Городское методическое объединение. Презентация на тему: Поиск эффективных методов и технологий для поддержки совместной детско-родительской деятельности, направленной на развитие и понимание задач знакомства с художественной литературой.
презентация к уроку по художественной литературе (средняя группа)

Заднепровская Татьяна Александровна

Сегодня в современном обществе наблюдается такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребенком все реже практикуется в семьях. Это требует сил, внимания и времени, которых многим родителям не хватает. И еще, многие из родителей признаются в том, что не умеют увлечь чтением своего ребенка - сделать этот процесс увлекательным и развивающим.

Одновременно с этим, мониторинг образовательной деятельности, проведенный в группах нашего детского сада и, я думаю и других дошкольных учреждений, печально регистрирует не самые лучшие показатели освоения Образовательной области "Речевое развитие". И все это на фоне того, что Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает нам , что "знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы" - одна из основных задач речевого развития в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обмен опытом25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Поиск эффективных методов и технологий для поддержки совместной детско-родительской  деятельности, направленной на развитие и понимание задач знакомства с художественной литературой.

        Добрый день, уважаемые коллеги! Я воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ "Детский сад №97" Заднепровская Татьяна Александровна.

        Работа с родительской общественностью представляет для меня особый и постоянно растущий интерес, в результате которого появляется положительный опыт, которым мне с вами и хочется поделиться.

        Тема выступления  "Поиск эффективных методов и технологий для поддержки совместной детско-родительской  деятельности, направленной на развитие и понимание задач знакомства с художественной литературой" была выбрана не случайно.

        Сегодня в современном обществе  наблюдается такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребенком все реже практикуется в семьях. Это  требует сил, внимания и времени, которых многим родителям не хватает. И еще, многие из родителей признаются в том, что не умеют увлечь чтением своего ребенка - сделать этот процесс увлекательным и развивающим.

        Одновременно с этим, мониторинг образовательной деятельности, проведенный в группах нашего детского сада и, я думаю и других дошкольных учреждений,  печально регистрирует не самые лучшие показатели освоения Образовательной области "Речевое развитие". И все это на фоне того, что Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает нам , что "знакомство с книжной культурой,  детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы" -   одна из основных задач речевого развития в дошкольном возрасте.

        К сожалению, даже с одной этой задачей полностью не справится даже самому "золотому воспитателю". То количество времени, которое дети проводят в детском саду не рассчитано, только на реализацию данного направления в полном объеме.  А значит, на помощь должны прийти родители, как основные проводники малышей в мир чтения и художественного слова. Именно родители во многом определяют круг читательских интересов ребенка и имеют возможность поддержать высокий престиж художественной литературы в сознании детей.

        Что бы определить проблемное поле работы в своей младшей группе, связанные с темой  "Приобщение к художественной литературе", мною были проанализированы успехи и достижения детей, проведен ряд опросов и   индивидуальных бесед с родителями воспитанников , обозначены имеющиеся ресурсы для решения таких  проблем как:

У воспитанников:

- формирование интереса к книге

- запоминание стихотворений

- воспроизведение сюжета по серии картин

- выразительное декламирование

- активизация словаря

У родителей:

-  получение знаний и объективного понимания ценности детской художественной литературы

- применение эффективных приемов при заучивании детских стихов и рассказов

У меня, как у педагога:

- анализ используемых методов и технологий

-поиск эффективных инновационных решений.

        Наиболее полными, по данной проблеме я считаю рекомендации Валентины Викторовны Гербовой — кандидата педагогических наук, автора нескольких практических пособий по методике речевого развития детей дошкольного возраста.  Приобщение детей к художественной литературе она выделяет как особую программную задачу. Художественное произведение рассматривает как самоценность.

Она отмечает :

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Ребенок четырех лет – это уже «потребитель» всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель.

        Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности. Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картине; заучивании стихотворений).

        Руководствуюсь ее рекомендациями, я применила их в работе по созданию нового методического продукта  - лепбук.

        Почему лепбук? Лепбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к РППС ДО. Эта технология наиболее успешна и в работе с родителями. Так как лепбук представляет из себя самодельную книжку ( а точнее тематическую папку) с заданиями по расширению представлений об окружающем мире, обогащении словарного запаса, развития связной речи. Такую книжку по силам сделать каждому заинтересованному родителю.

        Что бы демонстрируемая родителям технология была успешной,  лепбук был создан по знакомому материалу  -  серии стихов А.Л. Барто "Игрушки".

Рассмотрим содержание каждого задания, предложенного в лепбуке и его педагогическую ценность, руководствуясь рекомендациями В.В. Гербовой.

СТИХИ В КАРТИНКАХ, СОБЕРИ КАРТИНКУ

 Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений, формировать эмоциональное восприятие содержания стихотворения.

ЗАГАДКИ

 Маленькие дети не могут мысленно представить героя произведения. Они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Вот почему так важны иллюстрированные издания.
   О рисунках в новой книге следует рассказывать так, чтобы у детей «дух захватило», а потом поддерживать интерес к ним вопросами-загадками: «Кто, кто придет? Кто, кто найдет красивые сережки в ушах у котики?»

ДОСКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ, СЛУШАЙ И ИСПРАВЛЯЙ

        Чтобы запомнить стихотворение и понять, как его выразительнее прочитать, детям необходимо сочетать с упражнениями в индивидуальном декламировании тех или иных строчек стихотворения, выражающих логически завершенную мысль.  

УГАДАЙ ПО КАРТИНКЕ, ИЗ КАКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ИГРУШКА

        Во всех возрастных группах следует периодически проверять, насколько хорошо дети знают программные произведения. При проведении срезовой работы нужно избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для той или иной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него.

МНЕМОТАБЛИЦЫ

        Следует периодически проверять, насколько хорошо дети знают программные произведения. При проведении срезовой работы нужно избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?». Следует использовать альтернативные методы и технологии воспроизведения.

ФИЗМИНУТКИ

        Понять, прочувствовать образность языка детям помогают и физкультурные паузы. Например: «И впрямь находчивый этот Жихарка, – восхищается педагог. – Сообразил, как перехитрить лису. Та на лопате свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась». Воспитатель предлагает детям показать (на ковре), как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки  - предлагает В.В. Гербова. А мы в свою очередь..... ( содержание физминутки).

Так как данное пособие предлагается к использованию родителям, важно дать четкие инструкции по организации и проведению заданий. Эти инструкции, разработанные мной и прилагаются к данному пособию.

        В ходе встреч с родителями мы много говорим о психологических особенностях возраста 4-5 летних детей, особенно важности наглядных опор для запоминания. Родителям было предложено самостоятельно, совместно с детьми изготовить развивающие книжки к детским текстам и стихам. Основным требованием было наличие визуальных образов, а по возможности сенсорных и моторных опор в книжках.

Как результат совместных усилий появились книжки:

-

-

-

( перечислить, продемонстрировать сенсорные опоры)

        Еще одним из удачных приемов, считаю применение технологию "Круги Луллия" – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ  для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие  вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.  Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.  

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в   виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей. у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи

 На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают Указатель ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов  (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Очень удобно использовать старые виниловые пластинки разных размеров.

        В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. и, конечно в сочинительстве и фантазировании.

        Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

        Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.

(Свой пример)

        В заключении хочу сказать, что использование данных пособий наиболее успешно в индивидуальной работе родителей с детьми, которые по разным причинам пропустили занятия по теме. И при достаточно четких инструкциях, при выдачи пособий на дом,  мы получаем хорошие результаты по ликвидации пробелов в образовании и закреплению имеющихся навыков.

В подтверждении этого, хочу зачитать вам несколько отзывов от родителей моей группы ..... ( отзывы)

         Все пособия изготовленные родителями хранятся в речевом уголке группы, являются мощным мотивационным стимулом для детей и их персональной гордостью.        

        С информацией об используемых мной технологиях "Лепбук" и "Круги Луллия" и особенностях их применения в других образовательных областях вы можете ознакомиться используя памятку с интерактивными ссылками на тематические сайты.

        На сегодняшнее заседание я так же принесла другие, ранее мной разработанные лепбуки, если у вас возникнут вопросы я с удовольствием поделюсь своим опытом.

Благодарю Вас за внимание, желаю всем удачных поисков и творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на городском методическом объединение заместителей заведующих Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Представленное занятие является заключительным этапом продолжительного культурно-образовательного проекта "Здравствуй, Пушкин!"...

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ по теме: «Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса в контексте развития детей раннего возраста»

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:построение образовательной деятельности на основе индивидуа...

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста». Цель: повышение профессиональной компетентност...

Городское методическое объединение воспитателей на тему «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик»

В «Ивушке» прошло заседание Городского методического объединения воспитателей 10.04.19 В середине минувшей недели на базе дошкольной образовательной площадки «Ивушка» прошло за...