Технология продуктивного чтения на примере рассказа Б.Житкова "На льдине"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Юлия Родионова

Представляю технологическую карту занятия в старшей группе детского сада общеразвивающей направленности по образовательной области "Приобщение к художественной литературе". Занятие построено с учетом особенностей технологии продуктивного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tpch_gr_12.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Возрастная группа: от 5 до 6 лет (общеразвивающей направленности)

Воспитатель: Родионова Ю.М.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Организованная образовательная деятельность: «Приобщение к художественной литературе»

Продолжительность занятия: 25 минут

Тема: Борис Житков «На льдине»

Цель: формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии продуктивного чтения.

Задачи:

- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;

- воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

 - прививать любовь к книгам, чтению

Оборудование: сборник рассказов Бориса Житкова «Что бывало», портрет писателя, ватман с изображением моря, лист белой бумаги, символизирующий льдину, вырезанные из цветной бумаги самолетик и пароход, фломастеры черного и красного цветов, клей-карандаш, фотографии моря летом и зимой А4, аудиофайл «Звуки моря», компьютер, картинка с изображением тулупа, саней.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя и детей

1 этап – работа с текстом до чтения.

Введение в тему. Беседа по картинкам, с опорой на личные впечатления детей. Наглядный метод, метод сопоставления, словесный метод.

- Послушайте, что за звуки вы слышите. Как поняли, что это море.

- Море летом. Какое оно? Что чувствуешь, глядя на него? Что хочется сделать?

- Я приготовила вам одну историю, которую написал Б.Житков, про людей, оказавшихся в море.

2 этап – работа с текстом во время чтения.

Эмоциональное «проживание» детьми событий рассказа. Чтение рассказа. Пояснение значения слов-предметов с демонстрацией изображений.

- Почему рыбаки стали проситься остаться на ночь, ведь рыбы они поймали много?

- Тулуп – шуба мехом внутрь.

- Что чувствовали рыбаки, когда поняли, что их несет в море? Как это выражалось в их действиях, движениях?

- Мачта – толстое бревно, вертикально расположенное на паруснике, на которое крепятся паруса, а также сооружение из палок крест-накрест.

- Почему именно красную рубаху прикрепили к мачте?

3 этап – работа с текстом после чтения.

Беседа по прочитанному с параллельным выполнением карты случившихся событий.

Словесные методы. Приемы работы с названием рассказа. Словесное рисование. Предметные действия. Работа с обложкой книги.

- Где происходили события? С кем? Сколько их было? (выполнение карты событий: наклеить на море льдину, нарисовать 8 рыбаков)

- Почему это случилось?

- Как рыбаки пытались спастись? Кто придумал сделать мачту? (рисуем мачту, красный флаг)

- Как еще можно было дать сигнал бедствия? (рация, телефон, письмо в бутылке, ракетница, почтовый голубь)

- Случайно появился самолет? Кто его отправил искать людей?

- Как спасли рыбаков? (наклеиваем самолет, пароход)

Водный и воздушный транспорт участвовал в поисково-спасательных операциях уже 100 лет назад.

- Как надо было поступить рыбакам, чтобы избежать беды?

- Чему научились рыбаки?

- Кто главный герой рассказа – море или люди? Какое название дадим рассказу?

- На самом деле рассказ называется «На льдине».

-  Рассмотрите обложку. Что изображено на ней?

- Что бы вы нарисовали?

- Рефлексия. Понравился рассказ? Какой момент был самым волнующим?

Подвижная игра «Море волнуется…»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Б.Житков «На льдине»

Текст рассказа

Вопросы, пояснения, комментарии

   Зимой море замерзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко.

   И куда кругом ни глянь, все лед и лед: это так замерзло море.  Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

- Довольно, пора по домам.

   Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и с утра снова ловить.

Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы…

…и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.

   Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

- Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

   Все вскочили, забегали.

- Почему нас качает? – закричал Володя.

   А отец крикнул:

- Беда! Нас оторвало и несет на льдине в море.

   Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

- Оторвало! Оторвало!

   А кто-то крикнул:

- Пропали!

   Володя заплакал.

…Днем ветер стал еще сильней, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту…

… привязал на конце красную рубаху…

…и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли где солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолет и закричал:

- Самолет! Самолет!

   Все стали кричать и махать шапками. С самолета упал мешок. В нем была еда и записка: «Держитесь! Помощь идет!»

   Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолет. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.

Почему рыбаки стали просить остаться ночевать, ведь рыбы было поймано много?

Тулуп – это шуба мехом внутрь (картинка)

- Что чувствовали рыбаки, когда поняли, что их несет в море? Как это выражалось в их действиях, движениях?

- Мачта – толстое бревно, вертикально расположенное на паруснике, на которое крепятся паруса, а также сооружение из палок крест-накрест.

- Почему именно красную рубаху прикрепили к мачте?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей». в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»

Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей».в подготовительной к школе группеОбразовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой ...

Акцентное чтение в младшей группе сказки Джулии Дональдон "Улитка и кит" с использованием технологии продуктивного чтения. Тема " Весёлое путешествие"

Книга учит ребенка мышлению, логике и при этом развивает воображение и фантазию. Книга позволяет в самых ярких красках представить главных героев и сюжет книги.При помощи ярких сюжетов и героев литера...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей». в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»

Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей с целью формирования у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов; умений слушать и понимать художественный текс...