Методика приобщения к чтению ребёнка-дошкольника.
учебно-методический материал по художественной литературе

Ченцова Елена Владимировна

Выросло поколение «экранных детей», не любящих книгу, не имеющих интереса к чтению, иногда не понимающих смысла написанного. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Отдел образования и спорта администрации Дзержинского района

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» комбинированного вида

г. Кондрово

Приложение 12

Методика приобщения к чтению ребёнка-дошкольника. Введение

Воспитатель

первой квалификационной категории

Е.В. Ченцова

2020 год

Рубеж XX – XXI вв. ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе.

Выросло поколение «экранных детей», не любящих книгу, не имеющих интереса к чтению, иногда не понимающих смысла написанного. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Она давно уже не воспринимается как учебник жизни, как кладезь мудрости, как источник эстетического наслаждения. Потеряна та роль, которая отводилась книге веками. Взрослое сообщество не оставляет эту проблему без внимания. В таких странах, как США, Франция, созданы национальные программы по чтению. В начале нового века в России прошли крупные форумы по детскому чтению: Конгресс в поддержку чтения (7 сентября 2001 г.) и Всероссийское совещание «Регионы России: читающие дети – читающая нация» (23 мая 2002 г.), где было заявлено о том, что «чтение необходимо поставить в первый ряд приоритетнейших государственных задач», так как потеря культуры чтения, снижение интереса к чтению и обдумыванию прочитанного не способствует развитию интеллектуального и духовного потенциала нации. Только от читающих граждан государство может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре.

В настоящее время проблему чтения необходимо осознавать как

общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации. Нужна особая философия чтения, где сам процесс чтения, процесс общения с книгой признаётся определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека. Осознавая проблемы чтения, общество должно понять: читатель начинается в дошкольном детстве. В связи с этим необходима новая методика работы с книгой в дошкольном учреждении и новый курс в системе подготовки воспитателей как в колледже, так и в вузе. О необходимости пересмотра и углубления ранее разработанных вопросов методики ознакомления дошкольников с художественной литературой было аргументированно заявлено ещё в 1976 г. Это заявление нашло поддержку позже. До сих вопросы ознакомления ребёнка с художественным произведением частично ставились в курсе методики развития речи детей, науки и дисциплины, призванной решать иные задачи и по своему содержанию далёкой от курса «Детская литература», составной частью которого является анализ художественных произведений. Процесс ознакомления ребёнка с художественным текстом не предполагает серьёзной и глубокой связи с историей и теорией детской литературы. Ознакомление – это получение сведений о чём-либо. Сегодня же нужна грамотная, систематическая работа с ребёнком, основанная на научных принципах формирования круга детского чтения, иных критериях отбора книг для детского чтения, ином отношении к самой детской литературе. Сегодня требуется профессиональное знание процесса её развития, её эстетики и поэтики.

Снижение статуса детской литературы, превращение её из искусства слова

в набор примеров для воспитания и развития ребёнка обесценили и художественный текст, и книгу в глазах маленького слушателя, не способствовали развитию интереса к процессу чтения и постижения смысла читаемого. В последние десятилетия XX в. детская литература коренным образом изменилась. В ней появилось много новых авторских имён, возвратилось то, что по какой-то причине долгое время не читалось, многие произведения прошли проверку временем. Иной стала тематика, расширилась жанровая система. Активно развивается книгоиздание для детей, разрабатываются новые типы детских книг и текстов. Другим стал ребёнок, изменилось его восприятие книги. Мир современного малыша определяется аудиовизуальной культурой. Другими стали и взрослые, которые находятся рядом с дошкольником: родители и воспитатели. Формирование талантливого читателя сегодня не является приоритетом для взрослых. Кризис чтения, низкий уровень литературного образования взрослых, с одной стороны, значение чтения в интеллектуальном и нравственном развитии человека, изменившееся содержание чтения, с другой, делают методику приобщения ребёнка к чтению общественное необходимой. Она должна обобщить опыт практической работы и научных исследований, ведущихся длительное время, и дать ответы на острые вопросы современности, а также убедить общество в том, что читатель начинается в раннем детстве.

Методика приобщения детей к чтению является интегрированной

наукой, тесно связанной с детским фольклором и литературой в широкой трактовке этого понятия (произведения, написанные специально для детей; произведения, перешедшие в круг детского чтения; произведения, созданные самими детьми), с теорией литературы (понятия, методология анализа художественного текста), с критикой детской литературы (роль и значение отдельных авторов, отдельных произведений, течений и направлений в литературном процессе), с методикой преподавания литературы в школе (понятия, единая задача воспитания грамотного читателя), с эстетикой как наукой об общих закономерностях художественного освоения мира. Крепка её связь с библиотековедением (формы и методы работы с читателем; приёмы работы с книгой; библиопсихология и библиотерапия), с социологией (отношение к чтению в разные исторические периоды, ценностные ориентации читателей, книгоиздателей). Ведущей в её развитии является связь с педагогикой (формы и методы работы с детьми), с психологией (возрастные особенности детей, процессы восприятия, воображения, внимания, памяти), с методикой развития речи (учёт опыта практической работы, опыта научных исследований по ознакомлению детей с художественной литературой), с педагогической антропологией (знание природы детства), с культурологией (знание субкультуры детства). Но при этом определяющую роль должна играть детская литература как искусство слова, имеющее свою специфику. Интегрированный характер методики приобщения к чтению ребёнка-дошкольника свидетельствует о том мощном фундаменте, на котором строится эта наука, а также о необходимости собрать воедино всё, что касается воспитания читателя в дошкольнике.

Предметом исследования данной науки является процесс приобщения

к чтению детей дошкольного возраста, ранее не выделявшийся. До сих пор в методике литературы принимался во внимание начальный, средний и старший школьный возраст.

Задачи методики приобщения к чтению как науки:

  • выделить дошкольное детство как особый сензитивный период в воспитании читателя;
  • сформировать систему понятий;
  • представить систему форм и методов работы воспитателя дошкольных учреждений по приобщению ребёнка к книге, к процессу чтения и понимания текста;
  • совершенствовать процесс подготовки грамотного читателя в будущем педагоге.

Место курса методики приобщения ребёнка-дошкольника к чтению.

В учебном плане факультетов дошкольного воспитания педагогических вузов такой курс отсутствует. Но в Стандарте образования в разделе «Детская литература» отдельной рубрикой выделена методика анализа произведений детской литературы. Мизерное количество часов, выделяемых на учебный курс «Детская литература», включающий в себя такие разделы, как «Фольклор», «Детская литература XVI – XXI веков», «Детское чтение», «Детская зарубежная литература», а также отсутствие у студентов знаний о восприятии дошкольником литературного произведения, о формах и методах работы с детьми по литературе, о принципах формирования круга детского чтения делают невозможным глубокое и научно достоверное преподнесение преподавателем и усвоение студентами вопросов методики анализа художественного текста. Это ещё раз подчёркивает необходимость курса методики приобщения ребёнка к чтению как отдельного или расширенного специального курса, который изучается студентами после освоения предмета «Детская литература».

Методы научного исследования:

1) литературоведческие: анализ художественного текста с учётом специфики детской литературы;

2) педагогические: беседа, наблюдение, эксперимент, упражнение, опрос;

3) психологические: учёт индивидуальных особенностей ребёнка; методы лонгэтюдиального исследования (качественные изменения в ребёнке в процессе приобщения к чтению); проективные методы (изучение продуктов читательской деятельности).

Категориальный аппарат:

1. Приобщение к чтению – процесс формирования устойчивого интереса к книге, к чтению; выработка умения постигать смысл и форму художественного произведения.

2. Чтение – творческое воссоздание написанного, общение с автором через систему художественных средств (И. Тихомирова).

3. Интерес – влечение к произведению, возбуждаемое чем-либо значимым для читателя, побудительная сила восприятия (И. Тихомирова).

4. Восприятие художественного произведения – глубинное постижение смысла читаемого и воздействие его на читателя. И. Тихомирова определяет восприятие как отражение читаемого в сознании читателя.

5. Воображение – мысленное воссоздание образов (зрительных, слуховых, осязательных), запечатлённых в произведении (И. Тихомирова).

6. Грамотный читатель – читатель, воспринимающий произведение в единстве содержания и формы, испытывающий удовольствие от процесса чтения и постижения смысла читаемого, свободно ориентирующийся в мире книг.

7. Престиж чтения – преимущественное положение чтения перед другими видами деятельности человека.

8. Круг чтения – все произведения, читаемые отдельным человеком.

9. Проникновение в смысл читаемого – углубление, разгадка того, что скрыто в системе художественных образов (И. Тихомирова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы

Данная статья систематизирует и углубляет знания педагогов по теме: "Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы"...

Описание презентации "Формы приобщения детей по приобщению к чтению и сотрудничество с родителями.

Данный материал поможет в создании своей презентации, поможет ярче изложить эту тему....

7 золотых правил обучения чтению ребёнка - дошкольника.

В помощь родителям "7  золотых правил обучения чтению ребёнка - дошкольника."...

Научно-практическая конференция «Книга в жизни ребёнка-дошкольника» Доклад «Развитие воображения и креативных способностей дошкольников посредством чтения и ознакомления детей с художественной литературой»

В  «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», отмечено, что “Развивающемуся обществу нужны современно образованные  люди, которы...

Консультация для воспитателей «Роль педагога в воспитании культуры чтения у ребёнка дошкольника»

laquo;Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге,Если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –В годы отрочества душа подростка будет пустой.На свет божий выползает, ка...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...

Буклет "Методика приобщения к чтению ребёнка дошкольника"

Проблемы детского чтения в настоящее время являются составной частью комплексной, обширной проблематики детства....