Конспект игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Улицы родного города».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мальникова Наталия Евгеньевна

На данном мероприятии логопед закрепляла знания детей оулицах родного города Саров: их названия, в честь кого они названы и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-viktorina_ulitsy_goroda.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  игры-викторины для детей старшего дошкольного  возраста с ОНР «Улицы родного города»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закреплять знания детей о родном городе: названия  улиц, площадей, памятников                  и зданий, находящихся на них.

Обобщать знания о людях, в чью честь названы улицы и построены памятники.

Коррекционные задачи:

Упражнять в словообразовании существительных от существительных.

Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов при отгадывании кроссворда.

Упражнять в чтении слов, напечатанных в кроссворде.

Развивающие задачи:

Развивать зрительное и слуховое восприятие при отгадывании названий улиц и зданий, изображённых на фотографиях.

Развивать зрительную и слуховую память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать  у детей интерес к родному городу, его истории, названию улиц.

Воспитывать бережное отношение детей к своей малой Родине.

Пропедевтическая работа:

Целевые прогулки:

  1. По улице Бессарабенко:на Комсомольскую площадь, к водоёму, в Берёзовую рощу.
  2. По проспекту Ленина: на площадь, к памятнику Горькому, к Вечному Огню.
  3. По улице Гагарина.
  4. По улице Шверника: к Дому со шпилем.
  5. По улице Силкина: к кинотеатру «Россия», к памятнику, посвящённому Строителям нашего города.

Экскурсии:

1. В Центр  культуры и досуга ВНИИЭФ.

     2. Во Дворец детского творчества.

     3. В выставочный центр – художественную галерею.

     4. В  почтовое отделение связи на ул.Шверника.

     5. В продуктовый магазин на ул.Шверника.

     6. В общественно-бытовой центр на ул.Силкина: детская библиотека, аптека.

Рассказы воспитателя:

  1. О Силкине Александре Степановиче (первом секретаре городского комитета партии)
  2. О Бессарабенко Алексее Константиновиче (первом директоре завода №1)
  3. О Швернике  Николае Михайловиче (политическом деятеле – соратнике Ленина)

Беседы:

  1. О космосе и Гагарине Юрии Алексеевиче (первом космонавте).
  2. О Ленине Владимире Ильиче (чтение рассказов о его детстве).
  3. О Максиме Горьком – русском  писателе (чтение рассказов для детей).

Рассматривание фотоальбомов:

  1. «Город Саров»
  2. «Исторический Саров»

Словарная работа:

Существительные: Родина, россияне, земляне, саровчане, памятник, проспект, кинотеатр, галерея, площадь, экскурсия, обелиск.

Прилагательные:  известный, знаменательный, большой, красивый, единственный.

Глаголы: заботиться, узнавать, любить, беречь, украшать.

Материал:

Книга Г.Окутиной «Твоя большая малая Родина»; кроссворд «Улицы Сарова», фотографии  улиц и зданий города, открытки с фотографиями города, фломастер, спокойная музыка, «руль».

Ход игры-викторины:

1 часть: Игра «Кто мы?»

Логопед: - Знаете ли вы, как называется планета, на которой мы живём? (Земля)

- Если мы живём на Земле, то, как можно нас назвать? (Земляне)

- Как называется  страна, в  которой мы живём?  (Россия)

- Если мы живём  в России, то, как можно нас назвать? (Россияне)

- Как называется  город, в  котором мы живём? (Саров)

- Как можно нас назвать?  (Саровчане)

Логопед: - Любой саровчанин должен знать и любить свой родной город.

А вы любите свой город? Много о нем знаете?  (Да)

Сейчас проверим это в игре-викторине «Знатоки улиц родного города».

2 часть:  Разминка «Кто больше улиц назовёт»

      Дети стоят по кругу и по очереди называют улицы родного города. Тот, кто долго                    не может вспомнить название улицы, выбывает из игры. Побеждает и получает открытку с фотографией города Саров тот, кто последним называет улицу.

3 часть:  Разгадывание кроссворда «Улицы Сарова».

На доске  начерчен кроссворд, в котором зашифрованы названия улиц города Саров.

Логопед: - В нашем кроссворде есть ключевое слово, прочитайте его. (Саров)

- Оно поможет нам разгадать названия улиц, которые зашифрованы в кроссворде.

Кто правильно ответит  на вопросы – получит открытку  с фотографией нашего города.

Вопросы:

  1. Как называется улица, на которой находится кинотеатр «Россия»?

Дети: - Улица Силкина.

- Кто знает, в честь кого была названа эта улица?

Дети: - В честь Александра Степановича Силкина, который очень заботился о горожанах.

- Какие ещё здания и памятники можно встретить на улице Силкина?

Дети: - Общественно-бытовой центр, в котором есть детская библиотека, аптека, магазин, парикмахерская и училище искусств; магазины «Дом Торговли», «Копейка», школа № 19, памятник, посвящённый Строителям нашего города.

- Где в названии улицы находится буква С? (В начале слова)

- Я напечатаю название улицы в первый столбик кроссворда, а вы проговаривайте мне это слово.

     2. Как называется центральная  улица в нашем городе?

Дети: - Улица Ленина.

- Как ещё называют центральную улицу в городе?  (Проспект)

- Почему говорят, что проспект Ленина центральная  улица в городе?

Дети: - В центре улицы есть большая площадь, на которой стоит памятник Ленину.

Логопед: - Владимир Ильич Ленин очень любил детей.

- Какие ещё памятники есть на проспекте?  (Памятник Горькому)

- Кто может рассказать об этом человеке?

Дети: - Максим Горький родился в городе Нижнем Новгороде. Он был известным писателем, написал много рассказов и для детей, например:  «Воробьишко».

Логопед: - На проспекте Ленина есть много интересных зданий. Давайте отправимся на экскурсию по ней на «автобусе». Кто хорошо знает эту улицу, может быть экскурсоводом.

Выбирается экскурсовод, дети «садятся» в автобус и под спокойную музыку «едут по улице Ленина», останавливаясь у значимых зданий (в группе вывешены их фотографии).

Остановки:

  1. Дом со шпилем.
  2. Центр  культуры и досуга.

     3.  Здание администрации города.

     4. Дворец детского творчества.

     5. Вечный огонь.

На каждой из остановок проводятся мини-беседы  об этих зданиях и их значимости для города и горожан.

Логопед: - Пора и возвращаться, ведь мы ещё не весь кроссворд разгадали.

Дети садятся на места.

- Где в названии улицы находится буква А?  (В конце слова)

- Я напечатаю название улицы в кроссворде, а вы его прочитаете.

     3. Как называется улица, которая названа в честь первого лётчика-космонавта?

Дети: - Улица Гагарина.

- Как звали этого космонавта?  (Юрий Алексеевич) 

- Чем прославился этот человек?  (Он первым из людей полетел в космос на ракете)

- Вспомните с прогулки по улице Гагарина, какие здания на ней располагаются.

Дети: - Дом учителя, здание бывшей школы № 10, кружок «Юные натуралисты».

А в конце улицы -  выставочный центр.

- Кто из вас знает, что было в здании выставочного центра до него?

Дети: - Кинотеатр «Октябрь».

- Где расположена буква Р в этом слове? (В середине)

- Я напечатаю название улицы, а вы его прочитаете.

  1. Как называется улица, на которой находится на детский сад?

Дети: - Улица Бессарабенко. 

- Кто знает, в честь кого была названа эта улица?

Дети: - Она была названа в честь Алексея Константиновича Бессарабенко, который был первым директором завода в нашем городе.

- Чем отличается улица Бессарабенко от других улиц города?

Дети: - Рядом с ней расположен водоём, куда приходят отдыхать люди и Комсомольская площадь. В центре площади есть огромная и очень красивая клумба с цветами, которая украшает наш город. Есть на этой  улице и уголок леса – Берёзовая роща.

- Где с названии улицы расположена буква О?  (В конце слова)

- Я напечатаю название улицы в четвёртый  столбик кроссворда, а вы проговаривайте мне это слово по слогам. Прочитайте название улицы.

    5. Как называется улица, которая пересекает улицы Ленина и Силкина?

Дети: - Улица Шверника.

- Кто знает, в честь кого была названа эта улица?

Дети: - В честь Николая Михайловича Шверника – известного человека, товарища В.И.Ленина.

- Какие здания расположены на улице Шверника?

Дети: - Детский сад, магазин «Магнит», почта.

- Какой по счёту в этом слове стоит буква В? (Второй по счёту)

- Я напечатаю название улицы, а вы его прочитаете.

4 часть: Заключительная.

Логопед: - Вот и разгадали мы с вами кроссворд.

- Что же было зашифровано в нем?  (Названия улиц нашего города)

- Почему в центре кроссворда напечатано слово САРОВ? (Так называется наш город)

- Подведём итоги игры-викторины: сосчитайте, сколько вы получили открыток                         с фотографиями нашего города.

Дети  считают и  называют количество открыток. Объявляется победитель игры – лучший знаток улиц родного города.

Происходит награждение детей наборами открыток с фотографиями города Саров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»

Введение   Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...

проект «Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошколь...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств

Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...

Сценарий занятия в старшей группе из цикла "Улицы родного города"

Занятие посвящено улице имени Валентины Терешковой. ...