Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. В. Драгунский «Друг детства»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Татьяна Николаевна Савельева

Знакомство с рассказом В. Драгунского  "Друг детства", используя прием чтения с остановками и вопросы различного типа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_drug_detstva._dragunskiy.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой

в средней группе. В. Драгунский «Друг детства»

Тема. В. Драгунский «Друг детства»

Цель

Знакомство с рассказом В. Драгунского, используя прием чтения с остановками и вопросы различного типа.

Задачи

Способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения. Совершенствовать навык чтения. Развивать речь. Создать ситуации успеха для каждого ребенка. Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий, стимулировать мыслительную и творческую деятельность детей.

Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.

Оборудование

Книга В. Драгунского «Друг детства», цветные карандаши, альбомные листы.

Ход ООД

Предлагаю начать нашу беседу с « Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет»

–Что значит слова «друг» и «дружба»? (Ответы)
– В толковом словаре дается такое объяснение слов «друг», «дружба».
 

«Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой» 

«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» 

О дружбе есть много пословиц. Буду читать начало пословицы, а вы должны будете правильно подобрать ее концовку.

Пословицы о дружбе

Старый друг лучше новых двух.      

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Без друга в жизни туго.  

С хорошим другом и мир добрее.
Верность – основа дружбы.                

Хороший друг — настоящее богатство.

Человек без друзей – что дерево без корней.

- Какие произведения о дружбе и каких авторов мы уже читали?

– Ребята,  кого можно назвать другом? Кто для вас является другом?

(Девочка или мальчик, с которыми можно посекретничать. Мама, которая поможет в трудную минуту. Книга, которую ты читаешь и тебе с ней интересно.)

Прочитайте слова: Юла,  шары, машина, ведерко,  слоник, кубики,  барабан,  лейка, кукла, скакалка, мячик, велосипед, зайчик, лошадка, пирамидка,  домик.

– Как можно назвать эти слова одним словом?

– Могут ли игрушки быть вашими друзьями? Почему?

– Многие из вас выполнили творческое задание – нарисовали свою любимую игрушку. (Рисунки на доске)

– Это любимая игрушка Насти…и т.д.

О дружбе много рассказов написано Виктором Драгунским.

– Ребята, что вы знаете об этом писателе?

Родился Виктор Драгунский в Белоруссии. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его. Очень любил театр, цирк, сам писал пьесы. Виктор Драгунский – писатель, автор популярных рассказов для детей.

– Кто главный герой многих рассказов Драгунского? (Дениска)

В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую – это младший сын Дениска. Своему сыну он посвятил 80 рассказов, которые вошли в сборник «Денискины рассказы». Теперь Денис Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.

Виктора Драгунского нет с нами уже много лет, но книги его продолжают выходить, их с удовольствием читают современные мальчишки и девчонки.

Посмотрите на выставку книг, рекомендую вам сходить в библиотеку или же купить и прочитать книги В. Драгунского. Вы будете смеяться и огорчаться, будете переживать вместе с героями, а это и есть главное, для чего писатель создает книги.

– Мы читали рассказы  Драгунского, проверим, насколько внимательно?

Я называю предмет, а вы – название рассказа, в котором о нем говорится.

  • Шишки («Заколдованная буква»)
  • Манная крупа («Тайное становится явным»)
  • Словарь английского языка («Англичанин Павля»)
  • Весы («Ровно 25 кило»)

Рассказ «Друг детства», с которым мы сегодня будем знакомиться, взят из книги В.Драгунского «Денискины рассказы».

– Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ?

– Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображен? (Мальчик.) 

– Как вы думаете, почему он в боксерских перчатках? (Предположения детей.)

– Почему же художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»?

– Ключевые слова к этому рассказу: боксерская груша, плюшевый мишка, не буду боксером. 

– Попробуйте предположить по заглавию и ключевым словам, о чем пойдет речь в этом произведении? 

• Мальчик хочет стать боксером

• Мальчик будет играть с мишкой

• Мальчик передумал быть боксером

– При чтении данного рассказа нам встретятся незнакомые слова. Кто может их объяснить? 

Астроном – ученый, изучающий космос. (занимающийся астрономией, т.е. наукой  о небесных телах и Вселенной)

Капитан. У этого слова несколько значений: главный в спортивной команде, офицерское звание, командир морского судна. В этом рассказе слово будет иметь третье значение.

Груша. Фруктовое дерево, а также его плод, изделие, по форме напоминающее этот плод, спортивный снаряд. В рассказе слово будет обозначать «спортивный снаряд».

Перебиться – с трудом прожить.

Приспичило – очень захотелось.

Волчок – детская игрушка, то же, что юла.

Утиль – отходы, старые, негодные к употреблению вещи.

Плюш – ткань с длинным ворсом.

Плюшевый  – сделанный, сшитый из плюша.

Сподручнее   –  удобно.

– Прочитаю текст, делая остановки, и попытаемся понять, какую дружбу хотел показать нам автор.

Чтение рассказа с остановками

Виктор Драгунский «Друг детства»

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете.

Перебейся как-нибудь без груши.

Он оделся и пошел на работу.

1остановка

- Сколько лет было мальчику?

- Кем мечтал стать Дениска,  когда вырастет?

- Как папа понял сначала Дениску?

- Что ответил папа на желание Дениски?

- Можно ли сказать, что у Дениски плохой папа? Почему?

- Что будет дальше? 

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала: Стой-ка, я, кажется, что-то придумала.

…..

Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!

        

2остановка

- Что придумала мама?

- Что же при этом  увидел Дениска?

- Почему мама, предложила ему для тренировки вместо груши старого плюшевого мишку? Правильно ли она поступила?

- Итак, Дениске приспичило быть боксером. Как, по вашему, должны были поступить родители? (купить грушу, повести ребенка в спортивную секцию…)

Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.

…..

Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

3 остановка

- Отчего же Мишка был облезлый?

- Что вспомнилось Дениске?

- Какие чувства, по вашему мнению, испытывал Дениска в это время?

- Как вы понимаете выражение «бывший самый лучший друг, настоящий друг»?

- Чем может закончиться этот рассказ?

- Ты что? - сказала мама. - Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился (Сдержался) немного, я сказал: Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

- Почему Дениска  передумал стать боксером? (Денис добрый, он не может бить даже плюшевого мишку).

- Кем считает Дениска свою игрушку? (Другом детства. Нельзя бить своего друга, даже если он – игрушка.)

- Почему Дениске не хотелось, чтобы мама увидела его слезы?

- Кто-нибудь из вас мечтал стать боксером?

- Ребята, все встаньте и представьте, что мы маленькие боксеры.

Физминутка

Быть боксером хорошо (движения боксера), а штангистом лучше,

В волейбол играть легко, научиться нужно.

Спинку прямо ты держи, руки вверх всегда тяни.

- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец? 

- Как вы поняли, о чем это произведение? (О настоящей дружбе)

- А кто же такой настоящий друг?

- Дениса можно назвать настоящим другом? (Да, он обладает качествами настоящего друга.)

- Так что же хотел сказать нам автор? Чему нас учит этот рассказ? 

Вывод: Не только человек может быть другом, но и игрушки. Любимая игрушка – это как самый верный близкий друг. Он не обидится, не убежит, не даст сдачи, не предаст.

Какая главная мысль рассказа? Что такое дружба? Понравился ли вам и чем главный герой рассказа?

Главная мысль рассказа «Друг детства» состоит в том, что дружба – это ценные отношения, важна для человека.

Мне понравился главный герой рассказа, Дениска, своей верностью старой дружбе, пусть и с плюшевым медвежонком. Из Дениски, который так относится к своим друзьям, обязательно должен вырасти добрый и порядочный человек.

- С каким рассказом мы познакомились, кто его автор?

- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?

Настоящим другом может быть не только человек, животное, но и игрушка. О друге надо заботиться.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказа?

- На столах у вас лежат картинки с изображением мишки. Закрасьте мишку нужным цветом. Если рассказ у вас вызвал: 

Грусть – синий

Радость – желтый

Обида (или жалость) – красный

Уважение – зеленый

Изодеятельность «Друзья» (из ладоней) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К.ЧУКОВСКОГО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:«ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К. ЧУКОВСКОГО»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе: Н. Сладков. «Почему ноябрь пегий»

Цель:  Ознакомление  детей с новым произведением Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий» Задачи: помочь понять смысл фразы «почему ноябрь пегий»; активизировать словарь; учить внимательно слу...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе

Конспект НОД  по ознакомлению с художественной литературой в средней группе...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными сказками о животных, развивать мышление, расширять словарный запас, умение понимать и объяснять смысл пословиц, воспитывать милосердие, умение др...