Проект в подготовительной группе "Любимые стихи Агнии Барто"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Липкина Надежда Андреевна

Формирование у детей интереса и потребности в чтении произведений Агнии Барто.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Проект в подготовительной группе:

" Любимые стихи Агнии  Барто"

Автор проекта: Липкина Н.А.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта:   познавательно – ознакомительный

Вид проекта:  групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный(2 недели)

Участники проекта:  воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, дети подготовительной логопедической группы, родители

                

Сроки реализации проекта: 2 недели

Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", «Художественно-эстетическое развитие"

Актуальность проекта:

Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга  – это средство всестороннего развития ребёнка. Она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, родному языку, развивает и обогащает детское воображение. Мы смотрим в книгу, как в зеркало и находим в ней отражение того, что происходит с нами,  как бы со стороны видим поступки и их последствия. Всё это оказывает большое влияние на развитие ребёнка как личности.  

Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и  привития любви к книге – это  проблема нашего времени. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.  Данный проект даёт возможность познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний, подмечая черты детской психологии. На произведениях А. Барто выросло не одно поколение детей. Осмысливая её произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.

Цель проекта:

 Формирование интереса и потребности в чтении через произведения А.Л. Барто, повышение речевой активности, раскрытие речевого потенциала, развитие познавательных процессов через поэзию, опираясь на эмоциональные чувства.

Задачи проекта для воспитанников:                                                                                                                                                                       1. Расширять и закреплять знания о творчестве  А.Л.Барто
2. Развивать способность понимать и чувствовать настроение   произведения, элементарно анализировать его содержание
                                                                                                                                                            3. Развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки                                                                                                                                         4. Приобщать детей к чтению, воспитывать бережное отношение к книге

5.Воспитывать любовь к поэзии. Развивать эстетический вкус, любознательность, внимание, наблюдательность, память, воображение

Задачи проекта для педагогов:

1.Повысить уровень творческой инициативы педагогов.

2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий

для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями

воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Задачи проекта для  родителей: 

1.Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.

2. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников

в деятельность ДОУ, как активных субъектов.

Методы:    - наглядные

                  - словесные

                  - практические

                  - игровые

Формы и приёмы

       

Непрерывная

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная

деятельность в семье

Рассказывание

Чтение

Объяснение

Заучивание

Беседа  

Рассматривание иллюстраций          Творческие задания

Литературные викторины

Беседа

Рассказ

Чтение

Дидактические игры

Подвижные игры

Досуги

Игры-драматизации

Выставка в книжном уголке

Литературные праздники

Викторина

Прослушивание аудиозаписей

Просмотр мультфильмов

Рассматривание иллюстраций

Игры-инсценировки

Раскраски

Изготовление

книг-самоделок

Посещение выставки

Беседы

Рассказы

Чтение

Просмотр мультфильмов

           

Предполагаемый результат:

- Расширение  знаний о творчестве  А.Л.Барто

- Заучивание новых стихотворений

- Повышение интереса детей к произведениям художественной литературы и  эмоциональной  отзывчивости на прочитанное произведение.

- Развитие бережного отношения к ценнейшему источнику знаний – книгам;
- Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста;
- Укрепление и расширение взаимодействия детского сада и семьи.

Продукт проектной деятельности:

 - Посещение библиотеки

 - Создание книжек-самоделок «Любимые стихи Агнии Барто»

 - Выставки детских рисунков и поделок по произведениям А.Барто

 -Презентация проекта

Итоговое мероприятие

- Литературно-музыкальный досуг «Путешествие по страницам любимых книг»

 

   

Этапы реализации  проекта.  

 1 этап  подготовительный

Сроки

 реализации

Содержание                        

Цель

2 недели

1. Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта;
2. Подбор методической, справочной, энциклопедической  литературы по выбранной тематике проекта.

3. Подбор литературных произведений А. Барто для детского чтения; 
4. Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка».
5. Разработка плана проведения мероприятий проекта.

6. Подбор дидактических пособий, игр, мультфильмов.

7. Размещение информации для родителей о запуске, этапах реализации проекта.

8. Подбор материала для оформления поделок

Повышение педагогического уровня

Обновление педагогических знаний

2 этап  основной

ООД

Совместная деятельность

Игровая деятельность

Восприятие

худож. литературы

Работа с родителями

П

О

Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К

Познавательное развитие:

Тема: 

"Знакомство детей с творчеством А.Л. Барто"

Просмотр презентации.

Задачи:

 Познакомить с жизнью, творчеством, произведениями А.Л. Барто. Развить способность к целостному восприятию стихотворения. Обеспечить эмоциональную отзывчивость на стихи. Воспитывать интерес к художественной литературе.  

Утро:

Рассматривание иллюстраций к сборнику стихов А.Л. Барто "Игрушки". Обыгрывание стихотворений из данного сборника

Вечер:

Рисование любимого героя сборника стихов А.Л. Барто "Игрушки"

С/р игра "Библиотека" сюжет "Читальный зал" - предложить книги А.Л. Барто

П/игра "Заводные игрушки"

Рассказывание стихов из сборника

А.Л. Барто "Игрушки"

Подбор книг А.Л. Барто для оформления выставки.

Чтение произведений автора.

Заучивание наизусть любого стихотворения из сборника"Игрушки"

ООД

Совместная деятельность

Игровая деятельность

Восприятие

худож. литературы

Работа с родителями

В

Т

О

Р

Н

И

К

Речевое развитие:

Тема:

"Составление рассказа по набору игрушек"

Задачи:

Упражнять детей в умении составлять рассказы по набору игрушек, самостоятельно, связно, логически последовательно, используя предложения разных видов. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Утро:

Подбор книг по иллюстрациям поэтессы А.Л. Барто

Вечер:

Слушание песен на стихи А.Л. Барто "Любитель-рыболов",   "Игрушки"

С/р игра "Дружная семья" Включить сюжеты по любимым стихам А.Л. Барто

П/игра "Гуси-лебеди"

Рассказывание стихотворения А.Л. Барто  "Гуси-лебеди", драматизация стихотворения.

Папка-передвижка "Играем вместе"

ООД

Совместная деятельность

Игровая

деятельность

Восприятие

худож.

литературы

Работа с

родителями

С

Р

Е

Д

А

Художественно-эстетическое развитие:        

Лепка

Тема: 

Лепка по стихотворению А.Л. Барто «Верёвочка»

Задачи:

учить детей определять содержание своей работы, последовательность выполнения. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приёмов лепки.

Побуждать детей создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая необходимый материал.

Добиваться воплощения замысла по содержанию стихотворения

Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитывать аккуратность в выполнении работ.

Утро:

Рассматривание иллюстраций разных художников -иллюстраторов к стихотворениям А.Л. Барто.

Индивидуальная работа над выразительностью чтения стихотворений с Ильей (стихотворение «Фонарик»), с Варей (стихотворение «Раковина»)

Вечер:

Драматизация стихотворения «Верёвочка»

.

П/игра «Разноцветные узоры» - упражнять в прыжках со скакалкой различными способами, развивать творческое воображение, способствовать созданию позитивного настроения.

Чтение стихотворения

А.Л. Барто  «Верёвочка»;

инсценировка стихотворения

А.Л. Барто  «Верёвочка»  

Подбор книг для групповой библиотечки

ООД

Совместная деятельность

Игровая

деятельность

Восприятие

худож.

литературы

Работа с

родителями

Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г

Художественно-эстетическое развитие:      

Аппликация

Тема: Любимые герои стихотворений А.Л. Барто

Задачи: 

учить самостоятельно отбирать содержание своей работы. Закрепить приемы вырезания по контуру, силуэтное, симметричное вырезание, приёмы обрывания, при создании изображения любимых героев произведений А.Л. Барто. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность  в работе с бумагой.

Утро:

Слушание и пение песен «Любитель-рыболов».

Экскурсия в библиотеку.

Вечер:

Самостоятельная художественная деятельность в Центре творчества – поделки   из разного бросового материала.

П/игра «Разноцветные рыбки».

 Предложить детям мелкие игрушки для развития  с/р игры

«Семья» - включить в игру сюжет «отдых у бабушки в деревне- идём на рыбалку»

Игра-драмматизация по стихотворению «Любитель-рыболов», чтение стихотворения «Капризные ерши»

Оказание помощи в подборе мультфильмов по стихотворениям А.Л. Барто.

Консультация для родителей:

«Роль чтения стихов А.Л. Барто в воспитании ребёнка»;

ООД

Совместная деятельность

Игровая

деятельность

Восприятие

худож.

литературы

Работа с

родителями

П
Я
Т
Н
И
Ц
А

Художественно-эстетическое развитие:       Восприятие художественной литературы

Тема: Чтение стихотворений А.Л. Барто

«Рисунок» «Заиграла музыка…»

Задачи: 

Развивать у старших дошкольников способность понимать и чувствовать настроение стихотворений, улавливать ритмичность, музыкальность, красоту произведений. Формировать способность элементарно анализировать содержание произведений, участвовать в обсуждении, используя разные виды предложений. Воспитывать  любовь к художественной литературе.

Утро:

Рассматривание иллюстраций к стихотворениям «Рисунок», «Заиграла музыка…»

Коллективная работа по лепке. Предложить вылепить КАРУСЕЛИ

Упражнять в лепке человека, лошадок.

Вечер:

Сюжетное рисование  по произведениям

А.Л. Барто «Стихи в рисунках»

Лото «Что у кого»

Д/игра «Угадай стихотворение по его героям.»

П/игра «Карусели»

Инсценировка стихотворения

А.Л. Барто «Заиграла музыка…»

Слушание стихотворении «Девочка -рёвушка»

Оказание помощи в изготовлении атрибутов для обыгрывания стихотворения

«Заиграла музыка…»

ООД

Совместная деятельность

Игровая

деятельность

Восприятие

худож.

литературы

Работа с

родителями

П

О

Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К

Познавательное развитие:

Тема: Зимующие птицы

Задачи: 

Совершенствовать знания детей о зимующих птицах,  их  повадках, особенностях жизни; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «пряники» для подкормки птиц; воспитывать аккуратность в работе.

Утро:

Рассматривание  и чтение энциклопедии «Птицы»

Вечер:

Индивидуальна работа по связной речи: «Расскажи о снегире»

Свободная работа в центре творчества – иллюстрация к стихотворению

А.Л.Барто «Снегирь»

П/игра «Перелёт птиц»

Домино «Птицы» Д/игра «Только на эту букву (Р,Рь)»

Чтение стихотворения

А.Л.Барто «Снегирь»

Слушание в грамзаписи  стихотворения   «Буква Р»

Просмотр мультфильма «Снегирь» по стихотворению

А.Л.Барто

ООД

Совместная деятельность

Игровая

деятельность

Восприятие

худож.

литературы

Работа с

родителями

В

Т

О

Р

Н

И

К

Художественно-эстетическое развитие                       Ручной труд

Тема: Изготовление поделки-                                                                    Домашние животные

Задачи:

  • Продолжать развивать у детей интерес к конструированию поделок из бумаги, используя разные техники.
  • Продолжать формировать умение планировать свою деятельность с опорой на схему изготовления поделки.
  • Упражнять в умении вырезывать дополнительные детали из бумаги сложенной пополам.
  • Закрепить правила безопасного обращения с ножницами.
  • Развивать художественный вкус, умение самостоятельно подбирать детали для оформления поделки.

Совершенствовать умение объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников

Утро:

Рассматривание альбома из серии

«Домашние животные»

Вечер:

Свободная  ИЗО-деятельность по теме «Домашние животные»

(раскраски, иллюстрации к стихотворению)

Предложить детям мелкие игрушки, наборы животных  для развития  с/р игры

«Ферма»

Д/игра «Расскажи стихотворение по картинке»

Чтение стихотворения

А.Л.Барто «Игра в стадо», обыгрывание сюжета стихотворения.

Рассказывание наизусть стихотворений А.Л.Барто»

Совместное изготовление масок для инсценировки стихотворения      «Игра в стадо»

ООД

Совместная деятельность

Игровая

деятельность

Восприятие

худож.

литературы

Работа с

родителями

С

Р

Е

Д

А

Художественно-эстетическое развитие                       Рисование

Тема: Иллюстрация к стихотворениям А.Л. Барто «Медвежонок»  

 

Задачи:

Учить созданию композиции сюжетов. Закрепить ранее усвоенные навыки рисования, с использованием нетрадиционных приёмов, на выбор детей(рисование по сырому, «тычком», поролоновой губкой) Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

Развивать самостоятельность при создании художественных образов.

                           

Утро:

Беседа на тему «Что значит быть вежливым» Включить в беседу обсуждение поступков героев

Вечер:

Совместная деятельность – Конструирование из бумаги

(оригами) «Медведица и медвежонок»

   

Лото «Знакомые сказки»

Домино «Животные» Д/игра «Доскажи стихотворение»

С/р игра «Дружная семья»

Чтение детям стихотворения

А.Л.Барто «Медвежонок-невежа»

Домашнее чтение для детей и взрослых А.Л.Барто «Вовка – добрая душа»

Консультация для родителей с рекомендациями  «Как читать детям стихи  А.Л. Барто»

ООД

Совместная деятельность

Игровая

деятельность

Восприятие худож.

литературы

Работа с

родителями

Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г

Художественно-эстетическое развитие:       Восприятие художественной литературы

Тема: Литературная викторина по произведениям А.Л.Барто.

Задачи: Обобщить знания детей о прочитанных стихотворениях А.Л.Барто. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения. Способствовать развитию начал коммуникативной компетенции старших дошкольников. Продолжать учить самостоятельно и грамматически правильно строить предложения, формировать свои мысли, описывать героев;

Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.

Утро:

Индивидуальна работа по заучиванию стихов из серии «Младший брат» Работа над интонационной выразительностью с Настей, Лизой, Лерой, Викой.

Вечер:

Подготовить выставку в книжном уголке  по стихам А.Л.Барто (книги, поделки из пластилина и бросового материала)

П/игра «Не ошибись» - повторение имитационных движений

С/р игра»Школа»

Игра – инсценировка по стихотворениям «Младший брат»,  

 «Две сестры глядят на братца», «Погремушка»

Чтение детям стихотворений

А.Л.Барто

 «В школу»,  

 «Я выросла»

Выставка детских работ «Стихи А. Барто в детском творчестве».

3 этап  заключительный  

НОД

Совместная деятельность

Игровая деятельность

Восприятие

худож. литературы

Работа с родителями

П
Я
Т
Н
И
Ц
А

Итоговое мероприятие:

Музыкально-литературный праздник «Любимые стихи А.Л.Барто»

Задачи: 

Развивать активность, самостоятельность детей в коллективной презентации проекта. Совершенствовать художественно-речевые, исполнительские способности детей  при инсценировании стихотворений А.Л.Барто

Изготовление атрибутов для инсценировки стихотворений; пригласительных на праздник родителям  и младшим дошкольникам.

Д/игра «Подскажи словечко»

П/игра «Карусели»

«Удочка»

Посещение литературного праздника.

Выставка книжек-самоделок "Любимые стихи Агнии Барто", созданных вместе с родителями;

 выставка рисунков; выставка книг

Достигнутые результаты

В проекте участвовало 18 человек. Работа над проектом проходила через интеграцию образовательных областей.

Все дети  с увлечением рассматривали  иллюстрации книг Агнии Барто,  с большим интересом слушали как знакомые стихи, так и неизвестные им ранее  произведения, узнавая много нового о творчестве любимой поэтессы.  Активно и с интересом ребята  участвовали в инсценировке стихотворений. Они  проявляли самостоятельность в выборе стихотворения для инсценировки , распределении ролей, подборе атрибутов для создания образа героя. Что способствовало развитию памяти,  совершенствованию  художественно-речевых и исполнительских умений  детей и воспитанию любви к художественной литературе. Воспитанники проявили инициативу - пригласить детей средней группы на литературный праздник.   Более 50 % детей свободно цитируют отрывки из любимых стихотворений. Ребята  активно участвовали в обсуждении той или иной ситуации, рассказанной в стихотворении, анализировали поступки героев , давая им оценку, высказывали свою точку зрения.  В ответах дети употребляли как простые, так и сложносочинённые, сложноподчинённые предложения. Уровень связной речи повысился на 7%.

   Свои впечатления дети отражали в рисунках во время самостоятельной деятельности, лепке и  аппликации с использования нетрадиционных приёмов. Это  способствовало развитию творческих способностей детей, умению передавать в рисунке сюжет в соответствии с текстом.   90% детей активно участвовали в выставке детских рисунков «Стихи А.Барто в рисунках детей », 10% детей предпочитают раскраски по  содержанию стихотворений.

При  изготовлении коллективных поделок  ребята  самостоятельно делились на группы, продумывали сюжетную композицию, подбирали различный  материал  для осуществления замысла. Дети научились работать согласованно, дружно, учитывая мнение партнера.

В ходе реализации проекта стала более тесной связь родителей с детьми и с воспитателем. Родители приняли активное участие с сборе познавательного материала, оказали помощь в  изготовлении атрибутов для инсценировки стихотворений, оформлении выставки поделок по стихам А.Барто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта «В чем секрет стихов Агнии Барто?»

Проект направлен на формирование предпосылок познавательно-речевого развития и исследовательских навыков дошкольников при исследовании стихов А. Барто....

проект в средней группе по приобщению к художественной литературе Мои любимые стихи Агнии Барто

Стихотворения для детей – один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто еще до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти строки от взрослых и выучивае...

Конспект занятия "Игра с куклой Таней" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки")

Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...

Конспект занятия "Игра с Мишкой" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки") план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...

Конспект занятия "Игра с Зайкой" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки")

Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...

Конспект занятия "Поможем Бычку" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки")

Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это ре...

Педагогического проекта «Любимые игрушки» по стихам Агнии Барто.

Презентация к проекту в программе PowerPoint Ссылка на сайт:https://disk.yandex.ru/i/oSQG9BRgn3ebhw...