Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Умники и умницы»
материал по художественной литературе (старшая группа)

Закрепить знания детей о зимних месяцах, их особенностях.

Продолжать учить сопоставлять влияние сезонных изменений на жизнь человека, растений, животных.

Активизировать словарь детей, развивать стремление выражать свои мысли, чувства в речи.

Формировать у детей умение взаимодействовать вместе, умение договариваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра-викторина27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста

«Умники  и  умницы»

Алексеева Т.К.,

воспитатель МБДОУ

 детский сад «Теремок»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о зимних месяцах, их особенностях.

Продолжать учить сопоставлять влияние сезонных изменений на жизнь человека, растений, животных.

Активизировать словарь детей, развивать стремление выражать свои мысли, чувства в речи.

Формировать у детей умение взаимодействовать вместе, умение договариваться.

Предшествующая работа:

Чтение художественной литературы, беседы, наблюдения, заучивание стихотворений, продуктивная деятельность.

Материалы и оборудование:

Столы для двух команд – участников викторины; эмблема каждой команды; стол для членов жюри, картины с изображением деревьев; 5 конвертов разного цвета с вопросами викторины; корзина с шарами такого же цвета; кружки разного цвета в соответствии с цветом конвертов по количеству заданных вопросов.

Ход:

Дети  стоят возле воспитателя.

Воспитатель:  

1.Какое сейчас время года?

2. Какие зимние месяцы вы знаете?

3.Какой первый месяц зимы?

4.Что можно сказать о декабре?

Ответ детей «Декабрь, зиму начинает, а год заканчивает».

5.Какой праздник бывает в декабре?

Ребенок читает стихотворение С . Я. Маршака. «Декабрь».

Воспитатель:

Какой месяц следует за декабрём?

Ответ детей:

Январь.

Воспитатель:

Что можно сказать о январе?

Ответы детей:

Январь - второй месяц зимы. Это середина зимы. В январе продолжаются Новогодние праздники. Январь-студень, так говорили в старину. В январе уже настоящая зима.

Ребенок  читает стихотворение А.С. Пушкина. »Вот север тучи нагоняя»

Воспитатель:

Какой месяц следует за январём?

Ответ детей: 

Февраль

Воспитатель:

Что можно сказать о феврале?

Ответы детей:

Февраль – последний зимний месяц .Это самый короткий месяц в году. Февраль-вьюжник . В феврале празднуют «День защитника Отечества».

Ребенок читает стихотворение «Дуют ветры в феврале».

Воспитатель:

 Вот мы и поговорили о зиме. А сейчас мы подведём итог всем нашим зимним наблюдениям. Сделаем мы это так, проведём игру-викторину «Умницы и умники».  Для этого нужно разделиться на две команды.  (Дети с помощью воспитателя делятся на две команды, выбирают название и эмблему. Команды занимают свои места).

Воспитатель:

Нужно выбрать капитанов команд.

Дети выбирают капитанов команд (договариваются, или при помощи считалки)

Воспитатель:

Внимательно послушайте правила игры-викторины: «У меня в руках пять конвертов разного цвета, а  в корзине шары такого же цвета. Каждая команда по очереди будет вытаскивать шар, а я буду задавать вопросы  из конверта такого же цвета, как и шар, каждой команде. Отвечать будете по очереди. Судить игру-викторину будет наше уважаемое жюри. Воспитатель представляет членов жюри и председателя. Председатель жюри объясняет правила судейства: за каждый правильный ответ команда получает кружок. В конце каждого конкурса жюри считает кружки. Та команда, у которой кружков больше, получает карточку с изображением эмблемы данной команды.

После соблюдения  всех формальностей воспитатель начинает игру-викторину.

Воспитатель:

Итак, наша викторина начинается с разминки: вы должны ответить, правильно ли называю зимние явления. Если правильно – капитан, посовещавшись  с членами

команды, дает ответ. На совещание дается 1 минута. Ответ может быть досрочным.

РАЗМИНКА

«Льдинки»

«Снежинки»

1. Зима пришла, тепло принесла

1. Зимой в лес за дровами ходит

2. Зимой бывает праздник Новый год.

2. Зимой сено косит

3. Иду я зимой по лесу, а навстречу мне еж.

3. Зимой медведь спит.

4. Зимой день длинный, ночь короткая.

4. Зимой в лесу я встретила зайца и лису. Рядом сидели, кору с дерева ели.

5. Вышла я зимой на улицу, а там снег, ветер.

5. Зимой на речке тает лед, наступает ледоход.

6. Зимой сова спит.

6. Зимой нет снега.

7. Зимой деревья растут.

7. Зимой пчелы мед собирают.

Воспитатель:

Вот и закончилась наша разминка. Сейчас жюри подведет итоги, а мы продолжаем.

Капитан команды «Льдинки» достает из корзины шар (зеленый).

Вопросы из зеленого конверта (о деревьях).

Правило: отвечает та команда, которой задан вопрос. Если они не знают ответа, или ответили неправильно – отвечает команда соперников.

Вопросы про деревья.

«Льдинки»

«Снежинки»

1. Растут ли зимой деревья?

1. Холодно ли дереву зимой?

2. Сок какого дерева все любят?

2. Какое дерево называют новогодним?

3. Какое дерево считают символом России?

3. Из какого дерева непослушным детям варят кашу?

4. Назовите лиственные деревья.

4. Назовите хвойные деревья.

5. Русская красавица стоит на поляне с тонкими ветвями в белом сарафане.

5. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках целый год.

6. Никто не пугает, а вся дрожит.

6. С какого дерева пчелы мед берут, а люди лапти плетут?

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель объясняет правила игры.

В группе в разных местах размещены картинки с изображение дерева. Воспитатель называет отличительные приметы у дерева. Дети должны узнать дерево по описанию и подойти к картинке с изображением этого дерева.

В это время жюри подводит итоги. По окончанию игры дети занимают свои места. Председатель жюри озвучивает результаты двух туров.

Капитан команды «Снежинки» достает очередной шар из корзины. (желтый).

«Льдинки»

«Снежинки»

1. Приметы начала зимы.

1. Приметы конца зимы.

2. Какими природными явлениями зима выражает свою радость?

2. Какими природными явлениями зима выражает свою злость?

3. Что такое снег?

3. Что такое лед?

4. Когда из снега можно слепить снеговика?

4. В какую погоду снег искрится, серебрится?

5. Кто угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки – над миром пушинки.

5. Он вошел – никто не видел. Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.

7. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.

7. Покружилась звездочка в облачке немножко, села и растаяла на моей ладошке.

8. Рыбам жить зимой тепло, крыша – теплое стекло.

8. Не снег и не лед, а серебром деревья уберет.

9. Как называют зиму поэты и писатели?

Пока жюри подводит итоги этого тура, ребенок читает стихотворение «Белая береза».

Жюри оглашает результаты.

Капитан команды «Льдинки» достает шар из корзины» (синий).

Вопросы о животных.

«Льдинки»

«Снежинки»

1. Назовите диких животных.

1. Назовите домашних животных.

2. Какие животные делают запасы на зиму?

2. Чем похожи медведь и еж?

3. Кто зимой меняет цвет шерстки?

3. Зачем лисе пушистый хвост?

4. Каких животных называют плотоядными?

4. Каких животных называют травоядными?

5. Хвост пушист, а глазки зорки. Прыгает по веткам елки. На земле сорвет грибок и в дупло с грибочком скок.

5. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной. А когда придет весна – пробуждается от сна.

6. Что же это за плутовка? Рыжая у нее головка. Хвост пушистый – вот краса. А зовут ее …. лиса.

6. Под соснами, под елками лежит клубок с иголками.

7. Животные и их детеныши

Медведь – медвежонок – медвежата

Лиса – лисенок – лисята

Волк – волчонок - волчата

Заяц – зайчонок – зайчата

Еж – ежонок- ежата

Белка – бельчонок – бельчата

Воспитатель:  

Пока жюри подведет итоги у нас музыкальная пауза.

Музыкальная пауза. Музыка «Времена года» Чайковский

Жюри оглашает итоги.

Далее капитан команды «Снежинки» достает жар из корзины (красный).

Вопросы о птицах

«Льдинки»

«Снежинки»

1. Как называю птиц, которые остаются с нами зимовать?

1. Как называют птиц, которые улетают осенью в теплые края, а весной прилетают обратно.

2. Назовите перелетных птиц.

2. Назовите зимующих птиц.

3. Назови птиц по картинке

4. Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шнырят, крошки собирает.

4. Непоседа птица эта, одного с березой цвета.

5. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать. С первым снегом на рябину прилетает к нам опять.

5. Непоседа невеличка, желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеничку, а зовут меня синичка.  

6. Что любит синица?

6. Что любит воробей?

Воспитатель:  

Ну вот, ребята, и закончилась наша викторина. Сейчас жюри подведет итоги этого тура и огласит общие итоги.  

Председатель жюри оглашает итоги. Вручение памятных подарков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Наш Коми край»

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста  «Наш Коми край»(Участвуют 2 команды, выбрать капитанов)Ведущий: Родился я в Коми крае-...

« Спасателем-пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан !»Игра – викторина для детей старшего дошкольного возраста

Продолжать знакомить детей с профессией спасателей- пожарных , правилами пожарной безопасности.Показать роль огня в жизни человека как положительную, так и отрицательную.Развивать выносливость ,сообра...

Конспект игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Улицы родного города».

На данном мероприятии логопед закрепляла знания детей оулицах родного города Саров: их названия, в честь кого они названы и др....

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мы помним, мы гордимся»

Игра-викторина, приуроченная ко Дню Победы, включает в себя конкурсы, загадки, музыкальные задания, спортивную эстафету. Тематическое занятие рекомендуется проводить в группе детей старшего (под...

Методическая разработка познавательной игры – викторины для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Готовность 01»

Игра-викторина "Готовность 01" направлена на закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о пожарной безопасности в природе....

Игра – викторина для детей старшего дошкольного возраста «В царстве насекомых»

Программные задачи: - закрепить представления детей о насекомых;- создать у детей положительный эмоциональный отклик;- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;- формировать комму...