Главные вкладки

    Проект « Книжкина неделя» для детей старшей разновозрастной группы
    проект по художественной литературе (старшая группа)

    Ларина Ольга Геннадьевна

      Приобщать  детей к книге с помощью разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_knizhkina_nedelya.docx50.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области» 

    Проект

    « Книжкина неделя»

    для детей старшей разновозрастной группы

                                                                                                         проект разработала воспитатель:

                                                                                                          Ларина О.Г.

    Паспорт проекта

    Вид проекта: краткосрочный, познавательный, творческий, художественно- речевой.

    Участники проекта: дети  старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители (законные представители)

    Сроки реализации проекта: краткосрочный, одна неделя (с 23.03.2020г.  по  27.03.2020г.)

    Проблема: проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.

    Актуальность: 

    В наше время приучить детей к книге, дать им возможность полюбить ее одна из задач стоящих перед педагогом, да и перед родителями! Ведь только хорошая книга научит ребят литературному русскому языку, она даст разыграться воображению ребенка, которое можно будет воплотить в художественной или музыкальной деятельности, создавая книжки иллюстрации и разыгрывая сцены из прочитанного произведения.

    В наше время компьютеров и мобильных телефонов родители очень редко читают детям книги, легче включить мультфильм и ребенок смотрит, а родители занимаются своими делами. Поэтому в последнее время, заметно снизился интерес к чтению у дошкольников. Современные дети проводят больше времени за компьютерными играми, телевизором, планшетами. Надо помнить, что дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

    Особое внимание следует уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.

    Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.

    Поэтому я решили разработать и провести данный проект в нашей группе.

    Цель проекта:  Приобщать  детей к книге с помощью разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности.

    Создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

         Задачи:

    • Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
    • Продолжать знакомство с книжной культурой, детской литературой и понимание  на слух текстов художественных произведений.
    • Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
    • Раскрыть творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, викторины, конкурсы, ролевые игры.
    • Развивать творчество, воображение, кругозор, фантазию.
    • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
    • Расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей.
    • Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
    • Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели».

           Ожидаемые результаты:

              По окончанию проекта могут:

              Дети:

    • Знать о значении книги в жизни человека.
    • Различать сказки, рассказы, стихи, знают энциклопедии, детские журналы.
    • Знать  творчество некоторых детских писателей, поэтов.
    • Называть понравившиеся произведения и их авторов.
    • Могут пересказать знакомые произведения, стараются выразительно читать стихи, инсценируют, передавая характеры персонажей.
    • Могут дать мотивационную оценку поступкам героев книг.
    • Знать о том, что книгу нужно беречь. Уметь правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками.

                Педагоги:

    • Повысят квалификацию по данному проекту.

    Родители:

    • Семьи стремятся сотрудничать с детским садом в вопросах приобщения детей к чтению.

            Этапы осуществления проекта.

                 I этап - подготовительный

                II этап -основной

                III этап -заключительный

    Этапы реализации данного проекта:

    1.Подготовительный (мотивационный) этап.

    Цель: Ознакомить детей, родителей и педагогов с темой, целями и задачами проекта.

    -постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

    -подбор методической литературы для реализации проекта;

    -подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;

    - оформление книжного уголка.

    -консультация для родителей «Что читать старшим дошкольникам?» (приложение №19)

    -консультация для воспитателей «Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей» (приложение №20)

    -домашнее задание для детей и родителей (законных представителей):  изготовить иллюстрации к сказке В.Катаева «Цветик – семицветик».

    2.Основной этап.

    Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

    Ежедневно:

    • Комплекс утренней  гимнастики  по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом» (приложение № 1)
    • Комплекс гимнастики пробуждения  «Путешествие в сказку «Колобок» (приложение №2 )

    Совместная деятельность педагогов и детей.

    Понедельник  23.03.2020г

    «История книги»

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

    1 половина дня

    2 половина дня

    Дидактическая игра «Собери из частей»

    Цель: развивать речь, память, мышление, координацию движений рук.

    Приложение № 3

    Беседа «История создания книги»

    Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; расширять и уточнять представления о людях разных профессий. Познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают; воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение.

    Приложение №4

    Пальчиковая гимнастика  «Книжки»

    Приложение № 5

    Зрительная гимнастика «Весёлая неделька»

    Приложение № 6

    Прогулка.

     Подвижная игра «Мы весёлые ребята»

    Цель: упражнять детей в беге. Закрепить умение действовать по сигналу. 

    Приложение № 7

    Дыхательная гимнастика «Сказочные персонажи» 

    Приложение № 8

    Путешествие по выставке: «Эту книжку я люблю!»

    Цель: поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, формировать читательский интерес. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека. Познакомить детей с различными жанрами книг. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

    Чтение детям. Н.Носов  «Огурцы»

    Приложение № 9

    Просмотр презентации «История книги»

    Цель: расширять знания детей об истории создания книги. Продолжать развивать у детей способность к устной связной речи. Активизировать познавательную деятельность.

    Вторник 24.03.2020г.

                                                                             «Книжкин дом»

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

    1 половина дня

    2 половина дня

    Дидактическая игра «Разложи героев по сказкам»

    Цель: развивать мыслительные способности. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.

    Приложение № 3

    Беседа «Где живут книги»

    Цель: воспитывать любовь, бережное отношение к книге, развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книге. Воспитывать грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке.

    Приложение №4

    Пальчиковая гимнастика  « Три поросёнка »

    Приложение № 5

    Зрительная гимнастика «Подснежник»

    Приложение № 6

    Прогулка.

    Подвижная игра  «У медведя во бору»

    Цель: учить детей бегать на противоположную сторону площадки, не наталкиваясь друг на друга, имитировать движения соответствующие словам. Развивать воображение, быстроту движений. Воспитывать выдержку.

    Приложение № 7

    Дыхательная гимнастика «Мышка и Мишка»

    Приложение № 8

    Артикуляционная гимнастика по сказке             К. И. Чуковского «Телефон»

    Приложение № 10

    Трудовая деятельность «Книжкина больница» Ремонт книг.

    Цель: закреплять умения детей в уже знакомых видах деятельности: перебирать книги и находить книги, требующие ремонта; формировать умение правильного обращения с книгой; готовить все необходимое для выполнения коллективного труда. Развивать аккуратность, внимание, моторику рук; укреплять умение сгибать полоску пополам, расстригать бумагу на ровные полоски;  не мешать товарищам, помогать им; не стесняться просить помощи. Воспитывать бережное отношение к книгам;  желание трудиться сообща.

    Приложение № 11

    Сюжетно- ролевая игра «Библиотека»

    Цель: формировать представления детей о библиотеке, закрепить  знания об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитывать  бережное отношения к книге.

    Приложение № 12

    Среда 25.03.2020г

    «Русские народные сказки»

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

    1 половина дня

    2 половина дня

    Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»

    Цель: развивать речь, память, закрепить знания о сказках.

    Приложение № 3

    Беседа «Страна сказок»

    Цель: обобщить представления детей о сказках. Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас. Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус. Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

    Приложение №4

    Пальчиковая гимнастика «Репка»

    Приложение № 5

    Зрительная гимнастика «Теремок»

    Приложение № 6

    Прогулка.

    Подвижная игра  «Хитрая лиса»

    Цель: упражнять в быстром беге, в ориентировке в пространстве; развивать внимание, выдержку.

    Приложение № 7

    Дыхательная гимнастика «Гуси- лебеди»

    Приложение №8

    Физ. минутка  «Кот, петух и лиса»

    Приложение № 13

    Игра- драматизация по произведению С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

    Цель:  продолжать учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно выполнять действия в соответствии с ролью. Закрепить умение детей передавать голосом речевые интонации различных персонажей. Формировать грамматический строй речи. Расширять  словарный запас, активизировать словарь.

    Приложение № 14

    Самостоятельная художественная деятельность.

    Изготовление закладок для книг

    Цель: научить детей делать закладки для книг своими руками. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, интерес к своей работе, фантазию, эстетический вкус. Совершенствовать свои навыки и умения. Развивать умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Развивать творчество при составлении узоров на закладке.

    Приложение № 15

    Четверг  26.03.2020г

                                                              «Авторские сказки»

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

    1 половина дня

    2 половина дня

    Дидактическая игра  «Подбери картинки к сказкам К.И.Чуковского»

    Цель: закрепить умение детей подбирать иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского. Развивать внимание, мышление, память детей.

    Приложение № 3

    Беседа «Добрый сказочник К.И.Чуковский»

    Цель: приобщить детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. Систематизировать знания детей о сказках писателя. Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.

    Приложение №4

    Пальчиковая гимнастика  «Сказки»

    Приложение № 5

    Зрительная гимнастика «Лимпопо»

    Приложение № 6

    Прогулка.

    Подвижная игра  «Зайцы и волк»

    Цель: закрепить умение детей прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперёд. Приземляясь на носки полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту движения, внимание.  

    Приложение № 7

    Дыхательная гимнастика «Бегемотик»

    Приложение №8

    Загадывание загадок. «Угадай сказку и доскажи строчку».

    Цель: развивать логическое мышление с помощью загадок, развивать память, внимание, речь, воображение, мышление. Развивать интеллектуальные способности посредством художественного слова;

    Приложение № 16

    Развивающее лото «В гостях у сказки»

    Цель: развивать наглядно- образное мышление, внимание, память.

    Приложение № 3

    Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

    Цель: повторить знакомые потешки, воспитывать интерес к русскому фольклору. Помочь детям понять их содержание, значение. Создать эмоциональное,  радостное настроение у детей.  Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать умение внимательно слушать чтение потешек другими детьми и воспитателем.

    Приложение № 14

    Пятница  27.03.2020г

                                                               «Книги для детей»

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

    1 половина дня

    2 половина дня

    Дидактическая игра «Чья песенка»

    Цель:  расширять словарный запас, развивать  речь, слух, внимание детей. Закреплять знания детей о русских народных сказках.

    Приложение № 3

    Беседа

    Цель: развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений. Закреплять правила культурного обращения с книгами.

    Приложение №4

    Пальчиковая гимнастика «Теремок»

    Приложение № 5

    Зрительная гимнастика «Буратино»

    Приложение № 6

    Прогулка.

    Подвижная игра  «Мышеловка»

    Цель: упражнять в ходьбе и беге в одном направлении, в ловкости и приседании.

    Приложение № 7

    Дыхательная гимнастика «Волк», «Медвежонок»

    Приложение №8

    Физ. минутка  «Сказка даст нам отдохнуть»

    Приложение № 13

    Заучивание стихотворения  «Где обедал воробей?»

    Цель: формировать  навыки  заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы.

    Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.

    Развивать умение детей последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотехнику, соотносить фразы с картинками. Учить детей читать стихи выразительно. Продолжать развивать активный словарь детей.

    Приложение №  17

    Викторина «В гостях у сказки»

    Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.

    1. Воспитывать у детей интерес к сказкам.
    2. развивать чувство юмора.
    3. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

    Приложение № 18

    3 этап. Заключительный.

    Цель: 

    - оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

    -оформление фото альбома по проекту.

    Информационное обеспечение:

    1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.  2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет – М.: Просвещение, 2007.

     3.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе – М.: Мозаика – Синтез, 2005

     4.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-7 лет. Методические

        рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.

    5.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    6.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез,   2015

    7.Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия / Ср. ст. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. - М.:  Оникс-XXI век, 2005.

    8.Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» Подготовительная  группа.- М.: МОЗАИКА-

       СИНТЕЗ, 2014г.

    9. Интернет ресурсы:

    Произведения поэтов и писателей России: https://infourok.ru/chtenie-v-starshey-gruppe-proizvedeniya-poetov-i-pisateley-rossii-proza-1875772.html

    Пальчиковая гимнастика: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/02/03/kartoteka-palchikovaya-gimnastika-dlya-detey-6-7-let

    Дыхательная гимнастика: https://vospitanie.guru/fizicheskoe/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detej-v-starshej-gruppe-detskogo-sada

    Гимнастика для глаз: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-podborka-gimnastika-dlja-glaz-v-stihah-praktikum-konsultacija-vospitateljam-vsem-uchiteljam-roditeljam.html

    Дидактические игры по сказкам: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/kartotieka_didaktichieskikh_ighr_po_skazkam


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательный проект по теме «Книжкина неделя» для детей 2 младшей группы

    Познавательный проект по теме «Книжкина неделя»для детей 2 младшей   группыВид проекта: познавательный, групповой, краткосрочный. Продолжительность проекта: одна неделя.Участники п...

    Познавательно – речевой творческий проект «Книжкина неделя» для детей первой младшей группы

    В последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Целью нашего проекта является привитие детям любви к книге....

    Проект "Книжкина неделя" для детей старшего дошкольного возраста

    Проект "Книжкина неделя" для детей старшего дошкольного возраста...

    Познавательный проект на тему: «Книжкина неделя» для детей старшей группы

    Описание работы: данный проект направлен на воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. Адресовано воспитателям, педагогам дошкольного учреждения....

    Неделя "Здоровья" в старшей разновозрастной группе

    Планирование недели "Здоровья" для старшей разновозрастной группы...

    План воспитательно-образовательной деятельности по темам "Космос. Книжкина неделя" для детей старшей группы

    Предлагается планирование видов деятельности воспитателя с детьми в течении недели по лексической теме в соответствии с ФГОС....

    Отчёт по проекту « Книжкина неделя» для детей старшей разновозрастной группы

    Приобщать  детей к книге с помощью разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности....