Статья: "Развитие нравственных основ личности ребенка дошкольника через ознакомление с произведениями писателя-сказочника Льва Кузьмина"
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Магомедова Асият Магомедовна

 

Дошкольный возраст —Развитие нравственных основ личности  ребенка дошкольника через ознакомление  с произведениями писателя-сказочника Льва Кузьмина

 

Дошкольный возраст — фундамент общего развития личности. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и к жизни, развитие нравственно патриотических чувств оставляют след на дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Особое место занимает социально-нравственная сфера, так как именно здесь происходят значительные изменения в структуре личности дошкольника. Важнейшим средством формирования социально – нравственных основ личности является литература. Именно художественное слово создает важнейшие предпосылки для культуротворческой деятельности. Человек не только принимает нравственные  нормы предыдущих поколений, но и пропускает их через себя, принимает как свои и действует, как нравственно  воспитанная личность. Недаром 2015 год объявлен в нашей стране Годом Литературы.  Дошкольники уже правильно оценивают действия и поступки литературных персонажей, мультфильмов, что свидетельствует о высоком уровне развития моральных представлений и чувств. Они часто проявляют «нравственный формализм» в своем поведении, что связано как с возрастными особенностями, так и со спецификой воспитания окружающими взрослыми. В соответствии с нормами «Конвенции ребенка», ратифицированной Российской Федерацией 15.09.1990года, детям гарантировано право, получать образование, способствующее воспитанию уважения к «культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от него собственной» (ст.29). Полные добра и света, они обучают любви к ближнему, жизни и себе.  «Все мы желаем нашим детям добрых друзей, да не всегда знаем, где таких друзей отыскать. Но они рядом! Они у вас дома, на книжной полке или в соседней библиотеке. Дайте в руки вашему ребенку хорошую детскую книгу и увидите, какой добрый свет зажжется в глазах вашего мальчика или девочки» /Л.И. Кузьмин/.  В наше время чтение идет на убыль, число читающих детей неуклонно снижается. У детей отсутствует интерес к чтению, отсутствуют представления о классиках - земляках, многие не знакомы литературной культурой народов - соседей. В итоге незнание приводит к непониманию, а непонимание, в свою очередь, к неприязни. Любовь к книгам и чтению воспитывается на лучших образцах литературы. И имя Льва Ивановича Кузьмина в этом ряду. На книгах Льва Кузьмина выросло не одно поколение. Кто не знает Звездочета или Капитана Коко? Таланту Л.Кузьмина подвластны самые разные литературные жанры: удивительно добрые и прекрасные стихи, замечательные рассказы и повести, документальные очерки, волшебные сказки. Приобщая детей к творчеству Л.Кузьмина, мы решаем важнейшие задачи: - знакомим с культурой народов - соседей, малыми фольклорными формами; - знакомим с литературным краеведением; - приобщаем к словесному искусству, развиваем литературную речь; - формируем целостность картины мира. Л.Кузьмин относится к тем талантливым писателям, к произведениям которых мы возвращаемся в разные периоды своей жизни. "В поразительный мир книг маленький человек входит так же, как он входит в жизнь - осторожно, понемножку, осматриваясь и удивляясь, делая восторженные открытия и горькие выводы. В этом мире у него появляются свои друзья, рождаются мечты, нравственные начала, на основе которых впоследствии сложатся взгляды и облик маленького человечка".

 

 фундамент общего развития личности. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и к жизни, развитие нравственно патриотических чувств оставляют след на дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Особое место занимает социально-нравственная сфера, так как именно здесь происходят значительные изменения в структуре личности дошкольника. Важнейшим средством формирования социально – нравственных основ личности является литература. Именно художественное слово создает важнейшие предпосылки для культуротворческой деятельности. Человек не только принимает нравственные  нормы предыдущих поколений, но и пропускает их через себя, принимает как свои и действует, как нравственно  воспитанная личность. Недаром 2015 год объявлен в нашей стране Годом Литературы.  Дошкольники уже правильно оценивают действия и поступки литературных персонажей, мультфильмов, что свидетельствует о высоком уровне развития моральных представлений и чувств. Они часто проявляют «нравственный формализм» в своем поведении, что связано как с возрастными особенностями, так и со спецификой воспитания окружающими взрослыми. В соответствии с нормами «Конвенции ребенка», ратифицированной Российской Федерацией 15.09.1990года, детям гарантировано право, получать образование, способствующее воспитанию уважения к «культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от него собственной» (ст.29). Полные добра и света, они обучают любви к ближнему, жизни и себе.  «Все мы желаем нашим детям добрых друзей, да не всегда знаем, где таких друзей отыскать. Но они рядом! Они у вас дома, на книжной полке или в соседней библиотеке. Дайте в руки вашему ребенку хорошую детскую книгу и увидите, какой добрый свет зажжется в глазах вашего мальчика или девочки» /Л.И. Кузьмин/.  В наше время чтение идет на убыль, число читающих детей неуклонно снижается. У детей отсутствует интерес к чтению, отсутствуют представления о классиках - земляках, многие не знакомы литературной культурой народов - соседей. В итоге незнание приводит к непониманию, а непонимание, в свою очередь, к неприязни. Любовь к книгам и чтению воспитывается на лучших образцах литературы. И имя Льва Ивановича Кузьмина в этом ряду. На книгах Льва Кузьмина выросло не одно поколение. Кто не знает Звездочета или Капитана Коко? Таланту Л.Кузьмина подвластны самые разные литературные жанры: удивительно добрые и прекрасные стихи, замечательные рассказы и повести, документальные очерки, волшебные сказки. Приобщая детей к творчеству Л.Кузьмина, мы решаем важнейшие задачи: - знакомим с культурой народов - соседей, малыми фольклорными формами; - знакомим с литературным краеведением; - приобщаем к словесному искусству, развиваем литературную речь; - формируем целостность картины мира. Л.Кузьмин относится к тем талантливым писателям, к произведениям которых мы возвращаемся в разные периоды своей жизни. "В поразительный мир книг маленький человек входит так же, как он входит в жизнь - осторожно, понемножку, осматриваясь и удивляясь, делая восторженные открытия и горькие выводы. В этом мире у него появляются свои друзья, рождаются мечты, нравственные начала, на основе которых впоследствии сложатся взгляды и облик маленького человечка".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие нравственных основ личности  ребенка дошкольника через ознакомление  с произведениями писателя-сказочника Льва Кузьмина

Дошкольный возраст — фундамент общего развития личности. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и к жизни, развитие нравственно патриотических чувств оставляют след на дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Особое место занимает социально-нравственная сфера, так как именно здесь происходят значительные изменения в структуре личности дошкольника. Важнейшим средством формирования социально – нравственных основ личности является литература. Именно художественное слово создает важнейшие предпосылки для культуротворческой деятельности. Человек не только принимает нравственные  нормы предыдущих поколений, но и пропускает их через себя, принимает как свои и действует, как нравственно  воспитанная личность. Недаром 2015 год объявлен в нашей стране Годом Литературы.  Дошкольники уже правильно оценивают действия и поступки литературных персонажей, мультфильмов, что свидетельствует о высоком уровне развития моральных представлений и чувств. Они часто проявляют «нравственный формализм» в своем поведении, что связано как с возрастными особенностями, так и со спецификой воспитания окружающими взрослыми. В соответствии с нормами «Конвенции ребенка», ратифицированной Российской Федерацией 15.09.1990года, детям гарантировано право, получать образование, способствующее воспитанию уважения к «культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от него собственной» (ст.29). Полные добра и света, они обучают любви к ближнему, жизни и себе.  «Все мы желаем нашим детям добрых друзей, да не всегда знаем, где таких друзей отыскать. Но они рядом! Они у вас дома, на книжной полке или в соседней библиотеке. Дайте в руки вашему ребенку хорошую детскую книгу и увидите, какой добрый свет зажжется в глазах вашего мальчика или девочки» /Л.И. Кузьмин/.  В наше время чтение идет на убыль, число читающих детей неуклонно снижается. У детей отсутствует интерес к чтению, отсутствуют представления о классиках - земляках, многие не знакомы литературной культурой народов - соседей. В итоге незнание приводит к непониманию, а непонимание, в свою очередь, к неприязни. Любовь к книгам и чтению воспитывается на лучших образцах литературы. И имя Льва Ивановича Кузьмина в этом ряду. На книгах Льва Кузьмина выросло не одно поколение. Кто не знает Звездочета или Капитана Коко? Таланту Л.Кузьмина подвластны самые разные литературные жанры: удивительно добрые и прекрасные стихи, замечательные рассказы и повести, документальные очерки, волшебные сказки. Приобщая детей к творчеству Л.Кузьмина, мы решаем важнейшие задачи: - знакомим с культурой народов - соседей, малыми фольклорными формами; - знакомим с литературным краеведением; - приобщаем к словесному искусству, развиваем литературную речь; - формируем целостность картины мира. Л.Кузьмин относится к тем талантливым писателям, к произведениям которых мы возвращаемся в разные периоды своей жизни. "В поразительный мир книг маленький человек входит так же, как он входит в жизнь - осторожно, понемножку, осматриваясь и удивляясь, делая восторженные открытия и горькие выводы. В этом мире у него появляются свои друзья, рождаются мечты, нравственные начала, на основе которых впоследствии сложатся взгляды и облик маленького человечка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".

В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ - КЛАССИКОВ

В отечественной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим. Важную роль в формировании н...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.

Воспитание нравственных основ личности дошкольников через приобщение к русской народной культуре...

Статья "Развитие речи дошкольников через художественные произведения"

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,   является развитие речи детей. Формирование правильной речи является одной из основных задач дош...

Статья "Развитие «мягких навыков» у старших дошкольников через экологическую деятельность"

В настоящее время в современном обществе все чаще говорят о  развитии «твердых» и «мягких» навыков у дошкольников. Как известно «soft skills» - мягкие на...