Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывается  в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Приобретённые ребёнком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.

На дошкольном этапе именно литература выступает как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка. Она помогает ребенку познавать окружающий мир, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе героям книг. Книга учит распознавать добрые и плохие качества человека, его поступки, учит сопереживать положительным героям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом её определяющий. Это период, когда и семья, и общество создают для ребёнка все необходимые и возможные условия для их развития. Необходимым условием развития является активность ребёнка, в том числе и познавательная.

       Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывается  в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Приобретённые ребёнком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.

На дошкольном этапе именно литература выступает как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка. Она помогает ребенку познавать окружающий мир, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе героям книг. Книга учит распознавать добрые и плохие качества человека, его поступки, учит сопереживать положительным героям.

Конечно, для современного ребенка доступны более привлекательные способы передачи информации – телевидение, интернет, музеи. Но для младшего дошкольника, в силу его возрастных особенностей, они могут стать только ярким дополнением наряду с главным способом познания – чтением книг.

Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции: - расширяет детский кругозор, обогащает эмоциональный опыт детей, вызывает отклик на добрые поступки, героев, что позволяет формировать познавательный интерес направленность личности. В процессе чтения произведений дошкольник накапливает опыт читательских переживаний.

Реализация этих функций осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов. Художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», то есть, содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты – при правильном их подборе – могут удовлетворить если не всю, то большую часть познавательных интересов детей.

Познавательная литература в большей мере удовлетворяет интерес ребёнка к разным областям знания. Она дает ребенку возможность познакомиться с рассуждением как типом речи. Работа с познавательной книгой, организуемая воспитателем на занятии предполагает получение знаний о действительности, формирование интереса к природе, науке, развитие наблюдательности. Детская книга на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности.

По содержанию и задачам работы чтение познавательной литературы чаще всего интегрируется со следующими областями:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- социально- коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- художественно- эстетическое развитие.

Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и другие);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Технология «Pop-up booking» как средство развития познавательного интереса и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс показывает педагогам  возможности технологии "pop - up" в организации совместной деятельности взрослых и детей в ДОУ и семье, поможет практически освоить несложные конструк...

Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья ознакомит вас с особенностями развития интереса к художественной литературе в соответствии с возрастом детей....

Развитие творческих способностей средствами нетрадиционного рисования у детей младшего дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционного рисования у детей младшего дошкольного возраста. Работа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к...