Чтение художественной литературы в детском саду.
консультация по художественной литературе

Малардырова Лидия Николаевна

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов детского сада по чтению художественной литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение художественной литературы Подготовила: Малардырова Лидия Николаевна МБДОУ ЦРР Детский сад №89 «Парус»

Слайд 2

Приобщение к художественной литературе входит в образовательную область «Речевое развитие» Цель: воспитание интереса и любви к чтению.

Слайд 3

Задачи: 1. воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков 2. учить читать наизусть потешки и небольшие стихотворения 3. формировать интерес к книгам; регулярно рассматривать с детьми иллюстрации 1. формировать интерес к книге, понимание того, что из книг можно узнать много интересного 2. приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки; помочь детям используя разные приёмы и проблемные ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям 1 . прививать интерес к чтению больших произведений (по главам) 2 . способствовать формированию эмоционального отношения к литера­турным произведениям 3 . побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения 4 . воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитета­ми 5 . помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках 6 . обращать внимание детей на офор­мление книги, на иллюстрации; сравнивать иллюстрации разных худож­ников к одному и тому же произведению 1 . обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову 2 . воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем 3 . развивать у детей чувство юмора 4 . продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы) 5 . помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением 6 . продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников М ладшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Слайд 4

Особенности методики ознакомления с художественной книгой в разных возрастных группах.

Слайд 5

Типы занятий 1 . Чтение или рассказывание одного произведения. 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал. 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства : - чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; - чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: - чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними); - настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»); - кукольный и теневой театр, фланелеграф ; - диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи. 5. Чтение как часть занятия по развитию речи: - оно может быть логически связано с содержанием занятия (загадывание загадок); - чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Слайд 6

Приёмы и методы 1. Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика. 2. Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д. 3. Инсценирование — метод вторичного ознакомления с литературным произведением. 4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).

Слайд 7

Общая структура занятия по чтению

Слайд 8

Подготовка педагога к занятию

Слайд 9

Ошибки 1. Произведение не соответствует возрасту детей группы и тематическому планированию; 2. Слишком большой объем читаемого произведения; 3. Переход от содержания книги к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации. 4. Дисциплинарные замечания: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу. 5. С лучайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей . 6. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету).

Слайд 10

Книжный уголок Цель организации книжного уголка в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы .

Слайд 11

Требования к оформлению уголка .

Слайд 12

Примерно раз в месяц рекомендуется проводить тематические досуги в книжном уголке. Это мероприятия, посвящённые какой-либо теме или писателю («Стихотворения о животных», «Сказки Пушкина», «Зимние мотивы», «Стихи о маме»). Часто досуги в книжном уголке синтезируют несколько образовательных областей (интегрированные мероприятия): литературно-музыкальные вечера, театрализованные сказки, квесты на тему книг («Поможем Буратино», «Остров сокровищ»). Досуг сочетает познавательный элемент с развлечением, в младшей и средней группах длится 25–30 минут, в старшей и подготовительной — 45–50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

«Чтение художественной литературы в детском саду» (из опыта работы)

 Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к кни...

Чтение художественной литературы в детском саду.

Приобщение детей к художественному чтению – в настоящее время является проблемой современного общества. Стоит отметить, что  литература — это мощное средство интеллектуального, нравст...

Чтение художественной литературы в детском саду.

Одной из приоретенных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитани...

Семинар-практикум "Чтение художественной литературы в детском саду

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасны...

Семинар-практикум "Чтение художественной литературы в детском саду"

laquo;Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя» Василий  Александрович Сухомлинский,классик педагогики сов...

Чтение художественной литературы в детском саду

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.В...