Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Для детей старшей группы По теме: «За окошком осень»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Сочетание трёх видов искусства: поэзии, живописи и музыки отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Все наши великие писатели, поэты, композиторы, художники черпали своё вдохновение в народном творчестве и в родной русской природе, выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом прекрасном мире. Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прелестная и, в то же время, уязвимая красота окружающего нас мира. Природа и искусство неотделимы друг от друга, потому что природа с детства раз и навсегда входит в жизнь каждого человека.
В подобном сочетании мир искусства, его образность можно наиболее полно и доступно передать дошкольникам, используя современные методики, технологии, ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО: в стихотворениях, музыкальных произведениях, живописных иллюстрациях соответственно русских поэтов, композиторов, художников.
Уже в дошкольном возрасте важно приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению его музыкальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_osen.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 1 «Сказка»
Конспект
специально организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой
Для детей старшей группы
По теме:
«За окошком осень»
Воспитатель: Шемякова Л. Н.
Мегион 2019 г.
Цель: помочь детям увидеть образ поздней осени в произведениях искусства, повседневной жизни.
Задачи:
- познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина, А. Плещеева, И. Никитина; музыкальным произведениям П.И. Чайковского ("Осенняя песня" из альбома "Времена года, помочь прочувствовать настроение, характер, переданный в этих произведениях;
- закрепить знания о характерных признаках поздней осени; умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
- способствовать формированию эмоционально-образного восприятия произведений искусства; пополнению, активизации словарного запаса:
- воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование:
- иллюстрации по теме «Осень»,
- музыкальное произведение Вивальди, П.И.Чайковского «Времена года».
- для рисования: кисти, краски, альбомные листы,
- корзинки,
- листочки деревьев настоящие и иллюстрации,
- репродукции картин с изображением ранней и поздней осени;
Ход занятия.
Организационный момент:
Игра «Да или нет – скажи быстро ответ».
- Осенью цветут цветы?
-Да
- Осенью растут грибы?
-Да
-Тучи солнце закрывают?
-Да
- Колючий ветер пролетает?
-Да
-Туманы осенью плывут?
-Да
- Ну а птицы гнёзда вьют?
-Нет
-А букашки прилетают?
-Нет
-Часто-часто льют дожди?
-Да
-Достали все мы сапоги?
-Да
В. Ребята мы все с вами знаем. Что сейчас время года – осень. А какой период осени наступил?
- Период поздней осени.
В. Посмотрите на картинки. Какая это осень? А это? Чем отличаются? Что вы можете сказать о поздней осени? Какие приметы назовете?
-Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Холодно. Лужи покрываются льдом.
- В. Вам нравится поздняя осень? Почему?
- Холодно, уныло, всё серое, идут дожди.
-Ноябрь это холодный месяц, его можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь - это самое тёмное время года.
- В. У каждого у нас своя осень и любим мы её разную, Какую осень любит Саша?, Какую осень любит Соня?
- А я люблю, когда пасмурно, идёт дождь. Воздух чистый, свежий. В это время я чувствую себя спокойно.
-В. Сегодня мы с вами послушаем музыку известного русского композитора П. И. Чайковского, называется это произведение – «Осень».
Слушание музыки (2-3 мин.)
В. Каждый по своему, представляет и чувствует осень. Поэты и писатели, своё отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы с помощью музыка передают характер осени и своё отношение к ней.
-В. Музыка может вызывать у нас разное настроение: она может быть веселой грустной, задорной, игривой, печальной, радостной. Когда вы слушали музыку, какое у вас было настроение?
-Дети говорят о своих ощущениях.
В. Читает стихотворение
И. С. Никитина «Сад тих, деревья почернели».
Сад тих, деревья почернели,
Стыдясь невольной наготы,
В тумане прячутся кусты.
Грачей пустые колыбели
Качает ветер и мертва,
К земле припавшая трава.
В. В какие краски раскрасил свою осень поэт И. Никитин? Что помогло вам услышать в стихотворении грусть, тоску, печаль?
- (Деревья почернели.., Мёртвая припавшая трава).
-В. Ребята как вы думаете, о чём думал поэт, когда писал эти строки?
- Ему было грустно, он, может быть, вспоминал о том, когда было тепло, и сад стоял расписной, золотой. А когда посмотрел, в окно ему стало грустно, и он написал своё стихотворение.
-В. Как вы понимаете выражение «невольной наготы», «грачей пустые колыбели».
- Деревья стоят голые, в гнёздах нет птиц.
В. Давайте перенесёмся в сад, как вы себя чувствуете в такую погоду, когда на дворе поздняя осень – холодная, зябкая, сырая погода. Покажите своё настроение в такую погоду.
-Дети изображают свои чувства, эмоции, при помощи мимики лица.
Проводится физминутка. Осень
Меж еловых мягких лап Где сучок давно засох, Где листок к листку прилип, Кто нашел его, друзья? Это я, это я, это я! В небе жаворонок пел. Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год. | - Поочередно- то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх. - Медленно приседают с опущенными и прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз.
- Стоят прямо, пожимая плечами. - Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой. - Выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук. - Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз. - Дети приседают, руками обхватывают колени. Стоя весело хлопают в ладоши. |
В. О чём говорит автор в этих строках «мёртвая поникшая трава»?
- Трава уже высохла.
В.А посмотрите: какое сейчас небо? Мы можем определить, есть ли ветер? Как это можно увидеть?
-Небо хмурое, серое, ветер качает деревья.
В.Поздняя осень какая?
- Грустная, печальная, тоскливая. нерадостная.
Игровое упражнение «Определи пору осени».
В.: Около картин с изображением «золотой» осени положите жёлтую фишку, а около картин с изображением «поздней» осени – коричневую фишку.
-Дети выполняют задание.
В.: Молодцы, ребята, вы правильно определили, где золотая, а где поздняя осень. Теперь я хочу предложить вам отдохнуть и поиграть в игру «Деревья».
В.: Налетел сильный ветер, сорвал все листья с деревьев, и листья перепутались. И теперь стало не понятно, листья, с каких деревьев опали. Где листья берёзы, где листья клёна, где листья дуба и рябинки? Давайте поможем Осени определить, где какой листочек. Кленовые листья соберите в красную корзинку, берёзовые – в жёлтую, дубовые – в белую, а рябиновые – в зелёную.
Дети под музыку Вивальди собирают листья и раскладывают их по корзинам.
Воспитатель: Правильно ли ребята собрали листья? Давайте проверим.
Саша, ты какой листочек положил в корзину?
Ребёнок: Я положил рябиновый листок в зелёную корзину. И т. д.
В. Вот послушайте ещё стихотворение А. Н. Плещеева
Скучная картина
Тучи без конца
Дождик так и льётся
Лужи у крыльца
Чахлая рябина
Мокнет под окном
Смотрит деревушка
Сереньким пятном
Что ты рано осень
В гости к нам пришла
Ещё сердце просит света и тепла.
В. Какую осень вы себе представили?
- Скучную, дождливую, унылую.
В. Как вы думаете, можно ли назвать позднюю осень унылой порой? Почему?
Если сейчас мы подойдём к окну, то что мы можем видеть7
-Сырую, серую, мокрую осень.
- В. Да ребята, сейчас мы с вами видим из своего окна, краски поздней осени. Но это всего лишь миг – короткий и быстротечный. Сейчас он есть: мы видим и грустную берёзку и пожухлую траву и землю после дождя, а завтра этого всего может и не быть – выпадет снег и природа укроется снежным белым покрывалом на долгие месяцы, до прихода весны. Потому мы и радуемся и очаровываемся от последних мгновений осени.
В. Вот как сказал поэт А. С. Пушкин о поздней осени так:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
В. Но мы не будем грустить об уходящей осени. Я предлагаю вам сохранить её красоту, сохранить тот миг, который мы с вами видим из окна в комнате. А сейчас пройдите за столы и зарисуйте то, что вы увидели из окна и почувствовали когда слушали стихотворение.
-Дети проходят за столы и зарисовывают.
В. Какие вы молодцы, как вы красиво нарисовали осень, а теперь я предлагаю вам ваши работы отправить на выставку, что бы все ребята смогли посмотреть ваши рисунки.
Рефлексия.
В.: Ребята, понравилось ли вам сегодня в осеннем лесу? Что больше всего понравилось? Что запомнилось? Что вы дома расскажете своим родителям?
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".
Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты знакомых предметов»
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники экспериментируют для того, чтобы лучше узнать мир. Детское экспериментирование сосуществует не только с известными видам...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе на тему «Царство растений»
Закрепить знания детей о растениях. Развивать умение обобщать по существенным признакам; учить строить свои суждения, используя модели....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе на тему «Подарки Хозяйки Медной горы»
Обогащать и систематизировать знания детей о драгоценных камнях, минералах и их применении в украшениях, медицине....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы Тема: «Улицы города должны быть чистыми»
С помощьюданного материала можно : развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, расширять и закреплять представления детей об утилизации мусора, о вторичном использовании б...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В старшей группе на тему «Экологическая тропа осенью»
Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе4 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; систематизировать знания о пользе...
организованная образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми старшей группы на тему: «Путешествие по миру литературы»
Цель: систематизировать знания о литературных произведениях и их авторах.Задачи:Образовательные:- закреплять умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стих...