Формирование интереса к художественной литературе у детей в средней группе.
консультация по художественной литературе (средняя группа)

Залялова Рузалия Равильевна

Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование интереса к художественной литературе у детей в средней группе.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • Привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведении, их полной или частичной драматизации, выражению смыслах художественного текста во внешних действиях
  • С помощью высокохудожественных иллюстраций учить следить за развитием действия, понимать и воспроизводить текст, представлять ребенку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития воображения
  • Развивать умение слушать и воспринимать художественную речь
  • Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность
  • Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, развивать эмоциональную отзывчивость
  • Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитании бережного отношения к книге в группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, альбомы, журналы. Уголок должен быть хорошо освещен в дневное и вечернее время, уютным, привлекательным. Украшением могут быть бюст или портрет какого либо писателя. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно- образовательной работой в группе. В уголке можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

В средней группе дети уже проявляют большой интерес к книгам: подолгу рассматривают, обмениваются мнениями по содержанию. Поэтому в книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, стихи и т.п. Предлагаем детям рассматривать одну сказку, но иллюстрированную разными художниками. В этом возрасте начинаем знакомить с элементами биографии автора. Помещаем их  портреты. При анализе текста главный вопрос «почему?». Так 4-5 лет возраст почемучек, мы включили в свою работу и знакомство с научно-познавательной литературой. Используем игры «Литературные загадки», «Придумай сказку», Используем инсценировки стихов, сказок, рисуем картинки к произведениям, мастерим книжки-малышки. В работе начинаем обращать внимание на понятия: сравнение, рифма, сказка, ритм. По сколько дети этого возраста активно начинают сочинять, мы проводим игры «Допиши сказку», «Придумай концовку», «Сказки в картинках» и т.п.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. 

Особое внимание в развитии речи детей уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой:

  • дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
  • в речи активизируются имена прилагательные и глаголы;
  • обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики;
  • улучшается звуковая культура речи;

Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед занятием подготавливаю весь наглядный материал, который предполагаю использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям идр.
Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости я создаю на глазах у детей, бережно обращаюсь с книгой, с уважением произношу имя автора, несколькими вводными словами возбуждаю интерес малышей к тому, о чем собираюсь читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую я показываю детям перед началом чтения, тоже является причиной их повышенного внимания. Таким образом решается непосредственно одна из поставленных мною задач как привитие уважения к книге, создания блогагоприятной атмосферы.

В работе с детьми я старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения : « я расскажу вам русскую народную сказку  «Гуси – лебеди»  или «прочитаю рассказ Е.Чарушина «Томка »», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения например, храбрец, решительный, мужественный, отважный). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.

После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь. В средней группе мы учим детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Так, после чтения сказки «Зимовье зверей» я задавала следующие вопросы: «Какие в этой сказке звери: сердитые, злые, добрые, гостеприимные?». Такие вопросы приучают детей самостоятельно находить нужные характеристики персонажам. Большинство наших детей умеют находить для характеристики персонажи четыре - пять определений, умеют заканчивать начатую педагогом фразу, замечают новые, незнакомые слова в произведениях.

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. 

В среднем дошкольном возрасте детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. В результате этого дети активно размышляют, высказывают свое отношение к персонажам, правильно оценивают их поступки, характеризуют нравственные качества, такая беседа +дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

При чтении стихотворений, я старалась выделять ритмичность, таким образом подчёркивая образные выражения, а также развивать у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя за мной текст, дети в начале подражали моей выразительности, потом начинали проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроение.

Решая задачи звуковой культуры речи я   обращала внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, добивалась, чтобы дети проговаривали полные фразы и предложения, затем перенося эти навыки в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается  подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

Например, после чтения стихотворения С.Маршака  «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка?, Какой он ?»  (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.

Иногда перед чтением обращаюсь к опыту детей: напоминаю им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Дети, помните, как мы на участке видели снегиря? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил снегиря е и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Владик ты любишь свою маленькую сестренку?.. А ты, Максим?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но... его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю»). Малыши требуют руководства в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.

Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой. Для формирования грамматически правильной речи использую игровые упражнения как 

  1. «Почтальон»
  2. «Скажи что-нибудь о картинке»

 Например «Почтальон»

 

Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Используя такие картинки как: высоко летит самолет, кошка пьёт молоко и т.д.

! Следить, что бы дети говорили фразы четко и ясно. Для развития словотворчества у детей использую такие игры как

  1. «Ручка-ножка»
  2. «Договорим слово»

3«Подбери похожее слово»

Например : «Ручка-ножка»

Цель : познакомить с разными значениями «ручка» , «ножка».

 Отгадай загадку : «Одной ручкой всех встречает, другой всех провожает, всем, кто придет ручку подает» (дверная ручка).

 - У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

-Закончите предложение: «Ручка нужна, чтобы …….»

-  А как предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

         Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые способности будут развиваться успешнее.

Уже сейчас можно отметить, что у детей появился повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушают произведение, задают вопросы по содержанию литературных произведений. Появляется желание придумать новую сказку, обмениваются впечатлениями. Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.

Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста...

Педагогический проект «Формирование интереса к художественной литературе у детей в условиях ДОУ»

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.К сожален...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ИСПОЛЬЗУЯ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

опыт работы по приобщению детей младшей группы к художественной литературе используя разные методы чтения произведений...

Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...