НОД в подготовительной к школе логопедической группе: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

НОД в подготовительной к школе логопедической группе: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spor_derevev.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной к школе логопедической группе: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»

Задачи: Формировать у детей умение связно, последовательно, пересказывать текст художественного произведения. Правильно строить и употреблять в своей речи разные виды предложений. Закрепление характерных признаков осени. Развивать воображение, творческое мышление, путем отгадывания загадок.

Активизировать словарь детей по теме «Деревья».  Развивать отдельные части речевого аппарата, координацию движений и мелкую  моторику. Работать над дыханием и мимикой. Применять новые способы преобразований впечатления, используя пример оживления.

Воспитывать эстетические чувства, эмоции.

Материал и оборудование: Аудиозапись П. И. Чайковский  «Времена года. Октябрь», звуки леса. Иллюстрация с изображением девушки «Осени». Шапочки деревьев, осенние листья.

ХОД:

Организационный момент. 

  - О чем же мы сегодня будем разговаривать? Отгадайте загадку.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)

-Осень любили многие поэты, художники и писали красивые картины и стихи. Послушайте стихотворение 3ои Федоровской.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

- Дети вам понравилось стихотворение? Какой лес стоит осенью? (Разноцветный, красивый, золотой, желтый…)

- Как вы понимаете слово опушка леса? (Начало леса, полянка перед лесом)

- В какой цвет выкрасила осень клен, если в стихотворении сказано зарделись клены? (Желто- оранжевый или красноватый цвет)

-Осенний пурпур, можете мне подсказать, какой это цвет? (Ярко - красный)

- Вы хотите также красиво говорить, читать стихи? Мы с вами будем этому учиться.

Артикуляционная гимнастика
- Приготовили свой ротик: (опускание и поднимание нижней челюсти (параллельно с движением рук)

- исходное положение: зубы сомкнуты, «Заборчик – трубочка»
- исходное положение: язык лежит около нижних зубов, «Качели»
- исходное положение: язык лежит около верхних зубов, «Лошадка».

Активизация знаний.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».
-Ребята, как же наверное сейчас красиво в осеннем лесу. Мне бы очень хотелось там оказаться, а вам? Тогда садимся тихонечко на стульчики, закрываем глаза и переносимся в сказочный, волшебный, необыкновенный, осенний лес. А вот и сама хозяйка Природы! Дети догадались кто это?
Вносится нарисованная девушка «Осень». Воспитатель озвучивает «Осень»
Осень: Здравствуйте, дети, вы находитесь в осеннем царстве. Оглянитесь вокруг, как красиво! Что вам нравиться в моем осеннем лесу?
- А вы знаете, ребята, что еще бывает осенью?

Дыхательная гимнастика. 

- Как красиво здесь! А какие необыкновенные запахи!!! Что вы чувствуете? (Я чувствую запах прелой листвы)

- Давайте понюхаем. (Вдох через нос выдох через нос). Пропитаемся этим запахом.
- А вокруг столько свежего, чистого воздуха. Вбираем его в себя через рот, выдыхаем через нос. Насытимся чистотой и свежестью лесного воздуха.
- Но немного похолодало, и наши ладошки замерзли, согреем их (
прерывистое дыхание).
Осень: Какие звуки вы слышите в лесу?
(Аудиозапись «Звуки леса»)
(крики птиц, стук дятла, шелест листвы, завывания ветра, шум деревьев)

Осень: А хотите узнать, о чем шумят деревья?

Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

- Ребята, как вы думаете, так кто из деревьев лучше? (Ответы детей, передавая диалог словами текста с подсказкой воспитателя)

- Осень – это не только красота, но и слякоть, холодные дожди. А как это бывает, давайте покажем.

Физкультминутка

Вдруг закрыли небо тучи, - поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки

Начал капать дождь колючий. – прыгают на носочках, держат руки на поясе

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. – приседают, держат руки на поясе

Грязь и лужи на дороге, - идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

(Н.Нищева  )

Пересказ. 

-Волшебница-осень превращает нас в деревья.

Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток унеси -
И в деревья преврати.
- Надеваем шапочки разных деревьев и берем в руки осенние листья.
- Я буду деревом осинкой. А ты кем будешь?
- В какое дерево ты превратился?
- Деревьям в сказочном лесу хорошо, приятно, их ласкает нежное осеннее солнце, но я что-то слышу:
"Это заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
Пересказ детьми
- Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

- Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
- Не хвастай много, дубище, что ты велик и  толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

- Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:
- Погодите, - говорит, - похваляться; вот придёт осень, и будете вы оба стоять голыми, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Закрепление лексического материала. 

- Вот налетел ветерок на деревья и начался листопад. (Дети разбрасывают листья)
- Какие листья упали с твоих веток? (дубовые, кленовые, и т. д.)

Итог. 

- Волшебница-осень превращает нас опять в детей

Ветрено, ветрено,
      Вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси

  В детском саду опусти.
- Как много интересного мы увидели и услышали в гостях у волшебницы - осени. А какие деревья вели спор между собой? Какое же дерево лучшее?
(Каждое дерево хорошо по-своему)

- Спасибо тебе за путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей подготовительной к школе логопедической группы с ОНР Тема «Лес осенью. Деревья»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Коммуникация»для детей  подготовительной к школе логопедической группы с ОНР Тема «Лес осенью....

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа «Воробей» по И.С.Тургеневу.

Составление плана пересказа путём выделения из авторского текста двусоставных предложений. Пересказ по собственному плану. Обогащение лексики синонимами к слову героический. Развитие диалогической ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. Пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

Учить составлять коллективно план пересказа рассказа. Продолжать учить самостоятельно пересказывать рассказ. Понимать с помощью педагога скрытый смысл басни. Упражнять в звуко-слоговом анализе. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа.Д.Ушинского "Наше Отечество"

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы "Наше Отечество"...