игра-викторина " В лукоморье"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

материал для родителей и педагогов доо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukomore_viktorina.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина «В Лукоморье»

В смешанной дошкольной группе                                                Воспитатель Хаджарова С.П.

Цель: продолжать формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина.  Закреплять представление о художественных особенностях сказок.  Развивать умение  отвечать на вопросы по содержанию  произведений,  использовать в ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев, понимать смысл образных выражений, пословиц, поговорок, использовать синонимы. Формировать навыки совместной деятельности.                                                                                                           Материал: Панно «Лукоморье» с изображением дуба и героев сказок А. С. Пушкина. Карточки с вопросами и заданиями, с вариантами ответов. Картинки с изображением героев сказок и сказочных предметов. Сундук, черный ящик, наборное полотно, мольберт, ватман, карандаши, фломастер, эмблемы команд, угощение, награды (медали).

                                  Под музыку дети входят в зал.        

Ведущий: Мы рады приветствовать  участников викторины: команды   «Золотой петушок» и «Золотая рыбка»! Тема сегодняшней игры – сказки      А. С. Пушкина. Оценивать ваши ответы будет жюри. (Представляет)  Помните, игроки должны действовать дружно, не выкрикивать ответы и не перебивать друг друга. Если команда не сможет ответить на вопрос, право ответа передается игрокам команды – соперницы.                                             Команды, приветствуйте друг друга!

Члены команд сканируют приветствия и девиз, затем садятся на стулья.

Ведущий: Мы оказались в удивительной стране Лукоморье, где живут ваши старые знакомые – герои сказок  Пушкина. Они приготовили для вас интересные задания. Готовы ли вы их выполнить?  Желаю вам,  удачи! (Снимает картинку с изображением ученого кота).                                                                                                                                                   Любимое слово ученого кота – «сказка».  Подберите к нему родственные слова.

Члены команд в течение одной минуты дети думают и называют слова по очереди.

Ведущий: Ученый кот приготовил для вас сказочные вопросы.                                              Вопросы команде «Золотая рыбка».                                                                                                    - Как называется сказка, в которой черная зависть и злоба наказана, а доброта и кротость вознаграждена? (сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)                                                                                                                           - Какой предмет был дан царице в приданое?   (Зеркало)                                                               - Почему царица хотела извести молодую царевну? (Она завидовала красоте  молодости царевны).                                                                                                                                                   - Почему чернавка не погубила девушку в лесу, а отпустила ее? (Она любила царевну и пожалела ее.)                                                                                                                                                     - У кого поселилась царевна? (У7 богатырей.)                                                                                         - С каким предложением обратились богатыри к девушке? (Они просили стать  царевну стать невестой одного из них).                                                                                                                 - Почему  девушка им отказала? (Потому что у нее есть жених).                                                                  – Как царица погубила падчерицу? (Дала ей отравленное яблоко).                                                             – К кому обращался царевич Елисей за помощью во время поиска невесты? (К солнцу, ветру, месяцу)                                                                                                                                                     - Кто помог Елисею? (Ветер).                                                                                                                      – Что сказала царевна, когда проснулась? (Как же долго я спала)                                                        - От чего умерла в конце сказки злая царица? ( От тоски)

Вопросы команде «Золотой петушок».                                                                                                 - Как называется сказка, в которой  завистливые девицы пытались разбить семью своей сестры? ( Сказка о царе Салтане…)                                                                                                            - Одна из сестер стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (Поварихой)                                          - Почему ткачиха с поварихой хотели  извести сестру? (Они ей завидовали)                                      - Как спаслись царица с сыном? (Царевич просил волну вынести на берег бочку, а потом выдавил ее дно)                                                                                                                                                 - Кого царевич спас от коршуна? (Лебедь)                                                                                                 - Каким именем нарекся царевич? (Князь Гвидон)                                                                                        - Сколько раз царь Гвидон плавал с корабельщиками и для чего?(Гвидон хотел повидать своего отца и 3 раза пробирался на корабль купцов)                                                                               - В кого превращался Гвидон? (В комара, муху, шмеля)                                                                       - Почему Гвидон превращался в насекомых, кусал ткачиху и сваху баюу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона)                                                                            - Какие чудеса появились на острове Буяне благодаря Царевне Лебеди? (Город с дворцом, чудесная белка, 33 богатыря)                                                                                                                     - Какую службу несли богатыри, и кто ими командовал? ( Богатыри обходили остров дозором. Ими командовал дядька Черномор)                                                                                                  - Наказал  ли царь Салтан  ткачиху, повариху  сватью бабу Бабариху? (Нет, он их простил и отпустил домой)                                                                                                                           Ведущий: Ученый кот просит отметить правильные ответы на вопросы.                       Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с напечатанными  вариантами ответов.  Ведущий задает вопросы и предлагает 3 варианта ответов. Дети выбирают правильный, на их взгляд, ответ.

Вопросы команде «Золотая рыбка».                                                                                                      1.К кому обратился царь Додон  за помощью?                                                                                               К звездочету, к волшебнику, к злой колдунье.                                                                                      2. Что подарил мудрец царю?  (Волшебную палочку, золотого петушка, сундук с драгоценностями)                                                                                                                                 3.Что пообещал царь звездочету? (исполнить любую его просьбу, заплатить, угостить)    4.Что попросил мудрец у Додона за золотого петушка? (полцарства, сундук золота, Шамаханскую царицу)                                                                                                                                5. За что был наказан царь? (за невыполненное обещание, за жестокость, за доверчивость)

Вопросы команде «Золотой петушок».                                                                                                     1.О чем просила старика рыбка? ( Отпустить ее в море, отправиться в ее подводное царство, приходить чаще)                                                                                                                         2. За что бранила старика старуха? (за то, что он ничего не поймал, за то, что не взял откупа с рыбки, за то, что был долго на рыбалке)                                                                              3. Что сначала получила от золотой рыбки старуха? (Корыто, избу, нарядный сарафан) 4.Почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (не расслышала просьбу из-за шторма, рассердилась на старуху и решила ее наказать,  была занята другими делами)           5. Какой была старуха в сказке? (Жадной, коварной, хитрой)                                                           Ведущий: Ученый кот благодарит вас за старание. А мы отправляемся по неведомым дорожкам Лукоморья. За кустами кто-то прячется. Это, наверное, леший. (Снимает с панно соответствующую картинку). Он очень любит слушать звуки леса и предлагает вам музыкальный вопрос. Послушайте отрывки из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», написанной по сюжету одноименной сказки Пушкина. Назовите эпизоды, которым они посвящены. Звучат аудиозаписи музыкальных картинок «Море», «Белка», «Царевна Лебедь», «Полет шмеля».

Ведущий:                                                                                                                                                           Есть еще игра для вас,                                                                                                                      Так сыграем  мы сейчас:                                                                                                                Я начну строку читать,                                                                                                                          Вам придется продолжать.

По очереди члены команд завершают стихотворные строки.

- Жил старик со своею … (старухою)                                                                                                                   У самого синего …. (моря).                                                                                                                        - Ветер, ветер! Ты …( могуч),                                                                                                                      Ты гоняешь …(стаи туч).                                                                                                                             – И кричит: «Кири-ку-ку!                                                                                                     Царствуй…(лежа на боку).                                                                                                                        – Ветер по морю….( гуляет)                                                                                                                  И кораблик…( подгоняет).                                                                                                                                  – Он бежит себе….(в волнах)                                                                                                                      На раздутых….(парусах).                                                                                                                               – Сказка ложь, да в ней ….(намек),                                                                                                          Добрым молодцам …(урок).

Ведущий:  Вы прекрасно справились  с заданиями лешего. Настало время отдохнуть.

                           Звучит спокойная музыка, дети пьют сок.    

Ведущий: Кого мы можем увидеть   на дорожках  Лукоморья? ( Снимает с панно картинку с изображением Бабы-Яги).  Нам навстречу «…ступа с Бабою - Ягой    идет - бредет сама с собой» Помогите старушке, объясните значение непонятных    ей   слов и выражений.

Капитаны получают карточки с заданиями, вместе с членами команд обсуждают их и выполняют.                                                                                                                                          Вопросы команде «Золотой петушок».                                                                                     Объясните пословицу «Долг платежом красен». К какой сказке она подходит?                Объясните выражение «остаться у разбитого корыта». Героиня, какой сказки осталась у разбитого корыта и почему?                                                                                                       Вопросы команде «Золотая рыбка».                                                                                                   Объясните пословицу «Как аукнется, так и откликнется». К какой сказке она подходит? Что означает выражение «расти не по дням, а по часам» героя какой сказки  можно так сказать?                                                                                                                                              Ведущий: Баба-Яга предлагает вам заменить старинные слова на современные.                                                                      

        Члены команд поочерёдно называют слова.

Лихо... (плохо). Дивясь... (удивляясь). Персты... (пальцы). Кликать... (звать). Браниться... (ругаться). Ступай... (иди). Надобно... (надо). Град... (город). Издалече... (издалека). Величать... (называть).                                                                                                                                    Ведущий. Баба-яга заколдовала некоторых героев сказок. Расколдуйте их: соберите из частей целые картинки.                                                                                                                               В течение минуты дети собирают разрезные картинки, разложенные на столах.    Ведущий. А кто спрятался в ветвях дуба? Да это русалка! (Снимает с кроны дуба соответствующую картинку.) Какие задания она для вас приготовила? Русалка предлагает угадать героев сказок по описанию.

Читает отрывки из сказок. Команды поочерёдно называют персонажей.

•  Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого...

(Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и ) семи богатырях».)

•  Все красавцы молодые, Великаны удалые.

(Богатыри из «Сказки о царе Салтане...»)

•  В дорогой собольей душегрейке,                                                                                                             Парчовая на маковке кичка,                                                                                                                                Жемчуга сгрузили шею.

На руках золотые перстни,                                                                                                                                    На ногах красные сапожки.                (Старуха из «Сказки о золотой рыбке».)

• Днём свет божий затмевает,                                                                                                                                        Ночью землю освещает -                                                                                                                                       Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

(Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане...»)

Ведущий. А сейчас, дорогие участники, вам предстоит рассказать, какой была царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Команды подходят к мольбертам, на которых закреплены листы бумаги. Дети в течение минуты называют прилагательные, а взрослые их записывают. Затем листы с характеристиками передаются в жюри.

Ведущий. Русалки любят менять обличье. А вы смогли бы превратиться в героев сказок Пушкина?

Один участник из каждой команды имитирует интонацию и движения сказочного героя и говорит от его имени.

Ах ты мерзкое стекло.                                                                                                                                          Это врёшь ты мне назло!                                                                                                                                             Ну, скажи, как можно ей                                                                                                                                                                                                                                               Быть во всём меня милей?

Дурачина ты, простофиля!                                                                                                                                                     Выпросил, дурачина, корыто!                                                                                                                                                     В корыте много ль корысти?

Ведущий. Последнее задание приготовил для вас Кощей Бессмертный.                                                    (Снимает с панно соответствующую картинку.) В своём сундуке он собрал так много сказочных предметов, что теперь сам не помнит, что из какой сказки.

Участники команд поочерёдно достают из сундука картинки с изображением сказочных предметов, загадывают о них загадки и предлагают команде-сопернице назвать предмет.

•  Свойство чудное имело,                                                                                                                                 Говорить оно умело. (Зеркало.)

•  ...Соку сладкого полно.                                                                                                                                          Так румяно и душисто. (Яблоко.)

•  ...В них скорлупки золотые,                                                                                                                                    Ядра - чистый изумруд. (Орехи.)

•  ...Засмолили, покатили,                                                                                                                                                                               И пустили в океан. (Бочка.)

Ведущий. Наше пребывание в Лукоморье подошло к концу. Вы дружно справились с заданиями, показали прекрасное знание сказок Пушкина. С героями этих сказок вы встретитесь ещё не раз. А сейчас настало время узнать, кто победил в игре-викторине. Уверена, что вы не забыли наше главное правило: «Выиграл - не зазнавайся, проиграл - не унывай».

Жюри оглашает итоги викторины, награждает победителей и участников медалями и грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное родительское собрание Игра – викторина по сказкам А.С Пушкина «В Лукоморье».

Продолжать формировать интерес к сказкам А.С Пушкина. Закреплять представление о художественных особенностях сказок. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать...

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.Пушкин

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Путешествие по Лукоморью"

Игра-викторина посвящена творчеству Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта...

Фәнис Яруллин әкиятләре буенча уен-викторина (Игра-викторина по сказкам Фаниса Яруллина)

Фәнис Яруллин әкиятләре буенча уен-викторина (Игра-викторина по сказкам Фаниса Яруллина)...

Игра- викторина по сказкам А.С.Пушкина "У Лукоморья"

Викторина для детей старших и подготовительных групп по сказкам А.С.Пушкина.Ребят ждут конкурсы: "Кто лишний", " Подскажи словечко","Угадай-ка!", "Собери картинку&qu...

Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья»

Цель викторины – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.Задачи:1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.2. Развивать внимание, память, речь и мышление.3. Воспитывать доброж...