Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Для детей старшей группы По теме: «За окошком осень»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Шемякова Людмила Николаевна

Сочетание трёх видов искусства: поэзии, живописи и музыки отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Все наши великие писатели, поэты, композиторы, художники черпали своё вдохновение в народном творчестве и в родной русской природе, выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом прекрасном мире. Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прелестная и, в то же время, уязвимая красота окружающего нас мира. Природа и искусство неотделимы друг от друга, потому что природа с детства раз и навсегда входит в жизнь каждого человека.

В подобном сочетании мир искусства, его образность можно наиболее полно и доступно передать дошкольникам, используя современные методики, технологии, ИКТ в условиях  реализации ФГОС ДО:  в стихотворениях, музыкальных произведениях, живописных иллюстрациях соответственно русских поэтов, композиторов, художников.

Уже в дошкольном возрасте важно приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению его музыкальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 1 «Сказка»

Конспект

специально организованной  образовательной деятельности по ознакомлению с  художественной литературой

Для детей старшей группы

По теме:

 «За окошком осень»

Воспитатель: Шемякова Л. Н.

Мегион 2019 г.

Цель: помочь детям увидеть образ поздней осени в произведениях искусства, повседневной жизни.

Задачи: 

  • познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина, А. Плещеева, И. Никитина; музыкальным произведениям П.И. Чайковского ("Осенняя песня" из альбома "Времена года, помочь  прочувствовать настроение, характер, переданный в этих произведениях;
  • закрепить знания  о характерных признаках поздней осени; умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  • способствовать формированию эмоционально-образного восприятия произведений искусства; пополнению, активизации словарного запаса:
  • воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование:

  • иллюстрации по теме «Осень»,
  • музыкальное произведение Вивальди, П.И.Чайковского «Времена года».
  • для рисования: кисти, краски, альбомные листы,
  • корзинки,
  • листочки деревьев настоящие и иллюстрации,
  • репродукции картин с изображением ранней и поздней осени;

 Ход занятия.

Организационный момент:

Игра «Да или нет – скажи быстро ответ».

- Осенью цветут цветы?

-Да

- Осенью растут грибы?

-Да

-Тучи солнце закрывают?

-Да

- Колючий ветер пролетает?

-Да

-Туманы осенью плывут?

-Да

- Ну а птицы гнёзда вьют?

-Нет

-А букашки прилетают?

-Нет

-Часто-часто льют дожди?

-Да

-Достали все мы сапоги?

-Да

В. Ребята мы все  с вами знаем. Что сейчас время года – осень. А какой период осени наступил?

- Период поздней осени.

В. Посмотрите на картинки. Какая это осень? А это? Чем отличаются? Что вы можете сказать о поздней осени? Какие приметы назовете?

-Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Холодно. Лужи покрываются льдом.

- В. Вам нравится поздняя осень? Почему?

- Холодно, уныло, всё серое, идут дожди.

-Ноябрь это холодный месяц,  его можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь - это самое тёмное время года.

-  В. У каждого у нас своя осень и любим мы её разную, Какую осень любит Саша?,  Какую осень любит Соня?

- А я люблю, когда  пасмурно, идёт дождь. Воздух  чистый, свежий.  В это время я чувствую себя спокойно.

-В. Сегодня мы с вами послушаем музыку известного русского композитора П. И. Чайковского, называется это произведение – «Осень».

Слушание музыки (2-3 мин.)

 В. Каждый по своему,  представляет и чувствует  осень. Поэты и писатели,  своё отношение  к осени выражают через слово, художники цветом,  композиторы с помощью музыка передают характер осени и своё отношение  к ней. 

-В. Музыка может вызывать у нас разное настроение: она может быть веселой грустной, задорной, игривой, печальной, радостной. Когда вы слушали музыку, какое у вас было настроение?

 -Дети говорят о своих ощущениях.

В. Читает стихотворение

 И. С. Никитина  «Сад тих, деревья почернели».

Сад тих, деревья почернели,

Стыдясь невольной наготы,

В  тумане прячутся кусты.

Грачей пустые колыбели

Качает ветер и мертва,

К земле припавшая трава.

В. В какие краски раскрасил свою осень  поэт И. Никитин?   Что помогло вам услышать в стихотворении грусть, тоску, печаль?

- (Деревья почернели.., Мёртвая припавшая трава).

-В. Ребята как вы думаете, о чём думал поэт,  когда писал эти строки?

- Ему было грустно,  он, может быть,  вспоминал о том, когда было тепло, и сад стоял расписной, золотой.  А когда посмотрел, в окно ему стало грустно, и он написал своё стихотворение.

-В. Как вы понимаете выражение «невольной наготы», «грачей пустые колыбели».

- Деревья стоят голые,  в  гнёздах нет птиц.

В. Давайте перенесёмся  в сад, как вы себя чувствуете в такую погоду, когда на дворе поздняя осень – холодная, зябкая, сырая погода.  Покажите своё настроение в такую погоду.

-Дети изображают свои чувства, эмоции, при помощи мимики лица.

Проводится физминутка.  Осень

Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!

Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! 

Кто нашел его, друзья?

Это я, это я, это я!

В небе жаворонок пел.

Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

 

Будет весел целый год.

- Поочередно- то поднимают, то опускают      руки перед собой ладонями вверх.  

- Медленно приседают с опущенными и  прижатыми к корпусу руками.  Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз.
- Медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку.

 

- Стоят прямо, пожимая плечами.
 

- Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.

-  Выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук.

- Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.

- Дети приседают, руками обхватывают колени.

Стоя весело хлопают в ладоши.

В. О чём говорит автор в этих строках «мёртвая поникшая трава»?

- Трава уже высохла.

В.А посмотрите: какое сейчас небо? Мы можем определить, есть ли ветер?  Как это можно увидеть?

-Небо хмурое, серое, ветер качает деревья.

В.Поздняя осень какая?

- Грустная, печальная, тоскливая. нерадостная.

Игровое упражнение «Определи пору осени».

В.: Около картин с изображением «золотой» осени положите жёлтую фишку, а около картин с изображением «поздней» осени – коричневую фишку. 

-Дети выполняют задание. 
В.: Молодцы, ребята, вы правильно определили, где золотая, а где поздняя осень. Теперь я хочу предложить вам отдохнуть и поиграть в игру
«Деревья».


 В.: Налетел сильный ветер, сорвал все листья с деревьев, и листья перепутались. И теперь стало не понятно, листья, с каких деревьев опали. Где листья берёзы, где листья клёна, где листья дуба и рябинки? Давайте поможем Осени определить, где какой листочек. Кленовые листья соберите в красную корзинку, берёзовые – в жёлтую, дубовые – в белую, а рябиновые – в зелёную.

Дети под музыку Вивальди собирают листья и  раскладывают их по корзинам.

Воспитатель: Правильно ли ребята собрали листья? Давайте проверим. 
Саша, ты какой листочек положил в корзину?
Ребёнок: Я положил рябиновый листок в зелёную корзину. И т. д.

В. Вот послушайте ещё стихотворение  А. Н. Плещеева

Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льётся

Лужи у крыльца

Чахлая рябина

Мокнет под окном

Смотрит деревушка

Сереньким пятном

Что ты рано осень

В гости к нам пришла

Ещё сердце просит света и тепла.

В.  Какую осень вы себе представили?

- Скучную, дождливую, унылую.

В. Как вы думаете, можно ли назвать позднюю осень унылой порой? Почему?

Если сейчас мы подойдём к окну, то что мы можем  видеть7

-Сырую, серую, мокрую осень.

- В. Да ребята,  сейчас мы с вами  видим из своего окна, краски  поздней осени.  Но это всего лишь миг – короткий и быстротечный. Сейчас он есть: мы видим  и грустную берёзку и пожухлую траву и землю после дождя, а завтра  этого всего может и не быть – выпадет снег и природа укроется  снежным белым покрывалом на долгие месяцы, до прихода весны.  Потому мы и радуемся и очаровываемся от последних мгновений  осени.

В. Вот как сказал поэт А. С. Пушкин   о поздней осени так:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

В. Но мы не будем грустить  об уходящей  осени.  Я предлагаю вам сохранить её красоту, сохранить тот миг, который мы с вами видим из окна в комнате. А сейчас пройдите за столы и зарисуйте  то, что вы увидели из окна  и  почувствовали когда слушали стихотворение.

-Дети проходят за столы  и зарисовывают.  

В. Какие вы молодцы, как вы красиво нарисовали осень, а теперь я предлагаю вам ваши работы  отправить на выставку, что бы все ребята смогли посмотреть ваши рисунки.

Рефлексия.

В.: Ребята, понравилось ли вам сегодня в осеннем лесу?  Что больше всего понравилось? Что запомнилось? Что вы дома расскажете своим родителям?

 Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты знакомых предметов»

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники экспериментируют для того, чтобы лучше узнать мир.  Детское экспериментирование сосуществует не только с известными  видам...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе на тему «Царство растений»

Закрепить знания детей о растениях. Развивать умение обобщать по существенным признакам; учить строить свои суждения, используя модели....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе на тему «Подарки Хозяйки Медной горы»

Обогащать и систематизировать знания детей о драгоценных камнях, минералах и их применении в украшениях, медицине....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы Тема: «Улицы города должны быть чистыми»

С помощьюданного материала можно : развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, расширять и закреплять представления детей об утилизации мусора, о вторичном использовании б...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В старшей группе на тему «Экологическая тропа осенью»

Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе4 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; систематизировать знания о пользе...

организованная образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми старшей группы на тему: «Путешествие по миру литературы»

Цель: систематизировать знания о литературных произведениях и их авторах.Задачи:Образовательные:- закреплять умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стих...