Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы. Тема: «Рассказывание нанайской сказки Айога»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Горина Наталья Владимировна

Цель: Знакомство со сказками других народов.

Задачи:

Образовательные.

  • Расширять знания о жизни народов севера.
  • Познакомить с бытом народа севера.

Развивающие.

  • Развивать умение детей анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем.

Воспитательные.

  • Воспитывать любовь и уважение к матери.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД

 по ознакомлению с художественной литературой

Для детей средней группы


Тема: «Рассказывание нанайской сказки Айога»

составитель: воспитатель

высшей кв. категории

Горина Н. В.

Югорск 2021 г.

Цель: Знакомство со сказками других народов.

Задачи:

Образовательные. 

  • Расширять знания о жизни народов севера.
  • Познакомить с бытом народа севера.

Развивающие.

  • Развивать умение детей анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем.

Воспитательные.

  • Воспитывать любовь и уважение к матери.

Предварительная работа. Занятия по познавательному развитию о жизни народов севера. Знакомство с животным и растительным миром севера. Рассматривание иллюстраций. Рисование «Орнамент».

Материалы к занятию: пальчиковый театр «Айога».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, но здороваться мы будем не как всегда, мы будем говорить друг другу то, что нам больше всего нравится. Например, мне нравится, что Миша всегда веселый и я говорю: «Доброе утро веселый и жизнерадостный, Миша», Со словами приветствия я буду передавать цветок Мише, в ответ он должен поблагодарить, и со словами приветствия передать следующему.

(Дети могут назвать и внешние качества товарищей, например, красивые глаза, длинные волосы, красивое платье, не стоит их поправлять.)

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас перенестись далеко на север в нанайское стойбище. Вы хотите? Мы узнаем, как живет коренной народ Севера, а поможет нам в этом нанайская народная сказка «Айога». Эта сказка появилась в нанайском селении, стойбище очень - очень давно.

(перед детьми картинка, отображающая быт нанайцев). Воспитатель выразительно читает сказку «Айога», демонстрируя иллюстрации к ней и героев по средствам пальчикового театра.

Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была Айога. Все её очень любили.

И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нет ни в этом, ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо. То в медный таз начищенный смотрится, то своим отражением в воде любуется. Ничего делать Айога не хотела. Всё любуется собой. Ленивая стала Айога.

Вот один раз говорит ей мать:
- Пойди воды принеси! Отвечает Айога:
- Я в воду упаду.
- А ты за куст держись.
- Куст оборвётся, — говорит Айога.
- А ты за крепкий куст возьмись.
- Руки поцарапаю. Мать говорит ей тогда:
- Рукавицы надень.
- Изорвутся, - говорит Айога, а сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!
- Так зашей рукавицы иголкой.
- Иголка сломается.
Тут соседская девочка говорит:
- Я схожу за водой.

Пошла девочка на реку и принесла воды сколько надо.
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери:
- Дай мне лепёшку!
- Горячая она - руки обожжёшь, - отвечает мать.
- А я рукавицы надену, - говорит Айога.
- Рукавицы мокрые.
- Я их на солнце высушу.
- Покоробятся они.
- Я их мялкой разомну.
- Руки заболят, - говорит мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет.

И отдала мать лепёшку соседской девочке. Рассердилась Айога, пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт.

Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея, длинная-длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепёшку. Мне не жалко. Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости: как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит Айога.

Не удержалась на берегу, упала в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Га-га-га! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только своё имя не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали. И кричит, чуть людей завидит:
- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Рефлексия:

- Как называется сказка, которую вы услышали?

- Кто такая Айога?

- Почему Айога превратилась в гуся?

- Хотели бы вы дружить с Айогой?

- А кто-нибудь из вас похож на эту девочку?

- Как вы считаете, кто из девочек в сказке был красивым по - настоящему?

- В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым  молодцам урок». -  Чему учит нас эта сказка?

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес» Цель: продолжать учить детей вниматель...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Русская народная сказка «Теремок»

Образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», ...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во II младшей группе ТЕМА: СКАЗКА " КОЛОБОК

middot;        повторить с детьми содержание сказки;·        учить детей различать сказки по описанию героев; с опорой на ...