«Внедрение новых форм и методов работы с дошкольниками по приобщению их к книге и чтению»
статья по художественной литературе (старшая группа)
В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_novyh_form.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение новых форм и методов работы с дошкольниками
по приобщению их к книге и чтению»
Иванова Валентина Арсентьевна
воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 46
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело,
им решается участь человека.
Белинский В. Г.
В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения.
В.А. Сухомлинский писал: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели.
Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью-ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого.
Дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов».
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя, и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению и воспринимать детскую литературу как самостоятельный вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа.
В связи с особой ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме.
Одна из главных задач моей педагогической деятельности:
- воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.
Определила цель образовательной деятельности: способствовать формированию у детей интереса к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы.
Планирование моей образовательной работы включало:
-мотивацию, (сознательный настрой на предстоящую деятельность);
- цель;
- подбор средств, способов организации образовательной деятельности (индивидуальная, групповая, подгрупповая формы работы; НОД, чтение, рассказывание, последующая беседа, обсуждение, ситуативный разговор, моделирование, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, режиссёрские игры, совместная деятельность воспитателя с детьми, практические и игровые ситуации).
Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей среды. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы жизни оформила книжный уголок. Придумала название книжного уголка: «Книжкин домик».
Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации и др.
Цель организации книжного уголка в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.
При создании книжного уголка я придерживалась главного и основного принципа - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Сменяемость материала, связь с воспитательно-образовательной работой в группе, подбор литературы и педагогическая работа, все должно соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом. А также учитывала и главные требования к оформлению книжного уголка:
- Рациональная организация.
- Педагогическая целесообразность.
- Эстетичность.
- Соответствие возрасту.
- Удобство.
- Безопасность.
Основная задача книжного уголка - удовлетворение многообразных интересов детей.
Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому в книжный уголок помещаю одновременно до 10-12 разных книг.
«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бекон.
Подбор произведений для книжного уголка:
- рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);
- научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии;
- сказки народные и авторские; былины («Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич»);
- стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
- издания произведений, с которыми в данное время детей знакомим на занятиях;
- печатная продукция: журналы («Веселые картинки» «Свирелька»), брошюры;
- весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского, Чуковского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
- иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям;
- книги, которые дети приносят из дома;
- тематические альбомы для рассматривания, фотоальбомы, книжки-самоделки, портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги;
- книги на школьную тематику.
Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, помещаю в книжный уголок азбуки, буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».
Провожу периодическую сменяемость материала (литература, картины, портреты). Нельзя определить точный срок пребывания в книжном уголке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания. Такие книги могут и должны долго находиться в книжном уголке, доставляя детям радость ежедневного общения. В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.
Оформила для детей читательские формуляры, в которые мы заносим данные о книгах, взятых для чтения дома.
С целью ознакомления детей с художественной литературой и формирования любви и интереса к книге я использую следующие формы работы:
- непосредственно-образовательная деятельность (НОД);
– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
- беседы по ознакомлению с биографиями писателей и художников-иллюстраторов;
- создание «Книжкиной больницы»;
- выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений.
– экскурсии в библиотеку детского сада «Читалочка»;
- посещение Детской библиотеки.
Ознакомление детей с художественной литературой осуществляю с использованием традиционных и инновационных приемов и методов. Традиционные методы и приёмы:
- чтение произведений,
- обсуждение с детьми содержания прочитанного,
- пересказ произведения,
- заучивание наизусть стихотворений, потешек,
- игры - драматизации, дидактические игры, театрализованные игры,
- элементы инсценировки.
Инновационные методы приобщения детей к книге и чтению:
− пересказ известной сказки с добавлением нового персонажа, изменением конца сказки;
− сочинение новой сказки с персонажами известных сказок;
− обсуждение произведений известных художников на тему сказок;
- метод моделирования;
- использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе произведения;
− постановка театрализованных представлений по известным сказкам;
− проведение интегрированной НОД с использованием следующих форм взаимодействия: литературные викторины, книжные выставки, путешествия по следам сказочных героев, литературные ярмарки;
− проектная деятельность;
Более эффективным, на мой взгляд, является практический метод, а именно театрализованная деятельность по прочитанному, т. к. она способствует пониманию и усвоению детьми смысла художественного произведения, позволяет раскрыть их актерские таланты, заставляет сопереживать своим героям и просто помогает детям находить общий язык друг с другом.
Провожу работу по освоению детьми театрализованных игр: имитации, импровизации, инсценирования, драматизации. Учу детей выразительно передавать образ героя средствами вербальной (интонационной) и невербальной (мимика, жесты, движения) выразительности.
В результате у детей накапливался опыт для драматизации литературного произведения. Привлекаю детей к посильной работе и вместе мы изготавливали атрибуты для спектаклей (костюмы и элементы декораций).
Все рассматриваемы формы, приемы и методы работы с детьми по приобщению к чтению и книге осуществляю в совместной деятельности с родителями.
Планируя работу с родителями, решаю следующие воспитательные задачи.
1. Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-
читателей, позитивными и негативными стереотипами.
2. Расширить их представления о детской литературе.
3.Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.
Работу с родителями провожу в форме индивидуальных бесед, консультаций, участия в проводимых ДОУ мероприятиях.
Прежде всего, на собрании знакомлю родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещаю имеющиеся проблемы.
Рассказываю о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.
Именно родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.
В группе представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей. Значительную часть работы с родителями посвящаю обучению их руководству чтением дошкольников. Рассказываю родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе.
Полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.
Привлекаю родителей к организации литературных вечеров, досугов «Сказки дядюшки Корнея», «В гостях у сказки», «Вечер поэзии»; «Конкурс чтецов» для детей и взрослых. Принимали участие в акции «Дарите детям доброту»: собрали книги в подарок детям из детского дома. Совместно с родителями принимали участие в конкурсе рукописной книги «Край мой любимый», где дети с родителями сочиняли сказки, рассказы: «Морошенька», «Сказка о том, как зайка храбрым стал», «Ёжик Серёжик», «Моя ромашка», «Наш котёнок Тимошка», «Поход за грибами» и др.
Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.
И в заключении хочу привести слова С. Михалкова:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация и адаптация в новых формах и методах работы с детьми.
В этой статье говорится о новых формах работы по социализации и адаптации ребенка в группе, которые дают нам, воспитателям, положительный результат в период адаптации ребенка к условиям дошкольного уч...
Оптимизация педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья через внедрение эффективных форм и методов работы
Cоциализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи, и в первую очередь родителей. В этой связи семья рассматривается как о...
«Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме» «Азбука дорожных наук » в возрастной старшей группе
Задачи:1. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД – самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.Познакомить родителей с методами обучения детей ПДД.2. Обра...
«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй» на тему «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»
Тема: « Год до школы»Форма проведения: родительский клуб.Аудитория: родители подготовительной к школе группы.Количество участников: психолог, воспитатели группы, родители (18 человек), дети.Задачи:1. ...
Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/
Цель семинара - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX начала XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....
«Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»
1. Познакомить родителей с проблемой полоролевого воспитания детей;2. Раскрыть особенности полоролевого воспитания мальчиков и девочек;3. Дать информацию о подходах к воспитанию мальчиков и девочек....
Справка по результатам тематического контроля «Организация работы в ДОО по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительной работы, формированию навыков здорового образа жизни»
Цель контроля: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами возрастных групп воспитательно-образовательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной деятельности...