Конспект НОД по теме: «Кисонька-мурысенька» Ознакомление с художественной литературой для детей младшего дошкольного возраста (с 3-4лет)
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

Ознакомление с русским народным творчеством, предметами деревенской избы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisonka-murysenka.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 15 «Семицветик»

Конспект НОД

по теме:

«Кисонька-мурысенька»

Ознакомление с художественной литературой

для детей младшего дошкольного возраста (с 3-4лет)

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории

Л.А.Демидова

Озёрск, 2019 год

Цель:

Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание нравственных отношений на основе устного народного творчества.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширять знания детей о домашней утвари (кувшин, деревянные ложки, берестяной короб).
  2. Уточнить знания детей о потешках (про кота, кошку), русских народных сказках.

Развивающие:

  1. Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, воображение, мышление, внимание).
  2. Развивать интерес к истокам народной культуры.
  3. Способствовать развитию зрительной памяти.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
  2. Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Интеграция областей:

Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.

Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.

Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной речи и правильное произношение звуков.

Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.

Активизация словаря:

Кувшин, торжок, гусли, мельница, берестяной короб, деревянные ложки, пенёк.

Приёмы:

  • Наглядный
  • Словесный
  • Вопросы к детям
  • Сюрпризный момент
  • Поощрение
  • Использование предметов деревенского быта
  • Индивидуальная работа

Предварительная работа. Разучивание потешек. Чтение русских народных сказок («Три медведя, «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь».

Рассматривание иллюстраций по теме: «Домашняя утварь», предметов домашней утвари.

Материал:  Кошка (игрушка), глиняный кувшин, деревянные ложки, берестяной короб, гусли, вышитая подушечка,  кукла.

Ход игры

На ковре  лежит кошка-игрушка.

Воспитатель: Дети, у нас в гостях сегодня кошечка. Мы с кошечкой предлагаем вам поиграть в игру «Найди сюрприз». 

Чтобы найти сюрприз, нам нужно выполнить несколько заданий.

Дети усаживаются на ковре вокруг кошечки.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кошечка – это домашнее или дикое животное?

Ответы детей. Благодарю детей.

Воспитатель: Как, вы думаете, почему домашних животных называют домашними?

Индивидуальные ответы.

Воспитатель: Правильно! Потому, что животные живут у хозяина. Хозяин за ними ухаживает.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем кошечке, как мы умеем играть с язычком.

Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Лошадка», «Кошечка лакает молочко».

Благодарю детей от имени кошки.

Воспитатель: Кошечка, наши дети знают потешки про кота и кошку.

Обращаю внимание детей на стол, на котором стоит кувшин и лежит кусок пирога.

Первое задание: Расскажите потешки про кота и кошку.

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой потешке встречается кувшин и кусок пирога?

Потешка: «Уж ты, котенька-коток».

Индивидуальное рассказывание. Благодарю детей.

На плетёном коврике лежит кошка, а рядом стоит кукла.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете потешку про деточку и киску?

Ответы детей.

Предлагаю рассказать потешку сразу двоим детям. (Хоровое рассказывание)

Потешка: «Киска-киска».

Благодарю детей.

Обращаю внимание детей на разнос, на котором лежит булочка и пирожок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в какой потешке встречаются пирожок и булочка?

Ответы детей. Индивидуальное рассказывание.

Воспитатель: Дети, расскажите, пожалуйста, потешку про кота и его усы.

Потешка: «Как у нашего кота».

Хоровое рассказывание. Благодарю детей.

Воспитатель: Дети, кто из вас расскажет потешку: «Кисонька-мурысенька»?

Индивидуальное рассказывание. Благодарю за рассказывание потешки.

Второе задание: Выполните физминутку «Кошка».

На полу расстелен половик - дорожка.

Вопрос задаёт воспитатель от  имени кошки: Дети, вы знаете русские народные сказки?

Третье задание: Игра «Назови сказку».

Обращаю внимание детей на полку, где находятся гусли.

Воспитатель: Дети, вы узнаёте этот музыкальный инструмент?

В какой русской народной сказке встречаются гусли?

Ответы детей. Благодарю детей за ответы.

Воспитатель: Правильно! Сказка называется «Кот, петух и лиса».

 Дети, как вы думаете, каким был кот по характеру?

Ответы детей. Благодарю детей за ответы.

Воспитатель: Верно! Кот был смелый, заботливый, хитрый, он перехитрил лису.

Обращаю внимание детей на столик, где лежат деревянные ложки.

Воспитатель: Дети, назовите сказку, в которой встречаются ложки.

Из какого материала изготовлены ложки? Что можно сказать о ложках по внешнему виду?

Ответы детей. Благодарю детей за ответы.

Далее обращаю внимание детей на берестяной короб, в котором находится кукла-Маша.

Воспитатель: Ребята, отгадайте из какой сказки эти слова:

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок…»

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Сказка называется «Маша и медведь».

Ребята, а вы знаете, из какого материала сделан короб?

Хоровой ответ – из бересты.

Воспитатель: Дети, вы выполнили все задания.

Мы с котом благодарим вас за игру.

Предлагаю посмотреть, что  нам приготовила «Маша».

В коробе находятся пряники. Дети угощаются пряниками.

Литература:

Бабунова Е.С. Программа «Наш дом — Южный Урал» 2004г.

Детская литература.  «Русские народные загадки и сказки» 1989г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством»  Методическое пособие 2004г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - Программа 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по художественной литературе для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Тема «Литературная викторина. В гостях у сказки»

Цель: сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального состояния детей.Задачи: 1.Закрепить знания по содержанию...

Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывается  в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Приобретённые ребёнком знания и практический опыт позв...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького». Цель:знакомство...

Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста «Царевна-лягушка»

Конспект занятия по чтению художественной литературы для  детей старшего дошкольного возраста «Царевна-лягушка»Задачи:Образовательные:Продолжить знакомство с русскими народными с...

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушен...

Авторская методическая разработка.Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка .Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...