Проект «Сказки Пушкина» в старшей группе
проект по художественной литературе (старшая группа)

Юрченко Татьяна Викторовна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mart_sazki_pushkina.docx50.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сказки Пушкина» в старшей группе

«Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам – урок!»


AКТУАЛЬНОСТЬ

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играет важную роль в процессе общего развития ребенка (речь, мышление, познание, развитие личности).

В наше время родители в силу своей занятости, часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек или уповают на дошкольное учреждение, мол, там научат. Дома же ребенок больше времени проводит у телевизора или с современными гаджетами, чем с книжкой в руках или на природе. В связи с этим можно считать особо актуальной проблему приобщения детей и их родителей к художественной литературе в условиях ДОУ.

На чем же остановить свой выбор? С чего начать? Хорошим вариантом станут сказки

А.С. Пушкина для детей. В них отображены любовь, чудеса, волшебство, мечта человека о счастье. Сказки радуют ребенка, дают возможность порассуждать о добре и зле, о плохом и хорошем.

Творческое наследие А.С.Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления.

Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина. Небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина, но основная часть родителей считает, что знакомить детей с произведениями А. С. Пушкина еще рано, дети многого не поймут, слишком много старинных слов, значение которых молодые родители не в силах объяснить сходу. Приходится обращаться к интернет-справочникам, на это уходит время, пропадает волшебство.

Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому внимание общества должно быть сосредоточено на приобщении подрастающего поколения к русскому фольклору на основе традиций и новаций.

ТИП ПРОЕКТА

  • Творческий
  • Информационно-исследовательский
  • Долгосрочный (2 недели) с 1.03.2021- 12.03.2021г.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • Развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина
  • Прививать любовь к родному языку
  • Способствовать приобщению детей к книге, воспитание грамотного читателя
  • Способствовать умению эмоционально воспринимать произведения русской литературы
  • Развивать творческий потенциал, активной, эмоциональной, отзывчивой, развивающейся личности посредством сказок А.С.Пушкина.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Познавательное развитие

* Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина

*Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям

*Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них

*Формировать целостное восприятие окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина.

*Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта

Речевое развитие

*Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами: прялка, невод, дуэль, молвить, землянка и т.д.

*Формировать грамматический строй речи, используя игры на согласование числительных с существительными, глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

*Помочь детям овладевать средствами звуковой выразительности, вырабатывать четкую дикцию

*Развивать умение составлять рассказы по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений поэта

*Формировать умение детей излагать свои мысли четко, понятно для окружающих, используя распространенные предложения

*Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина

Социально-коммуникативное развитие

*Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками

*Развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр

*Развивать артистические способности

*Воспитывать партнерские и дружеские взаимоотношения

*Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.

*Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.

Художественно-эстетическое развитие

*Совершенствовать технику рисования, передавая форму, величину, пропорции предметов

*Совершенствовать умение изображать предметы и действия по памяти или с небольшой помощью взрослого

*Продолжать учить использовать средства выразительности во всех видах детского творчества

*Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников

*Привлекать детей к оформлению выставок в группе, изготовлению макетов

*Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта

*Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

Физическое развитие

*Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений

*Развивать пальчиковую моторику в процессе работы изобразительной деятельностью

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Работа с детьми

*Развитие духовно-богатой личности ребенка

*Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка

*Обогащение знаний и представлений о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми

*Совершенствование восприятия, осмысливание прослушанных произведений, обогащение чувств

*Развитие эмоциональной отзывчивости к героям произведений

*Повышение интереса к произведениям А. С. Пушкина

*Активизация потребности к чтению, узнаванию нового

*Получение детьми более глубоких знаний о культуре, быте и традициях русского народа, расширение кругозора

*Совершенствование социальных навыков поведения, умение преодолевать трудности в общении

*Обогащение развивающей среды по данной тематике

Работа с родителями

  • Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности
  • Помочь почувствовать и понимать язык сказок А.С.Пушкина
  • Помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т.п.)
  • Помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А.С.Пушкина
  • Добиться понимания того, что желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено
  • Активизировать интерес к творческой деятельности детей
  • Принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания
  • Помочь преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

  • Зона театра и сюжетно-ролевых игр (различные виды театров, костюмы, маски)
  • Зона для рисования, лепки, аппликации
  • Зона музыкальных инструментов (ДМИ, магнитофон, кассеты)
  • Картотека игр на развитие эмоций
  • Дидактические игры


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. Подготовительный ( 1день)

  • Обсуждение целей и задач проекта
  • Составление плана работы
  • Работа с родителями по теме проекта
  • Создание информационной базы (книги, иллюстрации, мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина)

2 этап. Организационный (с2.03.2021 – 10.03.2021)

  • Планирование работы с детьми, проблемная ситуация, мотивация на деятельность
  • Пропаганда знаний родителей воспитанников о влиянии художественной литературы на развитие ребенка
  • Создание базы данных о сказках А. С. Пушкина
  • Создание развивающей среды по теме проекта
  • Оформление в книжном уголке выставки произведений А. С. Пушкина
  • Проведение конкурса для детей и родителей на лучшую поделку по сказкам А. С. Пушкина

3 этап. Итоговый (с 11.03.2021- 12.03.2021)

  • Проведение итоговой викторины
  • Подведение итогов проделанной работы
  • Определение перспективы на будущее
  • Подготовка отчетных материалов

1-й этап

Беседа «Какие сказки Пушкина мы знаем?»

Рассказ воспитателя о Пушкине.

Выявить, какие сказки Пушкина дети знают?

воспитатель

Пополнение и подборка материала по теме. Подборка музыкального материала.

воспитатель, родители,

муз. руководитель

Привлечение родителей к созданию выставки «Моя домашняя библиотека сказок А.С. Пушкина»

воспитатель, родители


2-й этап

Мероприятия

Задачи

Ответственный

Интегрированное занятие «Рассказы о А.С. Пушкине»

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина; воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта; обогащать и развивать словарный запас детей, обращать внимание на выразительность и поэтичность пушкинских строк.

воспитатель

 

Рассматривание иллюстраций изображений А.С.Пушкина (портреты, картины, памятники):

«А.С.Пушкин» - О. А. Кипренский

«А.С.Пушкин в Болдине» -  Н. В. Кузьмин

Памятник Пушкину в Москве – А. М. Опекушин

Продолжать знакомить детей с фактами биографии поэта.

Ввести детей в мир сказок А.С. Пушкина.

Привить интерес к личности сказочника, пробуждать в детях интерес к книге, расширить их литературный кругозор.

Выставка книг со сказками А. С. Пушкина разных изданий.

Знакомство с многообразием изданий сказок Пушкина.

воспитатель, родители

Художественное творчество: рисование.

Тема «У Лукоморья дуб зеленый» (по сказкам Пушкина)

Продолжать учить способам изображения предметов. Учить наносить легкий контур карандашом. Учить рисовать по представлению, передавая форму и пропорции предметов. Закрепить интерес к изобразительной деятельности.

воспитатель

 

Чтение художественной литературы:

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Способствовать развитию художественного восприятия текста; учить понимать поэтический язык А.С.Пушкина; прививать любовь к Родине, к её истокам; развивать память. Учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми на улице.

воспитатель

Развлечение «В гости в Лукоморье»

Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики.

ОБЖ:

«Ничего не бери у чужих людей» по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»

Расширять кругозор детей; вызвать интерес к жизни и творчеству поэта и его семьи.

воспитатель

Беседа

« А.С. Пушкин: семья поэта»

Развивать образное представление; продолжать учить передавать в рисунке образы сказочных героев, их характерные черты; закреплять умение использовать в работе разные изобразительные средства;

воспитатель

Художественное творчество: рисование.

Тема «Мой любимый сказочный герой»

Закреплять знания о произведениях Пушкина; развивать логическое мышление.

воспитатель

«Сказки А. С. Пушкина»

Формирование речи через воспитание чувства красоты, любознательности, храбрости и верности, приобщая детей к нравственным ценностям, накопленным веками народами нашей страны.

воспитатель

Беседа

«Как художники иллюстрировали «Сказку о царе Салтане»

Создать условия для изображения детьми сказочных персонажей по мотивам литературного произведения А.С.Пушкина; развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске средств художественно-образной выразительности.

воспитатель

 

Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:

  • «Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!» Т. А. Маврина
  • «Воротился старик ко старухе» Т. А. Маврина
  • «Избушка там на курьих ножках» Т. А. Маврина
  • «Царевна – Лебедь»  М. Врубель
  • «Бочка по морю плывет» И.Билибин
  • «Тридцать три богатыря» И.Билибин
  • «Царевна – Лебедь» И.Билибин
  • Иллюстрации детских книжек «Сказки Пушкина»

Обсудить разнообразие сказок в творчестве А. С. Пушкина, привить любовь к литературе, сформировать умение анализировать сказку.

Обогащать и развивать устную речь детей.

Выставка

Художественное творчество: рисование

Тема «Иллюстрации к книге «Сказка о царе Салтане»

Углубить знания о творческом наследии А. С. Пушкина у детей и родителей. Повышение уровня художественного образования, развитие творческого потенциала, всестороннее эстетическое развитие подрастающего поколения. Доставить радость от результатов собственного труда, воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества

воспитатель

Просмотр мультфильмов:

-«Сказка о рыбаке и рыбке»;

-«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;

-«Сказка о золотом петушке».

Закрепить знания о сказках Пушкина. Обобщить знания, полученные в ходе работы над проектом.

воспитатель

Заучивание стихотворения. А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый».

Развивать умение внимательно слушать произведение, интерес к художественной литературе. Совершенствовать звукопроизношение, выразительность речи.

воспитатель, родители

Дидактические игры:

«Найди предметы из сказок Пушкина»;

«Какой сказочный герой лишний?»;

- Пазлы «Сказки Пушкина».

Расширять знания об А. С. Пушкине, развивать интерес к его творчеству. Развивать внимание, память, мышление.

воспитатель

Игры – драматизации по сказкам:

-«Три девицы под окном»;

-«Петушок с высокой спицы»;

«Свет мой, зеркальце, скажи».

Развивать воображение, артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

воспитатель, муз. рук-ль

Музыка

«Бал сказок» (образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов)

Слушание – песня «Ветер по морю гуляет» муз. Струве, сл. А.С.Пушкина.

Слушание «Полет шмеля» - Н. А. Римский-Корсаков

Обобщить знания, полученные в ходе работы над проектом.

воспитатель, муз. рук-ль

викторина «Мои любимые сказки А.С.Пушкина

Закрепить и расширить знания детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве.

Закрепить знания  дошкольников о сказках А.С.Пушкина. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские  навыки детей  в драматизациях. Воспитывать любовь и уважение к великим людям России.


3этап:

Подведение итогов проведенной работы.

Проведение викторины по сказкам А. С. Пушкина

Презентация проекта.

Вывод:

Все дети группы познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе Султане»«Сказка о мертвой царевне»«Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке». Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта.


Литература.

  1. А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.
  2. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
  3. И.Токмакова. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  4. Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  5. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
  6. Н.И.Попова. Музей-квартира А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.
  7. Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
  8. Л.М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
  9. Л.Жукова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М., 2001г.
  10. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
  11. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»; Санкт-Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС 2010.



Приложение № 1

Дидактические игры.

«Скажи наоборот».

Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.

Игра с мячом.

-Старик добрый, а старуха…(злая).

-Старуха строптивая, а старик…(покорный).

-Сначала море спокойное, а потом…(бурное).

-Землянка была старая, а терем…(новый).

-Землянка была низкой, а терем…(высокий).

-одежде старика была бедной, а у боярыни..(богатой).

«Кого не стало?»

Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных  ранее звуков.

 На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.

-Кого не стало?

«Вспомнить сказку»

Цель: развитие памяти, ловкости.

Игра с мячом.

-Я буду бросать мяч и задавать вопросы. Вы будете ловить мяч  и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мне мяч.

-Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?

-У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?

-В какой сказке на берег выходят 33 богатыря и как зовут их дядьку?

-В какой сказке главный герой превращался в насекомых, и в каких?

«Кто скорее?»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.

        Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят.

-Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.

Игры и упражнения на развитие двигательных способностей.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, не сталкиваясь друг с другом, двигаться в разных темпах.

«Белка»

Изобразить танец белки под музыку «Во саду ли, в огороде»

Приложение № 2

Развлечение «В гости в Лукоморье»

(по сказкам А.С.Пушкина)

Цель: Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики.

Задачи: Развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей. Прививать любовь к музыке и поэзии. Развивать творческую инициативу в танце, аппликации. Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа: Чтение сказок и отрывков произведений А.С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций, беседа о жизни и творчестве поэта. Слушание музыки из оперы Р.-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Оборудование и материалы: ПК и мультимедиа, презентация «У лукоморья…» с иллюстрациями к сказкам Пушкина. Аудиозаписи. Костюмы: царевна-лебедь, белка, богатырь, кот-ученый. Портреты: Р.-Корсакого, А.С. Пушкина. Детские музыкальные инструменты. Трафарет короны, богатырский пояс, клеящая пленка.

Содержание:

Звучит музыка (отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»)

В зал входят дети и садятся на стульчики. (М.р. обращает внимание детей на портрет, музыка постепенно затихает.)

Муз.рук:  Здравствуйте, ребята. Узнали ли вы чей это портрет? (ответы детей) Вот мы вновь собрались с вами у портрета А.С. Пушкина. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике. С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна. Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам , как награда за весь день. В сказках добро борется со злом. Злые герои - были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно, но, в конце концов, добро побеждает зло. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. Нам сегодня помогут вспомнить, оживить эти сказки наш волшебный экран и конечно стихи А.С. Пушкина. (П,М)

Тихо звучит музыка: отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»

Муз.рук: Ребята, посмотрите на экран. Какую картину вы увидели? (ответы детей)Правильно. А теперь давайте вспомним и все вместе прочитаем стих из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый….» (воспитатель с детьми рассказывают отрывок) Звучит волшебная музыка

Муз.рук: Ребята, слышите, волшебные звуки? Это происходят чудеса.

(появляется Кот ученый)

Кот: Здравствуйте, дети. Я - Кот ученый, очень люблю сказки, а вы их любите? Тогда отправимся путешествовать по сказкам А.С. Пушкина.

– Назовите известные вам сказки Пушкина? (дети называют знакомые сказки)

– А давайте вспомним некоторые из них:

  1. Жил старик со своею старухою
    У самого синего моря…. 
    («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  2. Негде в тридевятом царстве
    В тридесятом государстве
    Жил-был славный царь Дадон…. 
    («Сказка о золотом петушке»)
  3. «Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»
    И услышала в ответ:
    «Ты, царица, спору нет.
    Ты на свете всех милее,
    Всех румяней и белее….» 
    («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

(дети угадывают сказки и на экране смотрят иллюстрации к сказкам).

Кот: Вижу, вижу, сказки вы знаете.

Воспитатель:  Кот ученый, а теперь дети хотят загадать тебе сказку.  

(звучит р.н.м., выходят три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, занимаются рукоделием)

Воспитатель:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица, –

Говорит одна девица – 
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, – 
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря!

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

Кот: «Сказка о царе Салтане»

Муз.рук: По этой сказке была написана замечательная опера, которая называлась так же «Сказка о царе Салтане», а написал ее великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Мы с вами знакомились с оперой, слушали несколько фрагментов и сейчас для вас музыкальные загадки. Итак, слушаем музыкальный фрагмент и вспоминаем название. (ответы детей) (М,Ч,К,П)

Правильно, «Белка» (на экране ил-ия «Белка»).

Кот: В волшебном городе Леденце было три чудо. Первое из них – белка.

Муз.рук: Ребята, какая музыка по характеру?

Дети: Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая.

Муз.рук: В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том как она поет. Песенка белки – это р.н.п. «Во саду ли в огороде». Давайте еще раз послушаем музыку, а Коля прочитает отрывок про белку.

(ребенок читает отрывок про белку: «Ель растет перед дворцом….»)

Муз.рук: Вот так чудо, картинка оживилась – белка появилась.(выходит ребенок в костюме белочки)Здравствуй, белочка, мы для тебя приготовили муз. подарок. Ребята разбирайте муз инструменты, исполним  в оркестре  р.н.п. «Во саду ли в огороде» (дети исполняют р.н.м.: «Во саду ли в огороде»)

Белка: Красны девицы, добры молодцы, а вы как веселитесь? Какие песни поете, пляски пляшите?

Дети: А вот какие….

«Пляска» (дети пляшут под р.н.м.) 

Белка благодарит детей и уходит.

Муз.рук: А мы слушаем следующий муз. фрагмент (ил-ия «Тридцать три богатыря»)

Кот: Второе чудо «Сказки о царе Салтане» – тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.

Муз.рук. Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри. (выходит ребенок в костюме богатыря) Давайте, ребята еще раз послушаем музыку, а Богатырь расскажет об этом диве:

«В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо….»

Продолжаем слушать музыку и еще один муз. фрагмент

Муз.рук: Прозвучала музыка, как она называется? Какой  характер?

Дети: Мелодия плавная, напевная, ласковая, грациозная сказочная. (ил-ия Царевна-лебедь)

Кот: Третье чудо волшебного города Леденца – прекрасная Царевна-лебедь.

Муз.рук: Царевна эта необычная, волшебная, это и человек, и птица-лебедь. Давайте еще раз послушаем красивую музыку , посмотрим на удивительно сказочную картину художника Врубеля и послушаем отрывок из сказки

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть….»

На последние слова из-за ширмы выходит Царевна-лебедь.

Царевна-Лебедь: Здравствуйте, ребята! Рада побывать у вас в гостях, посмотреть как живете, какие наряды носите. А вы знаете, наши красные девицы и добрые молодцы украшения делали своими руками: девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса. А вы, ребята, сможете сделать их?  

(Дети выполняют аппликацию: девочки украшают корону, мальчики богатырский пояс,по окончании дарят Царевне свои работы.)(Х,П)

Царевна-Лебедь: Спасибо, вижу, что руки у ваших ребят умелые, а могут ли они хороводы водить? Раньше на Руси красны девицы хороводы водили да песни русские распевали.(девочки исполняют хоровод «На горе-то калина»)

Царевна-Лебедь: Ну, вот мне уже пора возвращаться в сказку.

Кот: И мне было очень приятно и интересно вместе с вами еще раз вспомнить сказку Пушкина и послушать замечательную музыку Римского-Корсакова, написанной к ней. До свидания, до новых встреч.

Муз.рук: Встреча со сказками А.С. Пушкина заканчивается. Хотелось бы, чтобы в память об этой встречи вы дома нарисовали рисунки.

Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем,
Изучаем наизусть,
В них живет наш русский дух!
   

                                                                                 

Звучит музыка, дети выходят из зала 

Приложение № 3

Конспект НОД «Сказки А. С. Пушкина»

Цель:

Формирование речи через воспитание чувства красоты, любознательности, храбрости и верности, приобщая детей к нравственным ценностям, накопленным веками народами нашей страны.

Задачи:

  1. Воспитывать познавательный интерес, чувство уважения к великим людям России, чувства гордости за свою страну. Воспитывать доброжелательное отношение и интерес детей к творчеству русского поэта А.С.Пушкина.
  2. Развивать у детей творческие способности, внимание, мышление, память. Создать эмоционально-благоприятную обстановку на занятии. Развитие у детей сотрудничества, взаимопомощи при решении поставленных задач.
  3. Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и понимать заданный вопрос. Продолжать учить выразительно рассказывать отрывки из сказок. Формировать связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме. Закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина.

Предварительная работа:

Беседы о жизни А.С. Пушкина, о разных видах сказок, чтение сказок, заучивание наизусть стихов, эпизодов из сказок А.С. Пушкина, рисование иллюстраций к сказкам.

Демонстрационный материал:

Сундук, письмо, портрет А.С. Пушкина, блюдо с яблоком, ларец с сюрпризом, волшебная книга, волшебное зеркальце, конверт с заданием, свиток, иллюстрации и раскраски к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Ход НОД

 

Воспитатель с детьми заходит в зал под музыкальную заставку и обращает внимание на сундук:

- Ребята, вы заметили что-нибудь необычное в нашем зале?

Дети:

- Да, здесь появился сундук и какой-то конверт.

Воспитатель:

- Интересно, что бы это значило? Как нам узнать, что находится в конверте и зачем нам нужен этот сундук?

Дети:

- В таких конвертах обычно отправляют письма.

- Можно открыть конверт и прочитать письмо.

- Можно открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит.

Воспитатель (открывает конверт, достаёт портрет С. Пушкина и письмо):

  • Ничего не понимаю, здесь чей-то портрет и письмо.

Дети:

- Это Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель:

  • Кто такой А. С. Пушкин?

Дети:

- Это русский поэт.

Воспитатель:

  • Правильно, А. С. Пушкин — русский поэт, он родился в Москве в 1799 году. А вы знаете, кто воспитывал маленького Сашу?

Дети:

- Бабушка и няня Арина Родионовна.

Воспитатель:

  • Верно, няня Пушкина была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама.

Именно ее сказки очаровали будущего поэта, и благодаря этому за период своего творчества А. С. Пушкин написал семь сказок. Какие сказки Пушкина вы знаете?

Дети:

- «Сказка о попе и работнике его Балде».

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

- «Сказка о рыбаке и рыбке».

- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

- «Сказка о золотом петушке».

Воспитатель:

  • Прочитаем письмо: « Приглашаю вас в путешествие по моим сказкам. Если вы удачно пройдете испытания, то сможете открыть волшебный ларец с сюрпризом. А поможет вам блюдо с наливным яблочком, которое спрятано в сундуке». Теперь все понятно. Что мы решим? Отправимся в путешествие или вернемся в группу?

Дети:

- Да, мы хотим отправиться в путешествие.

Воспитатель:

-Тогда открываем сундук.

(Звучит музыкальная заставка. Дети достают блюдо с яблоком, ларец с сюрпризом, книгу, зеркальце, конверт с заданием, свиток).

Воспитатель:

- Вы узнали предметы?

Дети:

- Да, эти предметы встречались в сказках .

Воспитатель:

- Как наливное яблочко нам поможет понять что с ними делать?

Дети:

- В сказках катают яблочко по блюду и оно показывало все, о чем просят.

- Если мы будем катать яблоко по блюду, то все поймем.

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около конверта.)

Воспитатель:

- А вот и первое испытание.

  1. "Вопрос — ответ». (Конверт с вопросами.)

Воспитатель:

- Я буду задавать вопросы по порядку, а вы отвечайте.

- Кто придумывает, сочиняет сказки?

Дети:

- Писатели, поэты.

Воспитатель:

  • Какие бывают сказки?

Дети:

- Авторские, народные.

Воспитатель:

  • Кто может быть героем сказки?

Дети:

- Люди, звери, птицы, явления природы, предметы.

Воспитатель:

  • Что бывает в сказках?

Дети:

- Чудеса, превращения, волшебство.

Воспитатель:

- Назовите любую пословицу о сказках.

Дети:

- Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Воспитатель:

-Что кричал петушок, сидя на спице?

Дети:

- Кире-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!

Воспитатель:

  • Чем расплачивался поп с Балдой?

Дети:

- Щелчками.

Воспитатель:

  • Сколько раз старик закидывал невод в море?

Дети:

- Три.

Воспитатель:

- Как золотая рыбка наказала старуху?

Дети:

- Старуха осталась у разбитого корыта.

Воспитатель:

- Первое испытание преодолели! Что же ждет нас дальше?

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около волшебного зеркала.)

Воспитатель:

- А вот и второе испытание 

2 . "Назови сказку». (Волшебное зеркало.)

Воспитатель:

- А теперь я буду читать отрывки из сказок А.С. Пушкина, а вы будете отгадывать название сказки.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Дети:

- «Сказка о царе Салтане».

Воспитатель:

- Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло!

Дети:

- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Воспитатель:

- Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Дети:

- Поэма «Руслан и Людмила».

Воспитатель:

- Жил был поп,

Толоконный лоб!

Дети:

- «Сказка о попе и его работнике Балде».

Воспитатель:

- Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Дети:

- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Воспитатель:

- Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно.

Дети:

- «Сказка о золотом петушке».

Воспитатель:

- Второе испытание преодолели! Отправимся дальше? На пути нам встретилось море. С этим препятствием мы быстро справимся.

 

- Ветер по морю гуляет (дети показывают волны правой рукой)

И кораблик подгоняет. (дети показывают волны левой рукой)

Он бежит себе в волнах (вытянув руки вперед, дети соединяют ладони)

На раздутых парусах (дети соединяют руки над головой)

Мимо острова крутого, (дети расцепляют руки, садятся на корточки)

Мимо города большого. (дети встают)

Пушки с пристани палят - (дети хлопают)

Кораблю пристать велят (дети топают)

 

Воспитатель:

- Ну, что будем делать дальше?

Дети:

- Нам поможет наливное яблочко.

 

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около волшебной книги.)

Воспитатель:

- А вот и третье испытание.

 

3. «Из какой сказки иллюстрация?» (Волшебная книга.)

Воспитатель:

- Дети, вам надо поочередно называть сказку по иллюстрации и рассказать зачин (начало) этой сказки.

( Воспитатель показывает первую иллюстрацию)

Дети:

- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

- Царь с царицею простился,

В путь - дорогу снарядился,

А царица у окна Села ждать его одна.

Воспитатель:

- Правильно.

( Воспитатель показывает вторую иллюстрацию)

Дети:

- «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Воспитатель:

- Правильно.

( Воспитатель показывает третью иллюстрацию)

 

Дети:

- «Сказка о царе Салтане».

- Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Воспитатель:

- Правильно.

( Воспитатель показывает четвертую иллюстрацию)

Дети:

- «Сказка о золотом петушке».

- Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Воспитатель:

- Правильно.

( Воспитатель показывает пятую иллюстрацию)

Дети:

- «Сказка о попе и работнике его Балде».

- Жил-был поп, толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда,

Идёт, сам не зная куда.

Воспитатель:

- Третье испытание преодолели! Что же ждет нас дальше?

(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около свитка.)

Воспитатель:

- Это четвертое испытание. Свиток пожелтел от времени. В нем размыты, а кое-где совсем не видны слова. Как вы думаете, сможем ли мы догадаться, какие слова пропали, если прочитаем надписи?

Дети:

- Да.

 

4. «Подскажи словечко» (Свиток)

 Воспитатель:

- Жил старик со своею старухой

У самого синего ...

Дети:

- моря.

Воспитатель:

- Родила царица в ночь

Не то сына, не то ...

Дети:

- дочь.

Воспитатель:

- И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи ...

Дети:

- кругом.

Воспитатель:

- Белка песенки поет

Да орешки все ...

Дети:

- грызет.

Воспитатель:

- Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный ...

Дети:

- рожок.

Воспитатель:

- Нужен мне работник:

Повар, конюх и ...

Дети:

- плотник.

Воспитатель:

- Все надписи реставрированы. Теперь все понятно.

(Звучит музыкальная заставка. Воспитатель обращает внимание детей на открывающийся ларец)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, наш ларец открылся. Это значит, что мы с вами преодолели все препятствия и наше путешествие заканчивается. Мне с вами было очень приятно путешествовать, потому что вы показали себя настоящими любителями сказок Александра Сергеевича Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект«Стихи русского поэта А.С.Пушкина» в старшей группе ДОУ

Краткосрочный проект "Стихи русского поэта А.С.Пушкина"создан в связи с проблемами, которые возникают при автоматизации звуков,заучивании стихов;дополнительные прблемы-слабое участие родителей в логоп...

Краткосрочный проект«Стихи русского поэта А.С.Пушкина» в старшей группе ДОУ

Краткосрочный проект «Мои любимые стихи» создан в связи с проблемами, которые возникают при автоматизации звуков, при заучивании стихов; ...

Проект «Сказки Пушкина» в подготовительной группе

Проект «Сказки Пушкина» в подготовительной группе...

Проект «Сказка перед сном» старшая группа логопедическая с января по май 2021г.

Актуальность.Сказка это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясня...

Краткосрочный проект «Путешествие по сказкам Пушкина» в средней группе

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...