ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ИСПОЛЬЗУЯ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
статья по художественной литературе (младшая группа)
опыт работы по приобщению детей младшей группы к художественной литературе используя разные методы чтения произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Здравствуйте! Представиться. Я работаю воспитателем в МБДОУ №13 г.Павлово.
Слайд 2
Сегодня я представлю вашему вниманию методическую разработку на тему «Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы
Слайд 3
Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. В России 2015 г. был объявлен годом Литературы.
Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Слайд 4
Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е. А. Флерина, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская.
Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д. Б. Эльконин, А. К. Запорожец, Л. В. Обухова, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства.
Слайд 5
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению.
Слайд 6
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие включает:
- знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
а также художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства;
- восприятие художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Слайд 7
Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы по проблеме я поставила перед собой цельсоздание благоприятных условий для формирования интереса к художественной литературе, к книге у детей 2 младшей группы
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач. Которые вы видите на слайде.
- Обогащение опыта слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора, простых народных и авторских сказок и стихов.
- Воспитание у детей интереса к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать
- Воспитание бережного отношения к книге, как результату труда человека
- Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.
- Привлечение детей к исполнению стихов, инсценированию знакомых сказок
- Активизация работы по психолого – педагогической поддержки семьи в вопросах формирования интереса к художественной литературе у детей
Слайд 8
Организацию образовательной деятельности по проблеме осуществляем в НОД, ОДРМ, СДД. И при взаимодействии с семьями воспитанников.
Слайд 9
При формировании интереса к художественной литературе используем жанры, соответствующие младшему дошкольному возрасту: сказка, потешки, загадки.
Слайд 10
Для реализации поставленных задач, разработан перспективный план по ознакомлению детей с художественной литературой. Я вам сейчас его представлю.
Данный план представлен по месецам, каждый месяц предполагает наличие нескольких тем в соответствии с комплексно – тематическим планирование. Для реализации темы в плане представлены задачи, необходимые материалы и оборудование, а так же литературные источники.
Слайд 11
НОД по восприятию художественной литературы планируем 1 раз в две недели. Чаще всего организуем занятия, состоящие из одной части (рассказывание детям сказки). К концу года в занятие включаем вторую часть например:
- чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог
- дидактическая игра по сказкам и игры и упражнения на совершенствования грамматического строя речи.
Восприятие детьми художественного слова осуществляем во время режимных моментов:
- в утренние часы для поддержания у детей радостного настроения, например: стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»;
- на прогулке для того, чтобы обратить внимание на красоту пейзажа, например: стихотворение В. Плещеева «Осень наступила»;
- во время наблюдений, например: за птицами − стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка»;
- при организации гигиенических процедур, например: потешка «Водичка, водичка».
Слайд 12
При ознакомления малышей со сказкой используем многократное чтение одного и того же произведения с использованием разнообразных приемов.
Так, например, работая над сказкой «Теремок», при первоначальном чтении использовали рассказывание с иллюстрациями. При повторном чтении через неделю или две рассказывание сказки сопровождали показом на фланелеграфе или простым моделированием.
В ходе повторного чтения так же проводили игровое упражнение по развитию интонационной выразительности: произнести фразу: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?», голосом мышки, лягушки, медведя и других персонажей. А затем организовывали рассказывание этой сказки уже с элементами инсценирования.
Наравне со сказкой, как фактор воспитания интереса к художественному слову поставлено стихотворение, с помощью которого ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка.
При заучивании стихов с детьми учитываем особенности восприятия и памяти детей данного возраста. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность образов сочетаются с динамикой действия. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Маршак и других.
Для того, чтобы у детей не пропал интерес к заучиванию стихов, меняем форму повторения: например , читаем игрушке (мишке, зайке), или рассматривая иллюстрацию, а так же во время режимных моментов.
В течение недели 3 − 4 раза с каждым ребенком стараемся повторить изучаемое стихотворение на прогулке или в другое удобное время.
Зная, что для того чтобы ребенок запомнил стихотворение, он должен его неоднократно услышать, для этого используем такой прием, как «Подарки».
Собрав около себя группу детей (3 − 5), читаем стихотворение, затем интересуемся, понравилось ли. Услышав утвердительный ответ, говорим: «Сейчас я прочту это замечательное стихотворение для Олечки. Это будет мой ей подарок».
Небольшие стихи используются при организации пальчиковых игр и дыхательной гимнастики. Сначала педагог сам проговаривает стихотворение, а когда дети уже знают его, то читают сами во время пальчиковой гимнастики или дыхательных упражнений.
Слайд 13
В младшем возрасте продолжаем знакомить детей с малыми фольклорными формами художественного слова т. е. с колыбельными, потешками, закличками, песенками, шутками, прибаутками, считалками, небылицами. Одним из используемых приемов знакомства детей с колыбельными, является приход в тихий час куклы Дремушки: в спальне Дремушка тихим голосом без музыки исполняет колыбельную «Баю – баюшки – баю, не ложись на краю…»
Некоторые народные песенки настраивают маленьких слушателей на определенные действия, призывают, к примеру, кому-то помочь, кого-то спасти, кого-то поймать и т.д. Поэтому многие из них активно используются для организации и сопровождения подвижных игр «Мыши водят хоровод…», «Гуси, вы, гуси…», «Сидит-сидит зайка…». С большим удовольствием дети водят хоровод под русскую песенку «Жили у бабуси…». Распределить роли перед игрой с помощью считалочки детям еще сложно, даже когда они знают текст считалочки наизусть, но им очень нравится, когда их пересчитывают воспитатели.
Слайд 14
В работе с детьми этого возраста также широко используем такой жанр фольклора, как загадки. Загадки – полезное упражнение для ума. С помощью загадки можно проверить усвоение детьми значения слова. Учим детей отгадывать загадки как предлагает Е.И.Тихеева. На стол выставляем несколько игрушек, для каждой подбирается загадка: «Идет мохнатый, да бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» и т.д. Дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится у них перед глазами. Также обращаем внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки.
Слайд 15
Для реализации цели и задач по формированию у детей интереса к художественной литературе в группе создана необходимая развивающая предметно – пространственная среда:
- центр книги, куда помещаем знакомые книги, с яркими крупными иллюстрациями. Трехлетние дети не могут мысленно представить героя произведения. Малышам необходимо видеть его. Вот почему так важны иллюстрированные издания.
Книги подбираем разных художников-иллюстраторов с иллюстрациями, которые шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребёнку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть участником событий и приключений, которые происходят с героями.
Также в уголке книги есть отдельные картинки, небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.
Для работы по ознакомлению с художественными произведениями также используем дидактические игры и пособия, различные виды театра:
- «Сенсорный домик»
- «Волшебная книга сказок»
- Дидактические игры
- Разные виды настольных театров
- Варежковый театр «Репка»
- Пальчиковый театр «Колобок», «Заюшкина избушка»
- Настольный конусный театр «Колобок», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»
- Театр би-ба-бо «Репка», «Теремок», «Маша и медведь»
Слайд 15
Знакомство детей с художественной литературой, дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Чтобы в ребенке воспитать читателя, сами родители должны проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека; знать те книги, которые будут важны малышу; следить за новинками детской литературы; уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.
Для проведения эффективной работы с родителями используются разнообразные формы:
- Анкетирование родителей «Ребенок и книга», «Приобщение детей к художественной литературе», «Организация домашнего чтения в семье»
- Консультации, семинары-практикумы на темы «Приобщение детей к художественной литературе», «Художественная литература в жизни ребенка младшего дошкольного возраста».
- Родительское собрание «Развитие интереса ребенка к книге», «Как организовать чтение дома» с показом видеофильма или презентации.
- Немаловажное значение имеет наглядная агитация: папки-раскладушки «Семья и книга», «Ребенок и художественное слово»; фотогазеты «Моя любимая сказка»; фотовыставки «Мы любим читать»; памятки для родителей «Что читать дома», «Как выучить стихотворение»; буклеты «Прочтите детям», «Жанры художественной литературы», «Фольклор в жизни ребенка»; выставка детской литературы с аннотацией книг.
Слайд 16
Новизна моего опыта заключается в составлении картотеки дидактических литературных игр для детей 2 младшей группы. В данную картотеку собраны игры по разным литературным жанрам. Каждая игра имеет название, цель, наличие необходимого оборудования и ход игры.
Слайд 17Результаты профессиональной деятельности
Создание необходимых психолого – педагогических условий в группе: организованная развивающая среда, соблюдение методических рекомендаций при организации всех форм работы по ознакомлению с художественной литературой, взаимодействие с родителями, индивидуальный подход к каждому ребенку помогли добиться следующих результатов:
дети
- С интересом слушают литературные произведения различных жанров
- Следят за развитием действий в произведениях литературы, сопереживает персонажам этих произведений;
- Делятся своими впечатлениями о произведениях литературы со взрослыми и сверстниками
- Принимают активное участие в инсценировании народных сказок
- Разыгрывают литературные произведения в театрах различных видов
- С удовольствием заучивают и читают стихи
- Приобретённый опыт трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности
- Повышение активности родителей в вопросе формирования у детей интереса к художественной литературе.
Слайд 18
Транслируемость практических достижений
Данный опыт работы транслировался на
- педагогическом совете ДОУ № 13 от . выступление на тему «Формирование интереса к художественной литературе у детей 2 младшей группы в процессе ознакомления со сказкой» Слайд 19
Используемая литература
Список использованных источников
1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с №23 г.Павлово
2. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий [Текст] / О.С.Ушакова, Н. В Гавриш. – М.: ТЦ Сфера, 1998. – 224с. − (Серия «Вместе с детьми»)
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий [ Текст ] / В. В. Гербова. − М.: Мозаика-синтез, 2007. – 96с.
- Хрестоматия для маленьких [Текст] / сост. Л. Н. Елисеева. − М.: Просвещение, 1972. – 412с.
- Бородич А. М. Методика развития речи. Учебное пособие [Текст] / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
- Гурович Л. М. Ребенок и книга. Учебное пособие [Текст] / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; под ред. В.И. Логиновой. − М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
- Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7. − С. 6–10.
- Детский сад. ру [Электронный ресурс]: [сайт]. − Электрон. дан. и прогр. − [М. : б. и.], 2009 − . − Режим доступа: http: //www/ kindergarden. ru, свободный. – Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-998003-1518257106.jpg)
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.
Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-1211776-1580141780.jpg)
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой для детей второй младшей группы Нестерова Н.А. МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного. Книга вводит ребёнка в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/22/picture-472072-1587572283.jpg)
Формирование интереса к художественной литературе у детей в средней группе.
Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-1211776-1580141780.jpg)
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей второй младшей группы Нестерова Н.А. МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2020год
Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравст...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1429078-1666712659.jpg)
Интегрированное занятие (развитие речи, чтение художественной литературы – аппликация) во второй младшей группе Тема «Курочка – Рябушечка»
- продолжаем знакомство детей с русскими народными потешками;- учить детей рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено;- отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, к...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-1365154-1637320196.jpg)
Перспективное планирование по чтению художественной литературы для детей второй младшей группы
Перспективный план по чтению художественной литературы для детей второй младшей группы в режимные моменты...