Проект "Путешествие в сказку"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Барабанова Елена Викторовна

Методическая разработка - проект "Путешествие в сказку", помогает детям окунуться в мир "Сказки", познакомиться со множеством сказок и сказочными героями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-_puteshestvie_v_skazku.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 компенсирующего вида.

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Путешествие в сказку»

Автор: Барабанова Елена Викторовна

Как возникла идея

        Однажды разбирая старые пособия, сделанные еще воспитателями, ранее работавшими вы моей группе, я наткнулась на старую игру «Угадай сказку по картинке». Я решила поиграть с детьми в эту игру. В процессе игры я с удивлением обнаружила, что из множества картинок, дети смогли угадать, только четверть сказок. А когда я решила узнать, что ребята вообще знают о сказках, то выяснилось:

  • ребята знают очень мало сказок;
  • родители редко читают детям сказки, предпочитая чтению просмотр мультфильмов;
  • у детей низкий уровень интереса к русским народным сказкам.

Проект – «Путешествие в сказку»

Тип проекта – творческий

Возраст – дети старшей группы (5-6 лет)

Продолжительность – 4 недели (декабрь)

Предмет исследования – русские народные сказки (акцент на волшебные русские народные сказки)

Цель проекта

  1. вовлечь всех членов семей в реализацию проекта через совместное творчество и подбор материалов в помощь воспитателям;

  1. развить у детей творческое начала, воображение и изобретательность;

  1. привить детям любовь к сказкам и неравнодушие к приключениям героев;

  1. научить детей выявлять основную идею (цель) сказки.

Ожидаемый конечный результат

- развитие познавательного интереса у детей к фольклору, в том числе к русскому народному фольклору;

- вовлечение детей в творческий процесс при реализации проекта;

- привлечение детей к коллективному созданию волшебной сказки;

- вовлечение родителей в жизнь группы, привлечение родителей к созданию собственных сказок в семейном кругу (совместное сочинительство и издание самодельной книжки);

- всестороннее развитие личности ребенка (личности творческой, любознательной, умеющей самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, доводить начатое дело до конца и т.д.).

 

Участники проекта

- дети;

- родители;

- воспитатели;

- помощник воспитателей;

- музыкальный руководитель ДОУ

        

Ресурсы для успешной реализации проекта

- интернет;

- русские народные сказки (хрестоматии, сборники и для чтения, и для рассматривания детьми);

- авторские сказки (братья Гримм, Чуковский К., Сутеев В.);

- настольно-печатные игры:

  • «Крокодил Гена и другие»;
  • «Узнай сказку»;
  • «Мои любимые сказки»;
  • «Сказочное домино» («Репка»)
  • «Сказочное лото»

- настольные игры с фишками:

  • «Простоквашино»;
  • «Русские народные сказки»;
  • «Кот в сапогах»

- раскраски;

- рабочие листы;

- пооперационные карты;

- разрезная азбука;

- бросовый материал для творчества;

- пазлы, мозаика, «Геометрик», конструкторы;

- различные виды театров;

- наборы к сюжетно-ролевым играм;

- подвижные игры:

  • «Два Мороза»;
  • «Волк и семеро козлят»;
  • «Пятнашки с привидениями»;
  • «Змей Горыныч»;
  • «Принцесса и рыцарь»;
  • «Принцесса в замке»;
  • «Дракон и принцесса»;
  • «Айболит»;
  • «Али-Баба».

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап:

        1. «3 вопроса»

Ф.И. ребёнка

Что знаю?

Что хочу узнать?

У кого спросить?

Сказка – это то, что рассказывают и читают взрослые детям на ночь

В сказке есть то, чего нет на самом деле, есть волшебство

Сказки любят слушать дети

Детям нравятся сказки

Сказки любят смотреть дети

Сказка – это когда ты любишь смотреть сказки

Сказки нравятся детям

Сказки писал русский народ

Сказки – это развлечение для детей

Это как мультфильм, который читают или рассказывают

Сказки – это приключения. В них описывается дикая природа. В них бывают Бабки Ёжки (злые и добрые)

В сказках есть разные герои

В сказках бывают Бабки  Ёжки немного вредными

Почему в сказке есть волшебство, а в нашей жизни – нет?

Почему в сказке звери разговаривают?

Почему в сказках все животные бывают любого цвета?

Почему в сказках птицы разговаривают?

Почему колобок круглый?

Почему Кощей такой худой?

В сказках Баба Яга летает на метле. Почему?

Почему у избушки на курьих ножках две ноги?

Почему у Змея Горыныча 3 головы?

Почему все сказки такие разные?

Почему не все Бабки-Ёжки добрые?

Почему некоторые сказки бывают с волшебством?

Почему Бабки Ёжки всегда немного вредные?

у профессора Всезнамуса

у воспитателя

у воспитателя

у мамы

у мамы

у родителей

у воспитателя

у бабушки

у Вовы и Саши

у папы

у мамы

у родителей

у воспитателя

2. Ситуативная беседа о том, как появились сказки (устное творчество), чем авторские сказки отличаются от народных, как появилось несколько вариантов одной сказки («Колобок», «Теремок» и т.д.).

3. Читаем сказки и знакомимся с разными видами сказок.

4. Беседуем о волшебных сказках и об их отличительных признаках.

  1. Проводим беседы о том, что герои в сказках бывают положительными и отрицательными.

  1. Выясняем, какие волшебные предметы встречаются в волшебных сказках, и в чем их сила. Придумываем свои волшебные предметы.

  1. Особое внимание уделяем поверьям в Древней Руси (приметы, нечистая сила и т.п.).

  1. Неделю посвящаем Бабе Яге, ее внешности, избушке, атрибутам Баба Яга-дарительница и Баба Яга воительница.

  1. Просматриваем и обсуждаем иллюстрации разных художников к сказкам (Корольков В., Сутеев В., Васнецов В.)

II. Основной этап

Уголок художественной литературы

Задачи:

  • пополнять словарный запас детей через знакомство с достаточным количеством разнообразных сказок;

  • познакомить детей с разными видами сказок, с писателями-сказочниками;

  • развивать связную речь, память, воображение через описание иллюстраций, составление новых и пересказ известных сказок;

  • познакомить с основными фольклорными героями русских народных, зарубежных и авторских сказок;

  • развивать умение соотносить звук и букву через составление слов;

  • развивать мелкую моторику и пространственное мышление у детей.

Содержание деятельности

  1. Выполнение заданий на рабочих листах.
  2. Создание коллективной книги «Пособие для юной Бабы Яги».
  3. Создание коллективной волшебной сказки.
  4. Составление описательных рассказов.
  5. Составление слов из слогов, разгадывание кроссвордов.    

Уголок математики

Задачи:

  • формировать навык чтения нестандартного задания («японский кроссворд») и ориентировки в клеточном пространстве в соответствии с этим заданием;

  • развивать память, внимание, мышление, пространственное представление у детей;

  • развивать мелкую моторику (мозаики);

  • развивать умение соотносить целое с частью, число с количеством предметов и т.д. (пазлы, конструкторы).

Содержание деятельности

  1. Составление изображений с помощью мозаик, пазлов, объемных поделок с помощью разных видов лего-конструктора.

  1. Решение «японских кроссвордов» разного уровня сложности.

  1. Выполнение заданий на рабочих листах (по клеточкам, на симметрию, восстановление изображения по образцу…)

Уголок экспериментирования

Задачи:

  • формировать представление о свойствах воды, кефира, уксуса, соды, огня, лимона;

  • развивать мелкую моторику и тактильное восприятие;

  • учить устанавливать причинно-следственные связи;

  • формировать интерес к окружающей среде;

  • формировать интерес к исследовательской деятельности;

  • формировать умение читать пооперационную карту, заполнять картограф и рабочие листы.

Содержание деятельности

  1. Выполняем опыт «Урок колдовства»
  2. Заполняем картографы
  3. Ставим опыты со свечей
  4. Ставим опыты с водой
  5. Ставим опыты со снегом

Уголок кулинарии

Задачи:

  • развивать мышление и творческое воображение при чтении пооперационной карты и при приготовлении блюда;

  • развивать конструкторские навыки;

  • формировать умение читать пооперационную карту;

  • формировать представление детей о том, какие правила (в том числе и личной гигиены) надо соблюдать при приготовлении еды и напитков;

  • стимулировать использование фантазии при выполнении работы.

Содержание деятельности

  1. Готовим «молодильные» яблочки  
  2. Готовим салат «Тигренок»

  1. Готовим «Летучий корабль» (из дыни и арбуза)

  1. Готовим «Теремок» (хлебцы, печенье, сгущенное молоко, джем, тертый шоколад).

Уголок  изобразительного творчества

Задачи:

  • развивать творческое мышление и воображение;
  • развивать самостоятельность при создании работы;
  • формировать умение создавать аппликации с помощью разных техник, в том числе объемные аппликации;
  • развивать фантазии при создании образов;
  • развивать умение работать с бросовым материалом и выполнять работу не только по образцу, но и с применением воображения и фантазии;
  • развивать мелкую моторику и умение работать с ножницами;
  • формировать умение читать пооперационную карту;
  • развивать технику рисования красками, мелками и т.д.;
  • развивать умение создавать изображение с помощью размазывания пластилина, скатывания и нанесения пластилиновых шариков, жгутиков и т.д.;
  •  развивать фантазию при создании работ с помощью бросового (нетрадиционного) материала (чай, нитки, кофе, крупа, фантики и т.п.).

Содержание деятельности

  1. Выполнение объемных аппликаций: «Избушка на курьих ножках», «Новогодние елочки» (разные техники) .
  2. Выполнение аппликаций с использование бросового материала (Баба Яга, Черный Кот)
  3. Выполнение коллективной работы «Наши друзья»
  4. Выполнение объемных аппликаций нетрадиционными способами
  5. Выполнение аппликаций с помощью бросового и природного материалов
  6. Придумывание и изображение портрета Бабы Яги с помощью различных средств
  7. Придумывание и изображение фантастического сказочного персонажа
  8. Раскрашивание раскрасок цветными мелками и карандашами

Уголок  конструирования

Задачи:

  • развивать творческое мышление и воображение;
  • формировать интерес к различным способам конструирования;
  • формировать навыки использования схем и чертежей в работе;
  • формировать конструкторские навыки;
  • развивать творческий подход к выполнению задания, а не только по образцам и схемам;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать умение работать в коллективе, в парах, самостоятельно;
  • развивать пространственное мышление и воображение.

Содержание деятельности

  1. Строительство избушки для Бабы Яги из бросового материала
  2. С помощью техники оригами создаем портреты Снегурочки и Деда Мороза
  3. С помощью оригами создаем избушку на курьей ножке
  4. Создаем изображения на тему проекта с помощью счетных палочек (П
  5. Создаем изображения из геометрических фигур
  6. Вариант использования дидактической игры «Геометрик» на примере «Репки»
  7. Использование различных видов конструкторов для реализации целей проекта: «Избушка на курьих ножках»

Уголок ролевой игры

Задачи:

  • формировать умение работать в группах и парах;
  • развивать творческое мышление и воображение;
  • формировать умение работать с предметами-заместителями;
  • формировать умение грамотно выстроить свою роль (одежда, тон мимика и т.п.);
  • развивать диалогическую и монологическую речь.

Содержание деятельности

Сюжетно-ролевые игры:

  1. «Цирк».
  2. «Феи Винкс»
  3. «Айболит»
  4. «Салон красоты для Бабы Яги»

Театральный уголок

Задачи:

  • формировать умение работать в группах и в парах;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • развивать память, творческое мышление и воображение;
  • формировать умение грамотно выстроить свою роль и следовать ей до конца;
  • формировать умение самостоятельно создавать декорации с помощью подручных средств;
  • развивать умение работать с предметами-заместителями, с разными видами театра.

Содержание деятельности

- «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Сказка про Бабу Ягу», «Теремок» (

        

Список литературы:

  1. Корольков В. «Мифы и легенды Древней Руси» (в картинках) (иллюстрированная энциклопедия), М.: «ЭКСМО», 2003г.;

  1. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких:, методическое пособие для воспитателей», СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2008г.;

  1. Салагаева Л.М. «Объемные картинки: учебно-методическое пособие для школьников», СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2008г.;

  1. Петрова И.М. «Объемная аппликация: учебно-методическое пособие», СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2004г.;

  1. Сенчански Т. «Ставим опыты» 3 части, Челябинск: Издательство «Аркаим», 2008г.;

  1. Ромашкова Е.И. «Веселый день рождения для детей»,                            М.: «АСТ-ПРЕСС СКТ», 2006г.

  1. Русские народные сказки;

  1. Сказки народов мира;

  1. Авторские сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...