Памятка для родителей "Как воспитать читайку?"
консультация по художественной литературе

Сергеева Ольга Михайловна

В памятке для родителей "Как воспитать читайку?" представленны краткие рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста интереса и любви к чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vospitat_chitayku.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

В современном обществе все больше и больше снижается интерес к книгам. Что делать, если ребенка не интересуют книги? Этот вопрос занимает многих педагогов. К сожалению, в нашем обществе эта тема волнует не многих родителей. Многие родители сами равнодушны к книгам. В наши дни отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультфильмы, которые бесконечно идут по телевизору. Но сдаваться не стоит.

Стандартный вопрос не слишком осведомленных родителей: «Как ему читать, если он ничего еще не понимает?». Надо подождать лет до 2, до 3. Вот ребенок подрастет, и тогда мы станем ему читать. А пока рано. Именно при таком подходе вырастают мало читающие или совсем не читающие дети. Если интерес не прививают родители, он может так и не появиться. 

Дитя еще не знает, а мы его уже учим

Родители начинают разговаривать с первых дней жизни с совершенно не говорящим еще существом.
С чтением книжек это как-то особенно четко проявляется.
Тут родителю нужно сформировать интерес к абсолютно новому для малыша занятию. 
И надо начинать это делать достаточно рано, пока у малыша еще не пошел период первого детского негативизма. 

Обобщая опыт отечественных педагогов и психологов мы считаем приемлемым комплексную работу по приучению малыша к чтению.  

Элемент игры

С детьми подвижными дело обстоит несколько иначе. Они бы с радостью слушали книжку — но просто не умеют сидеть на месте. Для того, чтобы им было интересно — требуется движение.
Родителям шустрых чад нужно осваивать традиционную для России практику детской потешки. В потешке элементы чтения и рассказывания соединены с игровыми движениями.

Передача культуры происходит непосредственно из рук в руки

Например, папа может сколько угодно говорить о важности чтения. Но если сам он к книжке не подходит, а занят в основном компьютером и мобильным телефоном, то все разговоры о важности книжек для ребенка — пустой звук. Это с говорящими детьми. А с неговорящими все еще проще: они четко ориентированы на действия, и считают важным то, что с ними делают сами родители.

Иллюстрации

Нужно, чтобы книги привлекали малыша изначально: как яркий красочный предмет, или игрушка — это станет фактором постепенного формирования любви к чтению. 

Для самых маленьких выбирайте книги с выразительными и понятными картинками, выполненными талантливыми художниками. Пусть на них будут изображены старые добрые герои народных сказок или отечественных мультфильмов, а не штампованные компьютерные уродцы с застывшими неестественными улыбками, которые уж никак не будут способствовать развитию хорошего вкуса и чувства прекрасного у ребёнка. 

Иллюстрации должны быть такими, чтобы к ним хотелось возвращаться, листать страницы и пересматривать.

Разнообразие

Книги должны быть разными по жанрам: сказки, стихи, рассказы. Народные и авторские, русские и зарубежные. 

У разных произведений — разная ритмика, стиль, мелодика.

Вам должно нравиться, что вы           читаете ребенку

Дети необычайно чувствительны к нашим эмоциям. Если мама, читая книгу, искренне увлекается и сопереживает героям, то и малыш не останется равнодушным к содержанию книги. А равнодушие или нелюбовь к автору будет понятна ребёнку с первых строк. Читать нужно артистично, с выражением, обыгрывая диалоги героев. Яркие интонации вовлекут малыша в процесс чтения, а монотонный текст может только усыпить.

По возрасту

Если вы читаете 2-х летнему ребёнку «Сказку о царе Салтане», искренне желая пораньше приобщить его к творчеству гения русской поэзии, не сокрушайтесь, что для ребёнка её смысл останется тайной за семью печатями. 

Хотя слушать мелодику идеального двухстопного ямба Александра Сергеевича Пушкина, конечно, полезно даже для новорожденных. Но для привлечения внимания и участия в процессе чтения в этот период нужны короткие, яркие тексты — прибаутки, потешки, образные четверостишия.

Педагогическая направленность

Не стоит ставить её во главу угла. Положительные примеры, поучительные истории, правильный смысл — это очень хорошо. Но книги должны также и развлекать, смешить, интриговать. 

Юмористические рассказы, истории о весёлых приключениях бесшабашных хулиганистых героев — выбор такой литературы поможет больше заинтересовать ребёнка и понять, что чтение — это вовсе не скучно.

Ритуал

Читайте ребёнку перед сном — днём и вечером. Где бы вы ни находились — в гостях, в поездке или на пляже — пусть детская книжка всегда будет у вас под рукой. Многие родители разрешают детям смотреть мультфильмы во время еды.

Можно попробовать стимулировать аппетит ребёнка с помощью чтения. Конечно, только в том случае, если он отказывается кушать и вам всё равно приходится отвлекать его с помощью телевизора.

Маленькие хитрости

Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику. Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать. Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение — это награда, которую нужно заслужить.

Показывайте детям всеми средствами, что книги — это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать — вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.

Инновационным средством повышения интереса к чтению является буктрейлер.

Буктрейлер - короткий видеоролик, созданный по мотивам книги, видео аннотации книг.

Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. В ролике, длиной около трех минут, информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел э...

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

"Воспитать человека 2019 г." Информационная карта участника регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитать человека 2019»

Информационная карта участника регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитать человека 2019»...

Памяткадля родителей

шесть советов...

Опыт работы «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь»

Выступление на ГМО по теме "Воспитание нравственных качеств дошкольников через художественную литературу....