям

 -создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами группы;

- активизации и обогащению педагогических знаний о музейной педагогике и проектной деятельности всех участников

 Возможные точки роста:

-продолжение работы по привлечению родителей и воспитанников к проектной деятельности ДОУ ;

-представление опыта работы по проектной деятельности городскому педагогическому сообществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....