Речевое развитие. Художественная литература для детей средней группы (в режимных моментах). Тема: Рассказ Е. Чарушина «Про зайчат».
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Валентина Николаевна Коканова

Задачи: знакомить с жанром рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа;

закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chhl_rasskaz_e._charushina_pro_zaychat.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие. Художественная литература для детей средней группы (в режимных моментах).

Тема: Рассказ Е. Чарушина «Про зайчат».

Форма организации: чтение, беседа.

Задачи: знакомить с жанром рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа;

закреплять умение использовать сравнения, подбирать опре-деления, синонимы к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Оборудование: книга с рассказом Е. Чарушина «Про зайчат» с красочными иллюстрациями.

- Дети, что делать, если вдруг нашли маленького, только что родившегося котенка, зайчонка или птенчика?

- Можно ли его брать? Выживет ли он? Дети отвечают.

- Прежде чем брать едва родившегося зверька, нужно выяснить, что ему нужно для жизни.

Я прочитаю вам не сказку, а настоящую историю, которая случилась на самом деле, рассказ о двух зайчатах.

Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит:

—        Папа, отдай кроликов! Папа, отдай кроликов!

А я не понимаю, каких кроликов ему отдать. И отдавать я никого не собираюсь, и кроликов у меня нет.

—        Да что ты, Никитушка, — говорю, — что с тобой?

А Никита прямо плачет: отдай да отдай ему кроликов.

Тут пришла мама и все мне рассказала. Оказывается, деревенские ребята принесли с луга двух зайчат — они их на сенокосе поймали. А Никита все перепутал. Надо было сказать: «Возьми зайчат», а он говорит: «Отдай кроликов».

Взяли мы зайчат, стали они у нас жить. Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.

Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы — не едят. Налили молока в блюдце — и молоко не пьют... Сыты, что ли?

А спустили их на пол — они шагу никому не дают ступить. Прямо наскакивают на ноги. Тычутся мордочками в сапоги и лижут их... Должно быть, ищут маму-зайчиху.

Видно, голодные, а есть не умеют. Сосунки еще. Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут с голоду.

Думали мы, думали и придумали, наконец. Пошли мы искать им кормилицу - кошку. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что котят искала. У нее котята умерли, и она по всей деревне ходила и искала их...

Мы накормили ее, напоили, уложили на подоконник и принесли к ней зайчат. Сперва одного зайчика, а потом и другого. Сунулись к ней зайчата и сразу присосались, даже зачмокали - нашли молоко! А кошка сначала задергалась, забеспокоилась, а потом вылизывать их стала - и даже песенку замурлыкала. Значит, все в порядке.

Много дней кормила кошка зайчат. Лежит с ними на подоконнике, а народ останавливается у окошка и смотрит:

—        Вот так чудо, кошка зайцев кормит!

Потом зайчата подросли, научились сами есть траву и убежали в лес. Им там вольнее жить. А кошка завела себе настоящих котят.

- О ком говорится в рассказе?

- Как можно назвать зайчат по-другому?

- Каких зайчат нашли дети?

- Какими словами можно сказать о них?

Дети. Маленькие, малюсенькие, крошечные, хорошенькие, пушистые, легонькие, мягонькие.

- Они были такие крошечные и круглые, как... Дети. Комочки.

- На что похожи? Как... Дети. Шарики, пушинки.

- Глазки у зайчишек, как... Дети. Пуговички, блестящие точечки, смородинки, угольки.

Расскажите, как дети спасли зайчат. Кто помог им в этом? Дети отвечают.

Я вижу, вам понравился рассказ Е. Чарушина. Придумайте ему название.

Дети выполняют.

Вы, наверное, захотите рассказать его вечером своим мамам. Давайте придумаем загадку о зайчиках. Когда мамы ее отгадают, тогда расскажите им нашу историю.

Воспитатель совместно с детьми составляет загадку о зайчике, построенную на сравнении и отрицании: «Он маленький, как... но не... Он пушистый, как... но не... Он быстрый, как... но не... Он серенький, как... но не... Кто это?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес» Цель: продолжать учить детей вниматель...

Конспект интегрированной НОД по ОО «Речевое развитие» (Художественная литература) с детьми подготовительной группы. Тема: Твои защитники. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Воздух»

                   Цель: Продолжать знакомить детей с защитниками Российской армии.  Развивать интерес к  художественной литературе ч...

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок" с использованием метода наглядного моделирования.

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок» с использованием метода наглядного моделирования....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы. Тема: «Рассказывание нанайской сказки Айога»

Цель: Знакомство со сказками других народов.Задачи:Образовательные.Расширять знания о жизни народов севера.Познакомить с бытом народа севера.Развивающие.Развивать умение детей анализировать художестве...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...