Интегрированное занятие "Ветка рябины"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Ильина Татьяна Андреевна

развитие у детей эстетического восприятия окружающей действительности, любви к родному краю, природе родного края 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vetka_ryabiny.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Совместной образовательной деятельности.

«Ветка рябины»

в  старшей группе№7

 Проведено воспитателем ГБДОУ детский сад №91 Выборгского района Санкт- Петербурга.  Ильиной Т.А.

                                                       

Тема: «Ветка рябины».

Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественно-творческая, восприятие художественной литературы.

Цель: Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного города, беречь и охранять их.
Воспитывать интерес к русским народным художественным промыслам, любовь к родному Псковскому краю. Гордость и уважение к творческим людям города Опочки.

Образовательные задачи

- Расширять и закреплять знания о рябине, развивать познавательные интересы детей, познакомить  с работами народным умельцев, художников города Опочки.

-  Развивать связную речь, логическое мышление.

-Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

- Развивать у детей эстетическое восприятие окружающей действительности, составлять композицию  на силуэтах вылепленной  посуды, используя элементы Псковской  росписи- рябину, ее колорит, растительно-травный орнамент , совершенствовать умение рисовать концом кисти  завитки,  методом тычка рисовать ягоды, использовать кисть обратной стороной

  Материалы

  • Фотографии с изображением рябины
  • Открытки с изображением  рябины трех цветов (черного, красного, желтого) по количеству детей в подгруппах
  • Материал для квиллинга
  • Материал для шерстеваляния
  • Предметы художественных промыслов: Дымковские игрушки,  Псковская, Гжельская, Хохломская посуда, образцы Псковской росписи; вылепленные из соленого теста  силуэты посуды, гуашь, кисти № 1, 2, тычки, палитры, салфетки, баночки с водой.
  • Музыкальное сопровождение ( аудиозапись русских народных мелодий)

Предварительная работа: чтение художественной литературы,

заучивание пословиц, поговорок, стихов о рябине, отгадывание загадок, экскурсия в краеведческий музей, знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по видам росписей, рассматривание образцов декоративного рисования.

ХОД

Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Оно украшает улицы нашего города.

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

 Что за дерево? (Ответы детей). Правильно, это рябина.  ( показ иллюстрации)

1. Росла  на свете рябина

2. Весной она ,как всегда  проснулась,  выпустила  листочки и украсила веточки белыми бутонами .

3. Бутончики распустились, став красивыми цветами. И рябина приготовилась, став красивыми цветами, и рябина приготовилась встречать первых гостей – насекомых.

4. Прилетел к ней жук-бронзовка угощаться нежными лепестками.

5. Пчела собирала сладкий нектар для меда.

6. Дни шли за днями. Наступило лето, цветы облетели и на их месте появились ягоды.

Сначала они были совсем зеленые.

7. Потом пожелтели.

8. И, наконец, осенью, стали ярко-красными.

9. Ягод на рябине было много-много и вот уже в гости к ней начала  прилетать птицы.

( Дети садятся)

Люди считают рябину красавицей, можете объяснить,  почему ?

Что, по-вашему, красиво в этом дереве? ( ответ детей)

- Только ли для красоты в нашем городе люди посадили рябину?

( педагог обобщает ответы детей)

- Со всеми рябина дружит.  Деревце это доброе. Птиц всю зиму кормит. Да и звери в лесу мимо не проходят. Дарами его угощаются даже волки и лисы. Им ведь тоже витамины нужны. У деревца этого не листья с ягодками, а витаминные клады. Лось с медведем , бывает, так и лакомятся: на первое-ягодки, на второе - веточки с листочками.  По щедрости своей это удивительное  дерево. Ягоды у него волшебные: не гниют, не сохнут, не мерзнут, наоборот, от мороза только слаще делаются.

Ягоды- не сладость

Зато глазу радость.

И садам украшенье,

И друзьям угощенье.

( Подходим  фотовыставке)

-Я прошу вас обратить внимание на  фотовыставку. В нашем городе много рябины. Осенью улицы, дворы и скверы наряжаются в рябиновые бусы. Растет рябина и в нашем саду.

- Кто нашу рябину на фотографии? ( педагог обращает внимание на фото)

Воспитатель

Наша милая сторонка

Словно в сказке золотой

И рябина, как девчонка,

Все любуется собой.

Дремлет русская березка,

Потемнел ее наряд.

«Белоствольная красотка» -

Про березку говорят.

-Живут в нашем городе замечательные люди. Много среди них талантливых, творческих и увлеченных людей. С творчеством некоторых из них мы с вами познакомимся, если посетите нашу выставку под названием «Ветка рябины». -А также , дети, гости, для вас откроют свои двери  творческие мастерские , где вы сами можете проявить себя в художественном творчестве и узнать много нового и интересного.

 - А сейчас я прошу вас, дети, выбрать те открытки с изображением ветки рябины, которая вам понравилась.

  -Дети, у которых на открытке рябина с черными ягодами ( черноплодная рябина) идут в изостудию, если у вас желтые ягоды – будете заниматься шерстевалянием  . Ребят, которые выбрали красную рябину, остаются  на кружке  квиллинга .

Конспект НОД по объемной аппликации.

Тема. Ветка рябины.

Техника - квиллинг (бумагокручение).

Задачи.

Продолжать знакомство с техникой квиллинг, совершенствовать нетрадиционные способы скручивания бумаги.

Закреплять приемы создания композиции и приемы ее наклеивания.

Закреплять умение подбирать цвета для цветового решения композиции.

Развивать мелкую моторику рук.

Вызвать радость от результата.

Методические приемы.

1.Беседа

2.Рассматривание

3.Показ

4.Напоминание

5.Художественное слово

Материалы.

1.Цветной картон(формат1/2 альбомного листа на каждого ребенка)

2Полоски бумаги разного цвета для квиллинга.

3.Кисти клеевые по 1 шт.на каждого ребенка.

4.Клей ПВА.

5.Заготовки "капля" и"ролл".

6.Зубочистки для скручивания бумаги.

Предварительная работа.

1.Чтение литературных произведений о рябине.

2.Рассматривание иллюстраций к произведениям, рассматривание открыток и фотографий с изображением рябины.

3.Заучивание стихов о рябине.

4.Упражнение в технике бумагокручения.

Ход НОД  

Уважаемые гости, мы пришли в мастерскую квиллинга. Здесь вы можете  полюбоваться готовыми работами  и попробовать свои силы в  создании  композиции из бумажных лент.

Но сначала я  хотела бы напомнить всем ,что такое квиллинг. Квиллинг или бумагокручение-это простой и очень красивый вид рукоделия. Это искусство изготовления разнообразных композиций (как  плоских, так и  объемных) из тонких разноцветных бумажных лент, скрученных в спирали специальным образом.

Полоски накручиваются на что-то цилиндрическое, малого диаметра. Например, на шило, зубочистку, толстую иглу или специальный инструмент с разрезом на конце, чтобы бумага не прокручивалась.

Раньше в качестве инструмента для скручивания бумаги использовали гусиные перья. Это и дало название данному виду искусства. (Англ. слово "quilling" произошло от слова "quill" - птичье перо)

В наши дни бумагокручение - это  любимое занятие многих  детей и взрослых, а раньше квиллинг  был развлечением для богатых дам, у которых имелось много свободного времени.

С помощью квиллинга вы  можете своими руками сделать красивый подарок, например, открытку,шкатулку или просто украсить подарочную коробку.

А сегодня мы выполним композицию "Ветка рябины".

Я  прошу всех присесть.

Ребята, вы уже умеете делать простые элементы квиллинга - ролл и каплю. Кроме них, существует много других форм  (таблица).

Но нам понадобятся только два этих элемента.

У каждого из вас имеется лист черного картона с основой для ветки,поднос с листьями и ягодами рябины, которые вы сделали ранее и цветные бумажные полоски для создания ягод и листиков сегодня, а так же все необходимые материалы для выполнения работы.

Давайте подумаем, с чего нужно начать? ( Делаем ягоды и листья)

Каким способом будем пользоваться ? ( Способом бумагокручения) При изготовлении ягод мы оставим ролл плотно скрученным. А для создания листвы немного распущенную спиральку сплющим пальцами с одной стороны.  Когда  ягоды и листья будут готовы, ваши действия дальше? ( Надо разложить листики и ягоды на листе картона, создать композицию)

Верно. Не забывайте правильно,красиво подбирать цвета.

Выложив из элементов картину и убедившись, что все получилось,можно приклеить детали.

Мы все вспомнили ,

а теперь я прошу вас приступить к работе.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

-Очень интересные у нас получились веточки. Какая из работ понравилась тебе,Маша, и почему? А тебе, Максим? (Анализ работ проводится детьми )

Я тоже считаю, что все работы оригинальные и по-своему очень красивы.

Хотите узнать, чем занимались дети в других мастерских?(да) Тогда

давайте возьмем свои композиции и пройдем на выставку.

Ход НОД.

 -  Дорогие ребята и уважаемые гости! Мы с вами пришли в творческую мастерскую. Посмотрите, для вас приготовлена выставка изделий народных промыслов: это Дымковские  игрушки, хохломская посуда, голубая Гжель.  А вот это изделия Псковских мастеров - художников: чайницы и солонки, разделочные  доски а также керамическая посуда. Они очень нарядны и красивы. Каждая роспись имеет свое название в зависимости от той местности, где ее задумали . Сегодня мы с вами будем заниматься Псковской росписью. Основными элементами Псковской росписи являются растения, которые встречаются в нашем крае и нас постоянно окружают. Узоры составляют из  цветов и ягод шиповника, цветов ромашки, листьев, бутонов, ягод смородины, брусники,  клюквы,  рябины, а также птиц. (Показываю образцы элементов) Сегодня в творческую мастерскую пришли дети, у которых на приглашениях  нарисована рябина с темными плодами. Кто знает как она называется?  ( черноплодная). В Псковской росписи  тоже есть элемент рябины, и я предлагаю вам его освоить.  

- Ребята, назовите преобладающие   цвета этой росписи ( красный, зеленый, коричневый)

-Сегодня вы будете  расписывать посуду, я предлагаю вам самостоятельно выбрать то, что вы хотите: блюдца или чашки.

- С чего надо начинать?

 - Определить, какие цвета нам нужны.

( Зеленый, коричневый, белый)

-  Чтобы получить коричневый  цвет, соедините немного  красной гуаши  и синей, получите коричневую краску с фиолетовым оттенком.

- Концом кисти рисуем изящную веточку.

-Используя тычок, рисуем ягоды.

-Затем, перевернув кисточку другой стороной , и обмакнув ее в полученную коричневую краску   прорисовываем тоненькие веточки, к которым крепятся ягоды.

- Листики рисуем всем ворсом кисти , проводя удлиненные мазки один рядом с другим. Не забывайте, рука ходит легко, свободно, не опираясь на локоть ,  мазки один  на другой не   наносим, в росписи это важно! Только в конце, чтобы придать выразительность  рисунку используем белую краску для нанесения бликов. (Словесное объяснение сопровождается показом)

- Приступайте к работе. Сейчас вы почувствуете настоящими народными умельцами .

( Фоном звучит русская народная музыка)

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

 Помощь в индивидуальном порядке, указания.

Небольшой познавательный рассказ о рябине  ( по возможности)

- Те дети, которые расписывают  блюдечко, может по краю нарисовать еще один элемент Псковской росписи - травку. Тогда ваша работа приобретет законченный вид.

- Ну вот,   работы выполнены, я думаю, они займут достойное  место на выставке среди знаменитых мастеров нашего города.

Дети несут свои работы на выставку декоративно- искусства , организованную в детском саду .

Рябиновые бусы.

                                     Мастер- класс «Шерстеваляние»

Ребята, сегодня мы познакомимся  с позабытым народным ремеслом «шерстеваляние»

Что валяют из шерсти? (ответы детей) (демонстрация некоторых изделий)  

Шерсть можно смело назвать – родной русский материал. С учётом сурового климата нашего края без неё невозможно прожить. Она поможет при лютом морозе, лечит ревматизм, даже головную боль снимает, недомогание. С натуральной шерстью очень приятно работать – она тёплая, мягкая, живая (её получают постригая овец) ( детям даётся возможность тактильно  обследовать шерстяное волокно)

Сегодня мы будем валять отнюдь не «дурака», а рябиновые бусы. Конечно же, бусы можно сделать из настоящих ягод рябины, нанизав их по одной на нить, но такие бусы недолговечны. Шерстяные бусы отнюдь будут нас радовать не один   год при бережном отношении

Работа у нас с вами будет коллективная. Каждый скатает , хотя бы по две бусины  и тогда мы можем их соединить, получив длинное рябиновое ожерелье.

Есть два способа шерстеваляния – мокрое и сухое шерстеваляние.

Для мокрого  шерстеваляния нам понадобиться: непряденое шерстяное волокно, мыло, тёплая  и холодная вода.

Итак, приступим к работе.

Перед началом работы определитесь,  какую цветовую гамму шерстяного волокна вы выберете  ( красная, жёлтая,  оранжевая, бордовая)

1. Положим кусочек шерсти перед собой и скатаем в тугую шарообразную фигуру – боковые стороны заворачиваем в центр, а затем нижний край наверх.

2. Погрузим шерстяной шарик в тёплую мыльную воду. Подержим шарик пальцами, чтобы он не размотался. Шарик необходимо пропитать. Насквозь мыльным раствором, а затем лёгкими круговыми движениями формируем шар.

3. Затем,  слегка будем его поглаживать в различном направлении, придавая форму шара. (1-2 минуты)

4. Когда шарик станет тугим, начинаем катать его между ладонями, так как мы катаем шарик из пластилина. Сначала шарик будет мягким, но по мере валяния он приобретёт упругость.

5. Готовый шарик можно ополоснуть в прохладной воде, чтобы смыть мыло. Затем ещё немного покатать бусину между ладонями, если он при промывании потерял форму.

6. Готовую бусинку  нанизать на нить.

Просушите и готово.

В ходе деятельности педагог может рассказать легенду о рябине, познакомить со старинными русскими преданиями , приметами, предложить послушать русскую народную песню «Тонкая рябина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие по изодеятельности во второй младшей группе "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей"

Интегрированное занятие в младшей группе "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей ". Вид:интегрированное Образовательная область: художественное творчество Продолжительность: 15 мин. М...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим «Ой, рябина кудрявая»

Цель; Сформировать у детей представление о характерных особенностях образа рябины, как уникальному представителю родной природы на основе изобразительно-выразительных средств поэтического слова, музык...

Конспект интегрированного занятия «Гроздь рябины для куклы Марины» Средняя группа.

познакомить с рассказом Е. Лебеденко «Осенняя прогулка», закрепить знания о погодных явлениях, развивать внимание, память, образное мышление, учить отвечать на вопросы, развивать музыкальные способнос...

Интегрированное занятие во второй младшей группе "Ветка рябины"

Ход занятия:Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.  Давайте поздороваемся с ними.Дети: Здравствуйте!Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас  в осенний лес! Но путь туда далёк, и чтобы...

Интегрированное занятие в средней группе на тему:"Снегирь на веточке рябины"

Конспект НОДв средней группе Тема: «Снегирь на веточке рябины»Интеграция образовательных областей:  «Художественное творчество», «Познание».Задачи:Образовательные: Упражнять детей изображать...

Конспект интегрированной НОД "Рябина"

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Стайка снегирей на ветках рябины» для детей среднего дошкольного возраста

Задачи:1. Познакомить со снегирём, учить выделять его характерные особенности (внешний вид, повадки, корм).2. Воспитывать  у детей  желание оказывать помощь птицам в зимний период, подкармли...