Конспект занятия «Помним и гордимся» Чтение художественной литературы - Лев Кассиль «Таран»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Углублять и систематизировать представления детей о ВОв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Помним и гордимся»

Чтение художественной литературы - Лев Кассиль «Таран»

Образовательная область «Речевое развитие»

Старшая группа

Цель: углублять и систематизировать представления детей о Великой Отечественной войне, о мужестве нашего народа.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с произведением Л. Кассиля "Таран",
    продолжать учить детей внимательно слушать литературное произведение;
  2. Расширять представления детей о Великой Отечественной войне, о мужестве людей во время войны.
  3. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину в Великую Отечественную войну;

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, плакатов о защитниках Родины; чтение произведений, беседы о Великой Отечественной войне, о российской армии. Заучивание пословиц и поговорок о войне.

Словарная работа: таран, бомбить, самолёт – истребитель, самолёт – бомбардировщик, ястребок, пропеллер (по тексту рассказа).

Таран —это прямой удар  самолёта (танка, корабля), наносящий пробоину, пробивающий дыру

Самолёт – истребитель - предназначен для уничтожения самолетов противника над полем боя.

Пропеллер - устройство для приведения в движение самолётов и вертолётов

Самолёт – бомбардировщик - военный самолёт, предназначенный для поражения наземных или надводных объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения.

Ястребок - в годы Великой Отечественной войны: обиходное название советского самолета-истребителя марки <Як> [по имени конструктора А. С. Яковлева]

Оборудование: видеоролик  «Священная война», презентация «Таран», карта Кольского полуострова, фотографии с изображением военных действий.

Ход:

- Ребята, у каждой страны и у каждого народа есть свои праздники. Вспомните, какие есть праздники у нас? (Дети называют).

   - А какой самый главный праздник для нашей страны? (День Победы).

   - А почему вы считаете, что это самый главный праздник? (Наша армия победила врага, в этот день закончилась война. Мы гордимся воинами - героями).

Презентация (слайд 2  -Видеоролик «Священная война», автопереключение).

- 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На защиту Родины встал весь народ от мала до велика.  Злой и сильный враг – фашистская Германия – вторглась на территорию нашей Родины. Четыре долгих года наша армия защищала народ и освобождала землю от фашистских варваров.  

- Дети, а вы знаете, почему война называется Великая Отечественная? (Ответы         детей).
- Слово «великий» означает - очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны. Отечественной она называется потому, что это была направлена на защиту своего Отечества, на борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна, все наше Отечество.

Презентация

(Слайд 3)

- Война велась и на море, и на суше и воздухе. Ожесточённые бои шли и на юге, и у нас на Мурмане.  Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. 

(слайд 4).

-   Столицу нашего Заполярья, город Мурманск, немцы усиленно бомбили. Город был почти стёрт с лица земли. 

(слайд 5)

- Морская пехота, корабли Северного флота, летчики – истребители, танкисты доблестно защищали нашу землю, воевали, чтобы враг не захватил Кольский полуостров.

- Почти четыре тяжёлых года длилась эта война, но наш народ выстоял и победил. Благодаря  подвигу народа  вот уже много лет мы живём под мирным небом.

-  О героических подвигах советских воинов в годы Великой Отечественной войны написано много рассказов, повестей, стихотворений, песен.

- Зачем нужно читать произведения  о Великой Отечественной войне, ведь она давно закончилась? (Чтобы знать, как наши прадеды защищали Родину. Чтобы помнить и гордится нашими воинами).

- Давайте вспомним пословицы и поговорки о солдатах, защитниках, которые вы подготовили дома вместе с родителями

 (Дети по очереди проговаривают ).

Тот герой, кто за Родину горой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Жить — Родине служить.

Кто за Родину горой — тот истинный герой.

За правое дело сражайся смело.

Смелее иди в бой – Родина стоит за тобой.

Если армия сильна, непобедима и страна.

Русский солдат не знает преград.

Оружие- сила бойца, используй его до конца.

Один за всех и все за одного.

Смелый боец в бою молодец.

Сам погибай, а товарища выручай

В бою побывать - цену жизни узнать

Герой никогда не умрёт, он в народе живёт

-  Мы с вами уже читали рассказы о героизме, отваге советских солдат. А сегодня мы познакомимся ещё с одной книгой, называется она «твои защитники». (Показываю книгу Л.Кассиля «Твои защитники».)

(слайд 5)

- Лев Кассиль всю войну прошёл военным корреспондентом, и поэтому, он хорошо знал, как тяжело было нашим воинам на полях сражения.

Мы прочитаем один из рассказов этой книги, который называется «Таран». Как вы думаете, что такое таран? (Ответы детей). А вот правильно это или нет мы узнаем, прочитав рассказ.

Чтение рассказа

Физкультминутка.

  «Самолёт»

Руки ставим мы в разлет

(вытянуть руки в стороны)

Получился самолет

Мах  крылом, туда-сюда

Делай раз и делай два.

(поочерёдно взмахивать руками)

Вот мотор включился: ж-ж-ж.

(произносят звук)

К облакам поднялись, шасси убрались

Вот лес, мы тут приготовили парашют

Парашюты все раскрылись

Дети мягко приземлились.

(садятся на корточки)


-Так правы вы или нет? Что такое таран? (Таран – это прямой удар  самолёта (танка, корабля), наносящий пробоину, пробивающий дыру)

-С чем сравнивает автор взлет нашего самолета-истребителя? (С бурей.)

- Каков наш истребитель в бою? (Сердитый, острый, как пуля, быстрый)

- Как вы думаете, почему автор называет наш истребитель ястребком? (похож на ястреба, быстрый, подвижный, проворный)

- Что можно сказать о советском летчике, который продолжал сражение с врагом раненый? Каким он был? (мужественный, верный Родине, выносливый, терпеливый)

- Чему обрадовались фашисты? (у нашего летчика закончились патроны, и он не сможет им ничего сделать)

- Какое решение принял советский летчик, когда у него кончились патроны? (перерезал винтом хвост немецкого самолёта, «словно мечом отсёк»)

- Чем закончился воздушный бой? (немецкий самолёт упал на землю и взорвался на своих бомбах).

- Вспомните, какие мы называли пословицы и  поговорки о войне, солдатах.

Какие из них  подходят  к этому рассказу? (Кто за Родину горой — тот истинный герой. За правое дело сражайся смело. Смелее иди в бой – Родина стоит за тобой. Русский солдат не знает преград. Смелый боец в бою молодец).

Дидактическое упражнение.

- Молодцы, а сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. Во время игры мы определим, какие слова подходят к «защитнику». Если «да»- вы отдаете честь, как воины, если «нет» - приседаете.
(верность, лживость, смелость, отвага, военная форма, трусость, честность, сила, фартук, героизм, предательство, мужество).

- Много лет прошло,  как закончилась Великая Отечественная война. Но мы с вами не должны забывать, каким трудом нам досталась Победа! Уже почти не осталось тех людей, кто подарил нам этот мир. Есть много книг о подвигах наших солдат на войне, про доблестных защитников Родины. Прочитайте их вместе с родителями, вы узнаете много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, чтение рассказа В. Бардадым "Колодец"

Знакомим с произведениями Кубанских писателей, развиваем познавательный интерес к истории своего народа....

Конспект занятия по развитию речи (чтение художественной литературы) с использованием игровых технологий во второй группе раннего возраста Тема: «Матрешки-затейницы»

Конспект занятия по развитию речи (чтение художественной литературы) с использованием игровых технологий во второй группе раннего возраста Тема: «Матрешки-затейницы»...

Конспект занятия в средней группе «Чтение художественной литературы: рассказ Евгения Чарушина «Лисята».

Цель: Познакомить детей с новым произведением.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с новым рассказом, учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа....

Конспект занятия в старшей группе . Чтение художественной литературы Сказка «Сивка – бурка»

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...

Конспект занятия в подготовительной группе Чтение художественной литературы. Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессиях

Конспект занятия в подготовительной группеЧтение художественной литературы.Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессияхЦель:- познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас...

Конспект занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) во второй младшей группе на тему: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»

Задачи:Образовательные;-повторить и закрепить ранее изученные произведения А. Барто;- формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания;- уточнять, расширять и обобщать предс...