Чтение художественной литературы в детском саду
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя, старшая группа)

Прокопьева Светлана Сергеевна

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО воспитателя: Прокопьева Светлана Сергеевна

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Тема занятия: Кто съел сливу?

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: побуждение детей к мотивированной оценке поступков  героев рассказа  «Косточка», через беседу и дидактическую игру.

Задачи занятия:

Обучающие – понять мотивы действий героя «Косточка».

Развивающие – вспомнить действия  героя в ходе беседы.

Воспитательные – определять правильные и неправильные поступки.

Дополнительные задачи:

Игровая:  собрать на интерактивной доске корзины с хорошими и плохими поступками.

 Дидактическая: охарактеризовать мотив поступка  героя через дидактическую игру.

Словарная работа: дать понятие словам покраснел, горница, сочла

Планируемый результат занятия: дают мотивированную оценку действиям  героя. Вспоминают поступки. Называют правильные или неправленые поступки. В ходе игры определяют мотивы действия героя, высказывают,  свое отношение о действиях героя.

Подготовительная работа: Д\и «Эмоции», Д\И «Поведение». Прослушивание ауди и видео записи Антонио Вивальди «Осень».

Материалы и оборудование: интерактивная панель, хрестоматия, колокольчик.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Собрать внимание детей и настроить на предстоящий вид деятельности

Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Сергеевна.

-Колокольчик поёт, всех ребят он в круг зовёт! Покажите мне ладошки, и погладьте их немножко, друг на друга посмотрите и улыбку подарите! Давайте улыбнёмся и подарим хорошее настроение друг другу!

Молодцы, садитесь на ковер.

- Ребята, как вы думаете от чего может быть хорошее настроение?

- А от чего могут расстроиться ваши родители?

- То есть у людей меняется настроение в зависимости от поступков других людей.

А сейчас я вам предлагаю немного поиграть.

Словесный

Стоят в кругу, гладят ладошки, улыбаются

Садятся на ковер

- от хорошей музыки, игр, от хорошего поведения

- Не убрали игрушки, насорили, не повесили вещи и т. д.

Настроились на предстоящую деятельность, проявляет интерес

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Обсуждение проблемной ситуации

И/и «Поступки»

На интерактивной доске есть две корзинки, и много картинок с хорошими и плохими поступками, нам нужно в одну корзинку перенести хорошие поступки, а во вторую плохие. Понятно?

Но, прежде чем приступить, кто  нам напомнит, как нужно работать с интерактивной доской?

Раскладывают хорошие и плохие поступки по корзинкам.

Молодцы, ребята, давайте сделаем с вами гимнастику для глаз.

«Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву «О», получается легко.

Сегодня я познакомлю вас с рассказом-былью Льва Николаевича Толстого «Косточка».

Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого писателя (показ портрета).

Лично мне этот рассказ понравился, потому, что он учит хорошим поступкам и рассказывает о последствиях плохих. Этот рассказ про мальчика, что из любопытства попытался обмануть родителей, ну а чем всё закончилось вы узнаете прослушав текст.

Словесный, практический

- Да

- Стоим на расстоянии вытянутой руки;

- Подходим только с разрешения воспитателя;

- Руки должны быть сухими;

У доски работаем стоя боком и показываем указкой в правой руке.

(Закрывают оба глаза)

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Смотрят на портрет

Проявляют любознательность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Слушать рассказ, отвечать на вопросы.

Чтение рассказа.

Беседа по вопросам о прочитанном.

1. Что купила мама?

2. Как вел себя Ваня?

3. Почему сливы интересовали Ваню?

4. Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?

5. Кто заметил, что одной сливы не стало?

6. Признался ли Ваня в своем поступке?

7. Почему беспокоился папа?

8. Что ответил Ваня?

9. А как бы вы поступили на месте Вани?

Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?

Повторное чтение поучительного отрывка.

Давайте ребята с вами немного отдохнем

А сейчас мы с вами, дети

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

Ребята, а хотите, прочитаем рассказ ещё раз?

Чтение рассказа

Словесный

Слушают рассказ

- сливы

- ему было любопытно, он не отходил от них, нюхал

- потому, что он никогда их не пробовал

- он съел одну сливу

- мама

- да, когда отец рассказал про косточку

- он сказал, если съесть косточку то можно умереть

- что косточку он не ел

- спросили бы разрешения, не признались

- как ни скрывай рано или поздно об этом узнают

Выполняют физминутку

- Да

Проявляет любознательность

Владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств

2.3.

Этап практического решения проблемы

В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?

А что такое горница?

Как вы понимаете слово «сочла»?

Словесный

- от стыда стал красного цвета, как вареный рак

-

- светлая, красивая комната

- посчитала

3.

Заключительный этап

Умение анализировать в процессе рефлексии совместной деятельности.

Как называется рассказ, который вы пересказывали?

Кто его автор произведении?

Вам рассказ понравился и почему?

-Теперь вы дети поняли, что надо совершать только хорошие поступки и слушаться родителей.

Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване своим родителям, родственникам

Словесный

Ответы детей



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО воспитателя: Прокопьева Светлана Сергеевна

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Тема занятия: Почему потерялся медвежонок?

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: побуждение детей к мотивированной оценке поступков  героев русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка», через беседу и дидактическую игру.

Задачи занятия:

Обучающие – понять мотивы действий главного героя русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Развивающие – вспомнить действия главного героя в ходе беседы.

Воспитательные – определять правильные и неправильные поступки.

Дополнительные задачи:

Игровая:  собрать на интерактивной доске последовательность ситуаций в сказке.

Дидактическая: охарактеризовать мотив поступка главного героя через дидактическую игру.

Словарная работа: дать понятие словам занудили, заморили, приветить, приохотить, журят, смежила.

Планируемый результат занятия: дают мотивированную оценку действиям  главного героя. Вспоминают поступки. Называют правильные или неправленые поступки. В ходе игры определяют мотивы действия героя, высказывают,  свое отношение о действиях главного героя

Подготовительная работа: Чтение русских народных сказок.

Материалы и оборудование: интерактивная панель, хрестоматия, колокольчик

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Собрать внимание детей и настроить на предстоящий вид деятельности

Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Сергеевна.

-Колокольчик поёт, всех ребят он в круг зовёт! Покажите мне ладошки, и погладьте их немножко, друг на друга посмотрите и улыбку подарите! Давайте улыбнёмся и подарим хорошее настроение друг другу!

Молодцы, садитесь на ковер в круг.

-Ребята, а вы любите слушать русские народные сказки? - А какие сказки вы знаете?

Дети я для вас

приготовила загадку. Слушайте ее внимательно:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте.

Ребята, а почему вы решили, что это корова?

Словесный

Стоят в кругу, гладят ладошки, улыбаются

Садятся на ковер

- Да

- Колобок, Мойдодыр, Курочка Ряба, Морозко

Садятся на стульчики

- Корова

- Гуляет летом по полям, дает молоко и кричит «Му» хозяйке, ест сено

Настроились на предстоящую деятельность, проявляет интерес

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Обсуждение проблемной ситуации

Достаю посылку. Ребята, посмотрите мне сегодня передали посылку, тут написано она для группы «Звёздочки». Это ваша группа? Хотите посмотреть, что в посылке? Нам передали книгу (показываю книгу), вы узнали? Что это за сказка? Ребята, а кто автор этой сказки? Значит какая это сказка? Почему? -А хотите, мы сейчас с вами попадем в сказку? -Но прежде всего нам нужно вспомнить на чем мы остановились в прошлый раз, давайте сейчас на интерактивной доске составим правильную последовательность событий в сказке

Но, сначала, кто  нам напомнит, как нужно работать с интерактивной доской?

Раскладывают правильную последовательность, ребята, а одна картинка осталась, как думаете, она из этой сказки? А из какой? Значит она лишняя, давайте тогда её уберем.

Ребята, давайте сделаем с вами гимнастику для глаз.

«Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

Ну, что вспомнили немного сказку? А кто помнит, на чем мы остановились?

Хотите узнать, чем все закончилось?

Тогда слушайте внимательно

Словесный, практический

- Да

- Да

- Книга «Крошечка-Хаврошечка»

- Да

- Эту сказку написал народ

- Народная

- Потому, что её написал народ

- Да

- Стоим на расстоянии вытянутой руки;

- Подходим только с разрешения воспитателя;

- Руки должны быть сухими;

У доски работаем стоя боком и показываем указкой в правой руке.

- Нет

- Морозко

Выполняют гимнастику для глаз

- Да

- Когда мачеха отправила следить за Хаврошечкой Трехглазкой

- Да

Проявляют любознательность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Слушать рассказ, отвечать на вопросы.

Чтение сказки.

Беседа по вопросам о прочитанном.

1.О чем сказка?

2.Кто главный герой сказки?

3.Что делала корова в сказке?

4.Какой представлена Хаврошечка?

5.Кто первый пошёл следить за Хаврошечкой?

6.Как корова помогала Хаврошечке?

7. Что случилось с коровой?

9. Почему мачеха так поступила?

10. А как бы вы поступили на месте Хаврошечки?

11. Что вам показалось самым поучительным?

В: Ребята, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки?

Д: Хаврошечка

В: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни,  в работе?

Д: Хаврошечке помогала корова.

В: Как она ей помогала?

Д: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово.

В: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье?

Д: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел.

В: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят».

В: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?

Д: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой.

В: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?

Д: Спи глазок, спи другой.

В: Чем закончилась сказка?

Д: Хаврошечка угостила яблочком барина.

В: Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»

Д: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Повторное чтение поучительного отрывка.

Давайте ребята с вами немного отдохнем

А сейчас мы с вами, дети

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

Словесный

Слушают отрывок

Проявляет любознательность

Владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств

2.3.

Этап практического решения проблемы

А теперь я предлагаю сыграть вам в игру закончи предложение:

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в…

обнимет свою рябую…

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое…

Молодцы, ребята.

- поле

- корову

- вылезь

3.

Заключительный этап

Умение анализировать в процессе рефлексии совместной деятельности.

Какой рассказ мы сегодня читали?

Кто автор этого рассказа?

Чему учит этот рассказ?

Ответы детей

Маму нужно слушаться и не убегать от нее.



Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад "Аленький цветочек"

Конспект по чтению художественной литературы
(Подготовительная группа №1)

Выполнила воспитатель: Прокопьева Светлана Сергеевна

Тема: Пересказы коротких рассказов Л.Н.Толстого «Почему мы так поступаем?»

Образовательные области: «речевое развитие», «познавательное развитие»

Возрастная группа: подготовительная

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, его произведениями, развития устной речи и логического мышления.

Образовательные:

  • учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ;
  • осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки;
  • познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого;
  • совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения

Развивающие:

  • продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;
  • способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;
  • развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.

Оборудование: Портрет Л. Н. Толстого, книги, презентация.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Н. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Ход занятия

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1

Организационно-мотивационный этап

Замотивировать детей на предстоящую деятельность.

Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, поэтому давайте с вами поприветствуем, друг друга рукопожатием со словом «Здравствуй». Молодцы!

 - Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

- Сегодня на занятии мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках. Определите по картинкам на слайде, над, чем еще мы будем работать.

Словесный

Практический

Беседа

Чтение

Дети стоят в кругу

Здороваются

Ответы детей

Высказывают предположения.

- Учиться четко и правильно говорить.

- Учиться выразительно, говорить.

- Узнаем мудрость.

- Будем думать над прочитанным

Дети эмоционально настроены на занятие

2

2.1

2.2

Основной этап

 Этап ознакомления с материалом

Этап постановки проблемы

Вовлечь детей в совместную деятельность.

1.  Речевая разминка

1) Чистоговорка

Ар, ар, ар, ар – мы купили самовар.

Ил, ил, ил, ил – пирожок себе купил.

Ох, ох, ох, ох – посадили мы горох.

Уш-уш-уш-уш – принимайте утром душ.

Эт, эт, эт – написал стихи поэт.

2) Работа со скороговоркой.

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.  (Читаю громко, дети повторяют тихо).

- Что прочитали?

- Как догадались? Как нужно говорить?

А теперь давайте немного отдохнем

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.                                      И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.        

По тропинке побежили.                                              До лужайки добежим.                                         На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.                                      Стоп. Немного отдохнем                                             И домой пешком пойдем.

А теперь подойдите к выставке с книгами

– Что общего у книг на нашей выставке?

– А чем они отличаются?

– Ребята, а что ещё вы заметили?

Давайте найдём на выставке книги в тонкой обложке? А теперь в толстой? Авторы, которые хотят заинтересовать своего читателя, выносят на обложку самые яркие иллюстрации. Обычно книги с красочными картинками предназначены для детей.

– Посмотрите, ребята, есть ли
у нас такие книги на выставке?

– А вот книги для взрослых картинок, как правило, не имеют. Найдите эти книги на нашей выставке.

– Какие рассказы мы читали и о чём они?

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии? Сегодня мы познакомимся с творчеством великого писателя Л.Толстого и его рассказами для детей.

Рассказ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого  

  Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии — умер 7 ноября 1910.  Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее. Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.  Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей.  .Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя. У Л.Н. Толстого есть много интересных и поучительных рассказов и басен для детей, которые рекомендую вам послушать.

2. Речевая разминка. Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

- О каком животном говорится в этой скороговорке?

- А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но игрушечном.

Чтение рассказа

2. Работа с рассказом. Рассмотрите картинку. - У кого был конь?

- Что произошло между Петей и Митей?

- Кто решил их спор?

- Почему мама отобрала коня?

-Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали?

- А с вами происходили такие ситуации?

- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа.

А теперь, давайте я прочту рассказ ещё раз, а вы запомните и попробуете его пересказать, а чтобы вам было легче перед вами будет, вот такая мнемотаблица.

- Послушайте второй рассказ.

Чтение второго рассказа

 - О ком этот рассказ?

- Почему вы так решили? Прочитайте это предложение.

- Какая получилась сумка у девочки?

- Почему девочка гордилась своей работой?

- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть

Словесный

Наглядный

На выставке представлены книги Л. Н. Толстого.  

Показываю портрет

Повторят чистоговорки хором и по отдельности

- скороговорку

Ответы детей

Подскоки на правой ноге. Подскоки на левой ноге.  Бег на месте. Бег продолжается. Прыжки на месте на обеих ногах. Присели. Ходьба на месте, руки в стороны,                                                      вверх, вниз, выдох. Сесть на стульчики

– У них один автор.

– В них разные рассказы, шрифт.

-У них разная толщина.

Рассматривают книги, слушают объяснение воспитателя

- читать и пересказывать рассказы Л. Н. Толстого

Слушают рассказ, рассматривают портрет
и книги

- В скороговорке говориться о коне.

Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопросы

 -Конь был у Пети и Мити.

-Мальчики поспорили.

-Их спор решила мама.

- Мама отобрала коня, потому что мальчики спорили.

-Мальчики могли играть вместе.

-Надо играть дружно.

Слушают и пересказывают рассказ

Слушают, отвечают на вопросы.

- Этот рассказ о девочке.

-Сумка получилась плохая?

-Девочка сама сшила сумку.

-Девочка хотела быть трудолюбивой.

Дети сделали речевую разминку

3

 Заключительный этап

Инициирует общее обсуждение. Активирует побуждение. Проявляет уважение к детям.

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Формирование элементарных навыков самоконтроля.

- О каком писателе мы говорили на занятии?

- Что вы о нём узнали?

-Ребята, вы прослушали два рассказа о детях. Поступки и поведение, кого вам больше понравилось?

– Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л. Н. Толстой?

– Чему же учат нас произведения Толстого?

Мне бы хотелось закончить занятие словами одного мудреца: “В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это – все равно, что лишить мир солнечного света”.

– А теперь давайте вернёмся
к тому, что мы хотели узнать
на занятии. Обо всём узнали?

– Какой вид работы понравился больше? О чём хотели бы узнать подробнее?

При помощи «Светофора» оцените свою деятельность на занятии.

Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.

Спасибо за занятие!

Словесный, беседа

Практический

- Сегодня мы говорили о Л.Толстом.

Отвечают на вопросы.

Осознано слушают.

Ответы детей

Оценивают свою деятельность

Хвалят друг друга за отличную работу

Дети закрепили знания о том, что было на занятии



Предварительный просмотр:

Тема: знакомство с произведением К. И.Чуковского «Тараканище».

Образовательные области: «речевое развитие», «познавательное развитие»

Возрастная группа: средняя

Цель: ознакомление детей с произведением К.И.Чуковского «Тараканище».

Задачи занятия:

Образовательные:

  • учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ;
  • осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки;
  • познакомить детей с творчеством русского писателя К. И.Чуковского;
  • совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения

Развивающие:

  • продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;
  • способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;
  • развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.

Оборудование: Портрет К.И.Чуковского, иллюстрации к сказкам, книги со сказками К.И.Чуковского, доска с магнитами.

Предварительная работа: чтение рассказов К. И.Чуковского, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Ход занятия

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1

Организационно-мотивационный этап

Замотивировать детей на предстоящую деятельность.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня замечательный день, поэтому давайте с вами поприветствуем, друг друга рукопожатием со словом «Здравствуй». Молодцы!

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Но, чтобы понять какое, нам нужно с вами собрать вот такие вот пазлы.

Молодцы, что здесь изображено?

Правильно! Читаю  начало сказки «Тараканище».

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед….

Ребята, вы знаете, кто написал эти строки?

А приходилось ли вам слышать эти строки?

Словесный

Практический

Беседа

Чтение

Дети стоят в кругу

Дети собирают пазл к произведению К.И.Чуковского «Тараканище»

Ответы детей

Нет, не знаем

Да. Они нам знакомы. Мы их слышали

Дети эмоционально настроены на занятие

2

2.1

2.2

Основной этап

 Этап ознакомления с материалом

Этап постановки проблемы

Вовлечь детей в совместную деятельность.

Этими стихотворными строчками начинается произведение «Тараканище». Мы с вами его еще не читали. А написал его Корней Иванович Чуковский. Все произведения у Корнея Ивановича очень веселые, озорные, удивительно интересные сказки в стихах, которые можно слушать много раз.

(показываю портрет К.И.Чуковского и демонстрирую одну за другой книги «Путаница», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» и т. д., а дети их называют).

Мы, ребята, засиделись, давайте немного поиграем.

Провожу физминутку «Все ребята дружно встали».

Все ребята дружно встали             

 И на месте зашагали.            

 На носочках потянулись,     

 А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели   

И тихонько разом сели.  

  Я очень люблю читать сказки К.И.Чуковского. Он написал великое множество стихов для детей. Корней Иванович очень любил детей. Часто встречался с ними, наблюдал, играл, рассказывал им различные истории. Сказки у него всегда очень добрые и поучительные.

Ребята, а какие произведения К.И.Чуковского вам нравятся?

Отлично! А сейчас, дети, я предлагаю вам послушать новое произведение, которое написал Корней Иванович Чуковский. Называется оно «Тараканище». Это произведение о таракане, которого все боялись, таракан стал повелителем и в  первую очередь потребовал ужин, только воробей смог победить его, а вот как он его победил вы узнаете, послушав произведение.

 Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).

Ребята, понравилась ли вам сказка в стихах?

О чем была эта сказка?

Как победил воробей таракана? Что он сделал?

Да, ребята. Воробей спас всех зверей от злого таракана, все звери были очень рады и благодарили своего спасителя. В сказках, как и в жизни, добро всегда побеждает зло.

Ребята, а какой момент в рассказе вам понравился больше всего?

Хотите, прочитаем это произведение с этого момента ещё раз?

Повторное чтение произведения с выбранного детьми момента

Словарная работа

Ребята, а когда я читала, были ли вам не знакомые слова?

Ну, давайте посмотрим,

«Волки на кобыле»? Ребята, какое слово для вас здесь не знакомо?

Кто знает кто такая «Кобыла»?

Кобыла – это лошадь

Подворотня – это широкая щель между воротами и землей

Пятится – медленно идти

Гурьба – толпа

Дать стрекача – убежать

Наутек – в бегство

Увильнуть – уклонится

А сейчас мы проверим, как вы внимательно слушали. Я читаю строки из стихотворения, а вы продолжаете рифму:

1.Звери задрожали,

В обморок …………….

Волки от испуга

Скушали друг …………..

2.Бедный крокодил

Жабу …………………

А слониха, вся дрожа,

Так и села на …………..

3.Только раки-забияки

Не боятся бою-………..

Хоть и пятятся назад,

Но усами ………………

И кричат великану усатому:

4."Не кричи и не рычи,

Мы и сами …..

Можем мы и сами

Шевелить ………..!"

И назад еще дальше попятились.

Молодцы, ребята!

Словесный

Наглядный, портрет писателя

Словесный, чтение биографии

Наглядный показ иллюстраций из книги

Словесный, чтение рассказа, беседа

Наглядный, показ иллюстраций

Дети называют произведения

Выпрямится.

Ходьба на месте.

Руки поднять вверх.

Прогнуться назад, руки                    положить за голову.

Присесть.

Выпрямится и сесть.

Дети называют названия произведений

Ответы детей

Дети внимательно слушают

Ответы детей

Ответы детей

Да

Упали

Друга

Проглотил

Ежа

Драки

Шевелят

Усачи

Усами

Дети знакомы с автором

Дети закрепили знания о уже знакомых произведениях

Дети знакомы с биографией автора

«Федорино горе», «Мойдодыр»,  «Айболит», «Путаница» и т.д.

Дети знакомы с новыми словами

Дети узнали о новом рассказе

3

 Заключительный этап

Инициирует общее обсуждение. Активирует побуждение. Проявляет уважение к детям.

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Формирование элементарных навыков самоконтроля.

Какие вы молодцы, а теперь, поделимся своими впечатлениями о нашем занятии. Расскажите, что вам понравилось, а что нет.

Спасибо вам ребята, до свидания!

Словесный, беседа

Практический

Ответы детей

Ответы детей

Дети делятся впечатлениями.

Дети закрепили знания о том, что было на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

«Чтение художественной литературы в детском саду» (из опыта работы)

 Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к кни...

Чтение художественной литературы в детском саду.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов детского сада по чтению художественной литературы....

Чтение художественной литературы в детском саду.

Приобщение детей к художественному чтению – в настоящее время является проблемой современного общества. Стоит отметить, что  литература — это мощное средство интеллектуального, нравст...

Чтение художественной литературы в детском саду.

Одной из приоретенных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитани...

Семинар-практикум "Чтение художественной литературы в детском саду

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасны...

Семинар-практикум "Чтение художественной литературы в детском саду"

laquo;Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя» Василий  Александрович Сухомлинский,классик педагогики сов...