«План воспитателя по самообразованию 2019 год»
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Султалиева Луиза Абдулнуровна

План воспитателя по самообразованию

Тема: «Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019_god.docx50.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Буратино»

План воспитателя по самообразованию

Тема: «Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности».

        Воспитатель:

Султалиева Луиза Абдулнуровна

        

        Начало изучения темы: сентябрь 2019.

Окончание изучения темы:

апрель 2020.

«Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности».

Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие  творческих  способностей, психологическое раскрепощение детей  посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

 2. Воспитание коллективизма:

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Актуальность:

« Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

 В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару  десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся,  в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.  Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы  на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания. 

   Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.    

 Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей. Например, сказки: «Теремок»,  «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.  Такие сказки как   «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А  такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль»,  «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д.   Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается  («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»),  мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»),  забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).  

   Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Этапы реализации:

1.Подготовительный (сбор необходимой информации по теме).

2.Организационно-диагностический.

3.Результативный.

Методы и формы работы:

-метод обследования, наглядности(рассматривание альбомов, иллюстраций, просмотр

презентации по теме).

-словесный (беседа с детьми, консультация для родителей).

-практический (инсценировка сказки).

-эвристический (развитие находчивости и активности).

-сотворчество(взаимодействие педагога и ребенка, педагога и родителей в едином творческом процессе).

Предполагаемые итоги реализации:

1.Развитие эмоциональной отзывчивости, коллективизма и желания участвовать в праздниках и досугах посредством театральной деятельности.

2.Обогащение знаний и представлений о значении  театра и о  театре у детей и  их родителей.

3.Повышение уровня мотивации у детей к театральной деятельности.

4.Собстввенная разработка сценария для постановки театрального представления в своей группе.

5.Коллективная разработка(совместно с детьми и родителями)театра би ба бо с целью обогащения пространственно-развивающей среды для детей.

6.Обогащение и распространение опыта.

Основные вопросы, намеченные для изучения

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.Изучить особенности влияния театральной деятельности как средства  на духовно-нравственное воспитание  у детей дошкольного возраста.

3.Исследовать эффективность применения  театральной деятельности в формировании и пополнении знаний и представлений об окружающем мире  и развитии эмоционально –отзывчивой личности .

4.Организовать театральную постановку  с детьми своей группы.

5.Консультации для родителей.

Перспективный план по теме самообразования на 2019-2020 уч. год.

Период

Направления работы

Способы достижения

Сентябрь

Работа над темами:

-знакомство с театром;

-кто работает в театре;

-правила поведения в театре;

-с/р игра «Театр».

Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник».

Изготовление папки – передвижки.

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Октябрь

Артикуляционная гимнастика;

упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Артикуляционная гимнастика;

игра «Перебежки»;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами.

Развитие мимики;

раскрепощение через игровую деятельность;

Развивитие силы голоса;

работа над активизацией мышц губ.

Ноябрь

Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры.

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром театром (инсценировка сказки «Рукавичка»). развитие сценической раскрепощённости;

развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

Развитие воображения;

обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

 Декабрь

Артикуляционная гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

игра «Чудесные превращения»

Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказки «Заюшкина избушка», Освоение навыков владения театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Волк и лиса»).

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Развитие слуха и чувства ритма у детей

Январь

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры;

изготовление кукол  для театра;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Заря»;

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности (инсценировка сказки «Под грибком» по сказке  В.Сутеева) открытое занятие для родителей

Развитие возможности ощутить себя «творцами» кукол.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том как это делалось)

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

Февраль

Сочиняем сказку сами;

артикуляционная гимнастика;

игра «Птицелов»;

пальчиковые игры;

игра «Считай до пяти»;

Освоение навыков владения театром масок (инсценировка сказки

«Волк и  семеро козлят»). Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка».

Март

Артикуляционная гимнастика;

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Подготовка

к инсценировке сказки «Теремок» для младших групп ДОУ.

Апрель

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;

раскрытие творческих способностей детей.

Показ спектакля  «Теремок» для младших групп ДОУ.

Увидеть своими глазами, что такое театр, как он устроен и как работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

Литература:

Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

 Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г

Мигунова Е.В. М 57       Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..

О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.

Консультация для родителей.

Театр - наш друг и помощник в воспитании и образовании детей.

Каждый ребенок талантлив изначально, а театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

  Выдающийся советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче  и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

         Театрализованная сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать вместе с героями. В результате возникшего переживания у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.

Память.

        Попадая в мир театра и, становясь его непосредственным участником, ребенок начинает активно развивать свою память. В театре ребенком движут азарт, вдохновение, творческий подъем, а также сознание того, что труд является частицей общего дела всех участников будущего спектакля, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания.

        Ребенок легко запоминает несложные фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Разучивание с детьми сложных, объемных текстов персонажей, особенно стихотворных, лучше поручать родителям.

        Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в театре у детей бывает связано с использованием музыки в спектакле: пение героями песен, исполнение танцев или это просто пантомимические выходы персонажей.

Например, предлагаем ребенку выйти на вступление к песне с характерными движениями героя, которого изображает маленький артист. В этом случае необходимо запомнить мелодию вступления и те движения, которые нужно выполнить, даже если эти движения ранее были придуманы самим артистом.

        Маленький кукловод слушает и запоминает музыку, под которую должен появиться на ширме Волк, в сказке «Волк и семеро козлят», - и в нужный момент Волк, оглядываясь по сторонам, подкрадывается к избушке.

        Ребенок запоминает очередность своего выступления и без музыки – по окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий.

Фантазия.

Слова, сказанные К. С. Станиславским о творчестве в театре, можно отнести и к детскому театру, так как в них заключена суть основы и успеха любого театра: «…Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца протекает при участии воображения».

Воображение это способность представить воображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных чувств и фантазии. Особое содержание театрального творчества способствует раздвижению рамок собственных представлений о жизни.

При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении ребенка возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит воображаемое в действии, в чем и заключается преимущество театрального искусства.

Помочь ребенку разбудить воображение можно, обсуждая эпоху, когда предположительно развивается действие, время года, характеры и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.

Фантазия начинает активно работать, если ребенку предстоит разобрать и решить задачу «очеловечивания» образов зверей, цветов, солнца, ветра, и даже дождя.

Сообразительность и находчивость.

        В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.

        Такие моменты возникают нечасто и только в том случае, если взрослые и дети на равных принимают участие в игре, называемой театром. Ребенок чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что его здесь обязательно выслушают и примут предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства.

        Дети часто удивляют нас своей находчивостью. Решения принимают быстро и с такой легкостью, что многие бьющиеся над извечным вопросом «Что делать?», могли бы им только позавидовать.

Расширение кругозора.

                Маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство: «Почему летом – дождь, а зимой – снег, а не наоборот?», «Где живут шмели?» и «Почему ночью темно?».

        Наша задача – направить интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства и интереса, дающие ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Под влиянием интереса и других положительных эмоций все увиденное и услышанное в театре будет устраиваться с легкостью, и запоминаться надолго.         Изобразительное искусство – обязательный спутник детского театра. Декорации и атрибуты к спектаклям, детали костюмов и сами костюмы героев, различного вида куклы для кукольного театра – все это, несомненно, имеет прямое отношение к изобразительному творчеству. Однако весь этот труд обычно ложится на плечи взрослых, а дети – дошкольники остаются в роли активных созерцателей и, конечно, посильных помощников. Чем они могут помочь взрослым в этих интересных делах, а заодно расширить свой кругозор?        Значительно расширяет кругозор детей в областях изобразительного искусства и народного творчества спектакль «Волшебство красок». Подготовительный процесс и сам спектакль дают представления о множестве интересных вещей: что такое Гжель и Хохлома, почему картины называются пейзаж, натюрморт или портрет, какие бывают краски, и для чего каждая может быть использована, и т. д.

        Через театр можно рассказать детям о физических и природных явлениях: о таянии льда, о морозе, о временах года. Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю: старинные народные костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает малышей в старину, переносит в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки». Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику.

Задачами театрального воспитания детей являются:

  • гармоническое  развитие  природных способностей  детей  средствами всех искусств;
  • приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы;
  • обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-23г.

Индивидуальный план работы в межаттестационный период 2019-2023 гг...

План воспитателя по самообразованию 2019-2020 уч. год

Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.Цель:Изучить особенности формирования первичных экономических пр...

Индивидуальный план работы по самообразованию. 2019- 2023 гг.

Индивидуальный план работы по самообразованию.2019- 2023 гг....

План работы по самообразованию. 2019-2021 год

laquo;Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию 2019-2020гг.

План работы по самообразованию 2019-2020гг....

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019 - 2020 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию....

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-2020 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-2020 г....