Формирование интереса к художественной литературе у детей в средней группе.
консультация по художественной литературе (средняя группа)
Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование интереса к художественной литературе у детей в средней группе.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- Привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведении, их полной или частичной драматизации, выражению смыслах художественного текста во внешних действиях
- С помощью высокохудожественных иллюстраций учить следить за развитием действия, понимать и воспроизводить текст, представлять ребенку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития воображения
- Развивать умение слушать и воспринимать художественную речь
- Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность
- Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, развивать эмоциональную отзывчивость
- Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитании бережного отношения к книге в группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, альбомы, журналы. Уголок должен быть хорошо освещен в дневное и вечернее время, уютным, привлекательным. Украшением могут быть бюст или портрет какого либо писателя. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно- образовательной работой в группе. В уголке можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
В средней группе дети уже проявляют большой интерес к книгам: подолгу рассматривают, обмениваются мнениями по содержанию. Поэтому в книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, стихи и т.п. Предлагаем детям рассматривать одну сказку, но иллюстрированную разными художниками. В этом возрасте начинаем знакомить с элементами биографии автора. Помещаем их портреты. При анализе текста главный вопрос «почему?». Так 4-5 лет возраст почемучек, мы включили в свою работу и знакомство с научно-познавательной литературой. Используем игры «Литературные загадки», «Придумай сказку», Используем инсценировки стихов, сказок, рисуем картинки к произведениям, мастерим книжки-малышки. В работе начинаем обращать внимание на понятия: сравнение, рифма, сказка, ритм. По сколько дети этого возраста активно начинают сочинять, мы проводим игры «Допиши сказку», «Придумай концовку», «Сказки в картинках» и т.п.
В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
Особое внимание в развитии речи детей уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.
В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой:
- дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
- в речи активизируются имена прилагательные и глаголы;
- обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики;
- улучшается звуковая культура речи;
Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.
Перед занятием подготавливаю весь наглядный материал, который предполагаю использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям идр.
Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости я создаю на глазах у детей, бережно обращаюсь с книгой, с уважением произношу имя автора, несколькими вводными словами возбуждаю интерес малышей к тому, о чем собираюсь читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую я показываю детям перед началом чтения, тоже является причиной их повышенного внимания. Таким образом решается непосредственно одна из поставленных мною задач как привитие уважения к книге, создания блогагоприятной атмосферы.
В работе с детьми я старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения : « я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди» или «прочитаю рассказ Е.Чарушина «Томка »», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения например, храбрец, решительный, мужественный, отважный). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.
После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь. В средней группе мы учим детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Так, после чтения сказки «Зимовье зверей» я задавала следующие вопросы: «Какие в этой сказке звери: сердитые, злые, добрые, гостеприимные?». Такие вопросы приучают детей самостоятельно находить нужные характеристики персонажам. Большинство наших детей умеют находить для характеристики персонажи четыре - пять определений, умеют заканчивать начатую педагогом фразу, замечают новые, незнакомые слова в произведениях.
После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В среднем дошкольном возрасте детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. В результате этого дети активно размышляют, высказывают свое отношение к персонажам, правильно оценивают их поступки, характеризуют нравственные качества, такая беседа +дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
При чтении стихотворений, я старалась выделять ритмичность, таким образом подчёркивая образные выражения, а также развивать у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя за мной текст, дети в начале подражали моей выразительности, потом начинали проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроение.
Решая задачи звуковой культуры речи я обращала внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, добивалась, чтобы дети проговаривали полные фразы и предложения, затем перенося эти навыки в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.
Например, после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка?, Какой он ?» (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.
Иногда перед чтением обращаюсь к опыту детей: напоминаю им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Дети, помните, как мы на участке видели снегиря? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил снегиря е и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Владик ты любишь свою маленькую сестренку?.. А ты, Максим?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но... его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю»). Малыши требуют руководства в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.
Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой. Для формирования грамматически правильной речи использую игровые упражнения как
- «Почтальон»
- «Скажи что-нибудь о картинке»
Например «Почтальон»
Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Используя такие картинки как: высоко летит самолет, кошка пьёт молоко и т.д.
! Следить, что бы дети говорили фразы четко и ясно. Для развития словотворчества у детей использую такие игры как
- «Ручка-ножка»
- «Договорим слово»
3«Подбери похожее слово»
Например : «Ручка-ножка»
Цель : познакомить с разными значениями «ручка» , «ножка».
Отгадай загадку : «Одной ручкой всех встречает, другой всех провожает, всем, кто придет ручку подает» (дверная ручка).
- У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.
-Закончите предложение: «Ручка нужна, чтобы …….»
- А как предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.
Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые способности будут развиваться успешнее.
Уже сейчас можно отметить, что у детей появился повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушают произведение, задают вопросы по содержанию литературных произведений. Появляется желание придумать новую сказку, обмениваются впечатлениями. Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.
Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-998003-1518257106.jpg)
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.
Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-150602-1585109529.jpg)
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста...
Педагогический проект «Формирование интереса к художественной литературе у детей в условиях ДОУ»
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.К сожален...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/25/picture-1324548-1616665605.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ИСПОЛЬЗУЯ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
опыт работы по приобщению детей младшей группы к художественной литературе используя разные методы чтения произведений...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-1322574-1615979052.jpg)
Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»
Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-1046983-1705324429.jpg)
Конспект занятия в средней группе по формированию интереса к художественной литературе
Беседа с детьми по русской народной сказке "Лиса и волк"....