Проект "В гостях у сказки".
проект по художественной литературе (старшая группа)

Мурманская Екатерина Дмитриевна

Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются  не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В гостях у сказки».

 Продолжительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

 Актуальность: Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются  не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

 

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.

 

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а  также формируют  поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

 

Цель проекта. Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоциональной – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.

Задачи проекта.

 Дети:

– продолжать знакомить со сказками;

-учить детей рассуждать;

-формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-обогащать и расширять словарный запас детей;

-развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

-развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;

-развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

-воспитывать чувство дружбы и коллективизма;

-воспитывать культуру речи.

Родители:

-создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

-развитие совместного творчества родителей и детей;

-заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Содержание проекта строится на принципах:

 – принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

– принцип наглядности  – «золотое правило дидактики» – основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие;

– принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;

– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

– принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок;

– принцип осознанности  предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

– принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка;

– принцип контрастного сопоставления- предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

 

 Предполагаемый результат

– развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

– развитие интереса к русской литературе;

– развитие детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

– совершенствование звукопроизношения, выразительности связной речи детей;

– содействие творческому развитию детей;

– развитие эмоциональной отзывчивости;

– гармонизация отношений между взрослыми и детьми

 

Этапы проекта:

 

1этап – Подготовительный

-определение проблемы;

-постановка цели, задач

-сбор информации, литературы, дополнительного материала;

Пути  реализации проекта:

-пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров;

-оформление выставки рисунков по мотивам сказок;

-изготовление декораций к сказкам, атрибутов.

Содержание работы с детьми:

-подбор наглядно-дидактического материала;

– чтение, обсуждение и пересказ сказок;

-беседы с детьми о прочитанных сказках, рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок;

-рисование детьми героев сказок;

-пересказ прочитанных сказок, их инсценировка;

-рассказывание сказок собственного сочинения;

-загадки о сказках, героях сказок;

-изготовление плоскостного театра, ремонт книг в книжном уголке, изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Теремок»;

-театрализация сказки «Теремок»

Содержание работы с родителями:

-беседа с родителями «Знакомство с проектом»

-домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам);

-чтение сказок с детьми;

-помощь в пополнении книжного уголка сказками;

-оформление уголка для родителей по русским народным сказкам;

-консультация «Театральная деятельность в детском саду»;

-помощь в изготовлении костюмов для  спектакля «Теремок».

2 Этап – Исследовательский

-работа по плану с детьми, родителями ,педагогами;

-выполнение проекта;

3 Этап – Заключительный

-презентация проекта;

-театрализация сказки «Теремок»

-подведение итогов, анализ ожидаемого результата

-обобщение результатов работы.

 Заключение

  Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

  В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение является внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать  задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал,  как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства- с дугой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

  У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять ее героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

  Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

  Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к  сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

  Проведенное в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

 

Используемая литература;

 

1.  Румянцева Е.А. Метод проектов в ДОУ; практика обучения детей 3-7 лет Волгоград; Учитель 2014год.

2.  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду-М., Сфера, 2007

3.  Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду-М, 2003

4.  Зимина И  Театр и театрализованные игры в детском саду  Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2005год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...