ННОД по речевому развитию
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Бушуева Евгения Владимировна

Корней Иванович Чуковский и его сказки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Ручеёк» комбинированного вида

города Искитима Новосибирской области

«МЛОМ» ННОД по речевому развитию

на тему: «Корней Иванович Чуковский и его сказки»

для детей подготовительной к школе группы № 2 «Радуга»

Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории

Бушуева Евгения Владимировна

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • вспомнить с детьми названия и содержания произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились;
  • совершенствовать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;
  • вызвать у детей интерес к творчеству писателя, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы;

Развивающие задачи:

  • активизировать речевую деятельность детей;
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения;
  • развивать зрительное внимание, мышление;
  • развивать интонацию, дикцию.

Воспитательные задачи:

  • прививать интерес к чтению;
  • развивать интерес у детей к книге, эмоциональной отзывчивости на прочитанное;
  • пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение;

Предварительная работа:

Знакомство с детским писателем К. И. Чуковским. Изготовление лепбука по сказкам К. И. Чуковского. Чтение сказок К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» и т. д… Изготовление интерактивных книг. Рисунки любимых героев из сказок К. И. Чуковского.

Методы и приемы:

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей «вопрос – ответ», дидактическая игра, использование художественной литературы.

Словарная работа: Автор, художник – иллюстратор, персонаж, герой, макет.

Формы организации: коллективная деятельность.

Оборудование и материал: Портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, пособие книги со страницами, одна книга с героями сказок, а вторая без героев, интерактивные книги по сказкам: «Муха-цокотуха», «Телефон», «Айболит».

Ход ННОД:

Воспитатель: Как у наших у ворот чудо-дерево растет!

                       Не листочки на нем, не цветочки на нем,

                       А чудесные книжки, да со сказками!

Воспитатель: Дети, вы узнали эти книги? (ответы детей)

Воспитатель: А кто написал их? (ответы детей)

(находят портрет К. Чуковского среди других портретов детских писателей)

Воспитатель: Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил очень давно. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катах их на лодке, читал им книжки. Но однажды случилась беда. Его маленький сын тяжело заболел. У мальчика была высокая температура, он не мог уснуть, плакал. Корнею Ивановичу было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку.

Жил да был крокодил,

Он по улице ходил.

Папиросы курил,

По-турецки говорил.

Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал их очень много.

А вы любите сказки? (ответы детей)

Сегодня мы с вами встретимся с героями его сказок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть книга К. И. Чуковского, но прежде чем мы откроем и посмотрим, что в этой книге напечатано и нарисовано, я предлагаю вспомнить правила обращения с книгой.

Книги брать чистыми руками.

Книги нельзя рвать.

Книги нельзя мыть.

Нельзя рисовать на книгах.

Нельзя загибать углы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но есть еще одно золотое правило, которое надо запомнить: «Книги любят тишину», поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь во время чтения, надо быть внимательным.

Воспитатель: Ну что, открываем нашу книгу?

(дети открывают первую страницу книги, рассматривают иллюстрацию)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, иллюстрация к какой сказки нарисована? (ответы детей)

(воспитатель читает начала сказки, но слова этой сказки неправильные)

Муха, Муха-Цокотуха

(вторая страница)

У меня зазвонил телефон

(третья страница)

Добрый доктор Айболит!

Воспитатель: Ничего не понимаю, что происходит. Какая-то книга странная!!!

(дети листают книгу и рассматривают иллюстрации к сказкам)

Что не так в этой книге? (ответы детей)

На страницах книги нет ни одного героев сказки. Наверно художник иллюстратор забыл их нарисовать. Ребята, интересно вам читать такую книгу, где нет героев сказки? (ответы детей)

Воспитатель: Как же мы с вами можем исправить это? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно. Иллюстрации, к каким сказкам нарисовал художник? (ответы детей)

Воспитатель: И чтобы герои сказок появились на страницах в этой книге, нам нужно с вами, найти их.  Но как это сделать? Я думаю, что нам помогут макеты страниц из книги.

(дети закрывают глаза)

Книга – лучший друг ты мой,

Мне так радостно с тобой!

Я люблю тебя читать,

Думать, мыслить и мечтать!

(дети открывают глаза)

(на доске расположены иллюстрации из книги только в увеличенном размере)

Воспитатель: Ну вот, ребят, посмотрите. На столах лежат макеты страниц. Теперь мы с вами выполним задания и вернем герои сказок. С какой страницы вы хотите начать?

(дети выбирают и идут к странице, которая размещается на доске)

(дети подводят к странице, сказка «Телефон»)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какой сказки эта страница?

(ответы детей)

Кто помнит, как сказка начинается? (ответы детей)

У меня зазвонил телефон…

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

 - Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять, или шесть.

Больше ему не съесть.

Он у меня еще маленький.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с книгой лежат герои разных сказок. Вам надо вспомнить героев этой сказки, найти и поместить на страницу

(дети выполняют задание, находят и называя героев этой сказки: слон, мартышки, зайцы, крокодил, и т. д)

Воспитатель: Ребята, но эти герои не просто так звонили, каждый из них что-то просил у автора, кто помнит, кто что просил?

(выполняют задание, из предложенных вариантов дети находят нужный и помещают картинку на поле)

Слон – шоколад

Крокодил – калоши

Зайчата – перчатки

Мартышки – книжки

Свинья – соловья

Носорог – Беда, беда,

Бегите скорее сюда

В чем дело?

Спасите!

Кого?

Бегемота!

Наш бегемот провалился в болото.

Воспитатель: Корней Иванович Чуковский был очень добрым человеком. Ему постоянно звонили с просьбами самые разные люди, и он многим помогал. Когда он был уже старенький, он страдал сильной бессонницей. И когда Корнею Ивановичу, наконец, удавалось заснуть после изнурительного периода бессонницы, звонки часто будили его. Он был человек добрый, и с таким легким чувством юмора он об этой пишет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Эта сказка учит тому, что нужно проявлять вежливость и не стоит беспокоить людей в позднее время без всяких на то причин. Сказка учит соблюдать культуру общения и проявлять уважение к другим людям.

Воспитатель: Ну, что, вы молодцы нашли всех героев сказки

Воспитатель: Нам пора к следующей странице из книги.

(дети подводят к странице, сказка «Айболит»)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какой сказки эта страница?

(ответы детей)

Кто помнит, как сказка начинается? 

Добрый доктор Айболит!E:\1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ\Лепбук Чуковский\IMG_2424.JPG

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучек, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с книгой лежат герои разных сказок. Вам надо вспомнить героев этой сказки, найти и поместить на страницу

(дети выполняют задание, находят и называя героев этой сказке)

Воспитатель: Куда отправился Айболит? (ответы детей)

Воспитатель: На чем добирался Айболит до Африки?

(дети находят картинки, помещают на страницу и проговаривают)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Сказка учит человека любви к животным, искренней помощи, а также показывает профессию доктора и то, как она важна.

(дети подводят к странице, сказка «Муха - Цокотуха»)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какой сказки эта страница?

(ответы детей)

Кто помнит, как сказка начинается? (ответы детей)

Муха, муха – Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар:

«Приходите тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали

Все стаканы выпевали.

А букашки –

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха- Цокотуха

Именинница!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с книгой лежат герои разных сказок. Вам надо вспомнить героев этой сказки, найти и поместить на страницу

(дети выполняют задание, находят и называя героев этой сказке)

Воспитатель: Что нашла Муха – Цокотуха? (ответы детей)

Воспитатель: Куда пошла Муха – Цокотуха, когда нашла денежку? (ответы детей)

Воспитатель: Что купила Муха – Цокотуха? (ответы детей)

Воспитатель: Какой праздник отмечала Муха – Цокотуха? (ответы детей)

Воспитатель: Кто напал на Муху- Цокотуху? (ответы детей)

Воспитатель: Кто из героев сказки пришёл на помощь Мухе – Цокотухе?

(ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, кто из героев добрый, а кто злой? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Есть такая пословица: «Друзья познаются в беде». Любовь к окружающим, взаимовыручка и поддержка.  Очень важно приходить на помощь тем, кто попал в беду.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы справились с заданием. Разместили на страницах книги героев сказок.

Ребята, у меня есть вот такая красивая коробочка, вы справились с заданиями, и я хочу с вами поиграть. А вы хотите?

(игра «Волшебный сундучок» дети достают предмет и называют из какой сказки)

Воспитатель: Ну что пора посмотреть, что в книге.

(дети открывают книгу, а там все на своих местах, герои и слова сказки)

(дети дарят книгу, детям из младшей группы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по речевому развитию на тему: «Друзья-талисманы» в подготовительной группе

Цели:1.     Сформировать положительное отношение  среди детей к проведению Зимних    Олимпийских игр в Сочи.2.     Пропаганда здорового обра...

"Рассматривание картины "Чья лодочка?" Конспект ННОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ во 2 младшей группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности(Рассматривание картины с использованием приёмов ТРИЗ)Тема: «Рассматривание картины «Чья лодочка? »(2 младшая группа)Интеграция образовательн...

ННОД по речевому развитию детей второй младшей группы

Занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме «К нам Весна шагает…»...

Конспект ННОД по речевому развитию детей первой младшей группы детского сада (возраст 2-3 года) «К НАМ ПРИШЛА ВЕСНА»

Технологии: игровые, диалогового общения, здоровьесберегающие, познавательно-исследовательские, информационно-коммуникативныеЦель: развитие речи детей, обогащение и активизация их словаря.Задачи:Образ...

конспект ННОД по речевому развитию "Как здорово в космосе"

открытое занятие по теме "Космос" в старшей группе, было проведено в рамках "Недели открытых дверей"...

ННОД по речевому развитию в средней группе "Звуковая культура речи. Звуки [л]-[л’]"

Цель данного ННОД - создать условия для развития фонематического слуха,связанной речи, эстетических чувств, проявления эмоций....