Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Путешествие по рассказам Н.Носова"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Забияко Светлана Юрьевна

В основе предложенного материала лежат сюжеты рассказов Николая Носова. Путешествие становится увлекательным благодаря нетрадиционным  приёмам: карте с нарисованными предметами из знакомых рассказок, множеству увлекательных игр, посещению детьми сюжетов и выполнению нитересных заданий и участию в весёлых эстафетах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2nod_1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие по рассказам Н. Носова»

Цель:

закрепить знания детей о рассказах Н. Носова

Образовательные задачи:

учить узнавать рассказ по иллюстрациям.

совершенствовать умение подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

закрепить навыки детей пересказа знакомых рассказов.

расширить словарный запас.

закрепить название рассказов Н. Носова.

Развивающие задачи:

развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.

развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

развивать артикуляционный аппарат.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к художественной литературе.  

формировать навык сотрудничества, доброжелательность.

воспитывать дружбу.

Оборудование: иллюстрации к рассказам, план путешествия, шляпа, котенок, мячики маленькие по количеству детей, мяч большой, коробка-сюрприз, раскраски.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова. Рассматривание иллюстраций. Игры – инсценировки по отдельным отрывкам из рассказов.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, мимические упражнения, артикуляционные упражнения, педагогическая оценка, поощрения.

Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций.

Практические: рассказ  по схеме, решение проблемной ситуации, поисковые действия,  физкультминутка.

Области: речевое развитие, социально-коммуникативное  развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Ход  НОД:

Организационный этап:

Воспитатель входит в группу вместе с детьми, здоровается с гостями.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, давайте  поприветствуем  друг  друга.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Собрались все дети в круг:

Ты мой друг и я твой дуг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята скажите,  вы любите путешествовать? (Да)

Здорово! Сегодня я прибирала в шкафу книги и нашла вот такую карту.  Вам что-то напоминают изображенные на ней предметы? (Ответы детей) С этой картой мы можем отправиться  в путешествие по рассказам  Н. Носова. Готовы? Скажите, пожалуйста, а чем же рассказ отличается от сказки? ( В нем нет волшебства, он не начинается со слов «жили-были», и т.д.).

Основной этап:

Воспитатель:  Все верно. Итак, отправляемся. Вокруг себя ты повернись и в стране рассказов очутись. Воспитатель вывешивает на доске иллюстрацию из рассказа «Заплатка». Кто узнал, в какой рассказ мы попали? («Заплатка»). Правильно. Давайте вспомним, что случилось со штанами у Бобки?  (Бобка перелезал через забор и порвал свои солдатские штаны).  Как Бобка поступил с рваными штанами? (Попросил у мамы нитку с иголкой и зеленый лоскуток. Сам пришил заплатку.)

Что же сказали Бобке ребята во дворе, увидев его заплатку? (Молодец! Сразу видно, что сам пришивал!)

Воспитатель: Вы такие молодцы, все подробности запомнили в рассказе «Заплатка». Пора нам двигаться дальше. Вращаемся вокруг себя – «Мы – большие молодцы попали в рассказ «Огурцы!»

Воспитатель показывает иллюстрацию из данного рассказа

Воспитатель: Ребята, есть такой рассказ у Н. Носова?  Что же там такого плохого сделали Котька и Павлик? (Украли с колхозного поля огурцы) Как поступила мама у Котьки? (Заставила Котьку нести огурцы обратно) Какое настроение было у Котьки, когда он ночью нес огурцы обратно на поле? (Грустное, печальное, ему было страшно) Покажите, как выглядело его грустное личико? А когда он думал о дедушке с ружьем, как менялось его личико? (Дети передают эмоции с помощью мимики.) Хорошо, а как изменилось его выражение лица, когда он вернул огурцы дедушке? Покажите, как ему было легко и радостно.

Воспитатель: Пора нам двигаться дальше. Какой рассказ нас ждет? («Мишкина каша») Вокруг себя ты повернись и в «Мишкиной каше» очутись! (Воспитатель вывешивает иллюстрацию к рассказу.) Ребята, давайте вспомним, о чем этот рассказ? (Как мальчики пытались сварить себе кашу, а она все вылезала и вылезала из кастрюли.)

Как пыхтела каша в кастрюле? (Пых-пых!) Давайте дружно попыхтим (Дети хором пыхтят)

Воспитатель: Прекрасно! Мы уже побывали с вами в трех рассказах. Предлагаю сделать маленькую остановку-передышку и встать  в кружок.

 Словесная игра  с мячом «Какой, какая, какое»

Воспитатель каждому кидает мяч и задает вопрос: 

Каша какая? (Горячая, густая, горелая) Огурец какой? (Зеленый, вытянутый, пупырчатый, длинный, сочный, хрустящий) Настроение какое? (Грустное, веселое, радостное, печальное)

Воспитатель: давайте продолжим путь. Где же наша карта? Какой рассказ ждет нас в гости? («Живая шляпа») Правильно! Вокруг себя повернись и в «Живой шляпе» очутись. (Воспитатель меняет иллюстрацию).

Воспитатель: Кто же был под шляпой? (Котенок Васька) Как же он там оказался? (Он сидел у комода, а шляпа упала с комода на котенка). Как  же мальчики выгнали котенка из-под шляпы? (Мальчики кидали в шляпу картошкой и попали)

Воспитатель: Мы сейчас с вами представим, что мы те самые мальчики, и страшно боимся вот эту шляпу. Бегите на кухню, берите картошку и кидайте в шляпу.

Эстафета «Попади в шляну»

Детям предлагается корзинка с маленькими мячами. Кидают в шляпу. Попадают. Эстафета заканчивается. 

Воспитатель: Какие слова говорили мальчики, когда из-под шляпы выскочил котенок? (Васька, миленький! Как же ты нас напугал!)

Васька хочет с нами поиграть  в игру «Чей, чья, чьи?» У кота хвост кошачий, а у белки? (Беличий); У кота уши кошачьи, а у зайца? (Заячьи);  У кота лапы кошачьи, а у медведя? (Медвежьи); У кота мордочка кошачья, а у лисы? (Лисья). Замечательно.

Давайте Ваське покажем,  как мы умеем делать зарядку язычком.

Артикуляционные упражнения: «Кошечка спинку выгибает», «Кошечка облизывается после молочка»

Кот Васька:  Вот здорово! Какие же вы сообразительные ребята!!! Какие ловкие и умелые у вас язычки!  

Воспитатель: Ребята, наш путь еще не закончился. Давайте вернемся к карте, что же нас там дальше ждет на пути?  (Подарок!) Действительно, мы прошли почти весь путь и добрались до коробки с сюрпризом. Надо вокруг себя обернуться, чтоб у коробки очутиться (Поворачиваются вокруг себя, появляется коробка с бантиком) Хотите узнать, что там за сюрприз? (Да). Тогда  давайте возвращаться в детский сад вместе с сюрпризом. Что надо сделать, чтоб вернуться? (Вокруг себя обернуться) Правильно. Мы вращаемся – в детский сад возвращаемся.

Заключительный этап:

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Присядем ненадолго, посмотрим наш сюрприз.  (Воспитатель открывает коробку) Здесь лежат картинки для вас, ребята. Раскраски по рассказам Н. Носова. За ваше старание, находчивость, за ваше умение правильно отвечать на вопросы и подбирать верные слова. Чуть позже вы возьмете все по картинке и раскрасите. А сейчас давайте поделимся впечатлениями. По каким рассказам мы путешествовали? Кто написал эти рассказы? Что вам больше всего понравилось в путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Обучение составлению описательного рассказа по игрушке»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Обучение составлению  описательного рассказа по игрушке»...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы. Пересказ рассказа «Еж» Е. Чарушин

Программное содержание: 1. Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем.2. Формировать навыки фразовой речи из 3-4 слов, учить объединять фразы в короткий рассказ из...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Конспект НОД по связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Задачи:1. Учит...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Цель: формировать у детей умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;Задачи: Развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Перессказ рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Перессказ рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"...