Формы и методы работы с литературным произведением с дошкольниками
консультация по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зубковская Елена Павловна

Консультация для воспитателей

Формы и методы работы с литературным произведением

Формы и методы работы с литературным произведением на специальных занятиях:

 во время, которых воспитатель может передавать текст, читая детям или рассказывая, а также вне занятий, во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.д., могут быть следующими:

Подготовка воспитателя к чтению или рассказыванию.

1.Разбор литературного произведения

- выяснение основного замысла произведения;

- содержание народной сказки;

- определение характера действующих лиц и их взаимоотношений.

2.Работа над выразительностью чтения или рассказывания

- овладение средствами эмоциональной и образной выразительности;

- расстановка логических ударений и пауз как внутри предложения, так и между отдельными частями произведения;

- выработка ясного и правильного произношения.

Если произведение уже проработано ранее и воспитатель собирается прочитать его вновь, то необходимо прочитать его вслух несколько раз, чтобы возобновить в памяти текст и средства выразительного чтения, вработанные ранее.

Требования к рассказу об авторе произведения(вводная беседа)

Факты из жизни писателя должны быть точными и научными.

Рассказ должен быть доступным ребенку-дошкольнику. Не стит приводить даты (хронология непонятна ребенку). Можно использовать перифразы, например(это было очень давно).

Рассказ должен быть близок детским интересам,т.е. в нем должны быть сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, отношении писателя к детям, литературном творчестве.

Рассказ должен быть оснащен наглядным материалом (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке природы, иллюстрации к произведениям.

В рассказ обязательно надо включить вопросы детям,выявляющие знания детей о произведениях писателя.

Методика чтения и рассказывания (Конина М.М)

Чтение и рассказывание одного произведения.

Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой.

Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

Чтение как часть занятия по развитию речи.

Беседа о прочитанном (разъяснительная)

1.Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям:

Что больше всего понравилось в произведении?

Кто больше всех понравился?

Нравится или не нравится тот или иной герой?

2.Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:

Кто вам больше всех понравился и почему?

3.Вопросы проблемно-следственного характера, обращающее внимание детей на мотивы поступков персонажей:

Почему так произошло?

4.Вопросы, обращающие внимание детей на выявление средства выразительности:

Вспомните, как автор назвал…

Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе…

5.Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.

6.Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, вывода:

Зачем писатель рассказал нам эту историю?

Как бы вы назвали этот рассказ?

 

Структура работы с литературным произведением с детьми 3-4 лет.

- небольшая вступительная беседа, готовящая детей к восприятию нового произведения;

- выразительное чтение произведения воспитателем;

- обсуждение произведения, детских впечатлений от прочитанного, напоминание ярких эпизодов;

- чтение произведения вторично;

- рассматривание иллюстраций.

 

Структура работы с литературным произведением с детьми 4-5 лет.

1.Предварительная подготовка детей

- беседа, которая готовит к встрече с книгой;

- сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения;

-  напоминание аналогичного сюжета;

-  показ иллюстраций, обложки, картинки;

- объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений.

2. Выразительное чтение текста воспитателем.

3.Беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.

4.Повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов.

 

Структура работы с литературным произведением с детьми 5-6 лет.

1.Предварительная подготовка детей

- Беседа, которая готовит к встрече с книгой;

- Сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения;

- Напоминание аналогического сюжета

- Показ иллюстраций, обложки,картинки;

- Объяснение  смысласложных для понимания детей слов и выражений.

2.Выразительное чтение текста воспитателем.

3.Беседа о прочитанном, уточнение, углубление,первоначальное восприятие и понимание текста.

4.Повторное чтение произведения или чтения понравившихся эпизодов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_s_literaturnym_proizvedeniem.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Формы и методы работы с литературным произведением

Формы и методы работы с литературным произведением на специальных занятиях:

 во время, которых воспитатель может передавать текст, читая детям или рассказывая, а также вне занятий, во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.д., могут быть следующими:

Подготовка воспитателя к чтению или рассказыванию.

1.Разбор литературного произведения

- выяснение основного замысла произведения;

- содержание народной сказки;

- определение характера действующих лиц и их взаимоотношений.

2.Работа над выразительностью чтения или рассказывания

- овладение средствами эмоциональной и образной выразительности;

- расстановка логических ударений и пауз как внутри предложения, так и между отдельными частями произведения;

- выработка ясного и правильного произношения.

Если произведение уже проработано ранее и воспитатель собирается прочитать его вновь, то необходимо прочитать его вслух несколько раз, чтобы возобновить в памяти текст и средства выразительного чтения, вработанные ранее.

Требования к рассказу об авторе произведения(вводная беседа)

Факты из жизни писателя должны быть точными и научными.

Рассказ должен быть доступным ребенку-дошкольнику. Не стит приводить даты (хронология непонятна ребенку). Можно использовать перифразы, например(это было очень давно).

Рассказ должен быть близок детским интересам,т.е. в нем должны быть сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, отношении писателя к детям, литературном творчестве.

Рассказ должен быть оснащен наглядным материалом (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке природы, иллюстрации к произведениям.

В рассказ обязательно надо включить вопросы детям,выявляющие знания детей о произведениях писателя.

Методика чтения и рассказывания (Конина М.М)

Чтение и рассказывание одного произведения.

Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой.

Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

Чтение как часть занятия по развитию речи.

Беседа о прочитанном (разъяснительная)

1.Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям:

Что больше всего понравилось в произведении?

Кто больше всех понравился?

Нравится или не нравится тот или иной герой?

2.Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:

Кто вам больше всех понравился и почему?

3.Вопросы проблемно-следственного характера, обращающее внимание детей на мотивы поступков персонажей:

Почему так произошло?

4.Вопросы, обращающие внимание детей на выявление средства выразительности:

Вспомните, как автор назвал…

Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе…

5.Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.

6.Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, вывода:

Зачем писатель рассказал нам эту историю?

Как бы вы назвали этот рассказ?

Структура работы с литературным произведением с детьми 3-4 лет.

- небольшая вступительная беседа, готовящая детей к восприятию нового произведения;

- выразительное чтение произведения воспитателем;

- обсуждение произведения, детских впечатлений от прочитанного, напоминание ярких эпизодов;

- чтение произведения вторично;

- рассматривание иллюстраций.

Структура работы с литературным произведением с детьми 4-5 лет.

1.Предварительная подготовка детей

- беседа, которая готовит к встрече с книгой;

- сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения;

-  напоминание аналогичного сюжета;

-  показ иллюстраций, обложки, картинки;

- объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений.

2. Выразительное чтение текста воспитателем.

3.Беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.

4.Повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов.

Структура работы с литературным произведением с детьми 5-6 лет.

1.Предварительная подготовка детей

- Беседа, которая готовит к встрече с книгой;

- Сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения;

- Напоминание аналогического сюжета

- Показ иллюстраций, обложки,картинки;

- Объяснение  смысласложных для понимания детей слов и выражений.

2.Выразительное чтение текста воспитателем.

3.Беседа о прочитанном, уточнение, углубление,первоначальное восприятие и понимание текста.

4.Повторное чтение произведения или чтения понравившихся эпизодов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы и методы работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников»

«Формы и методы работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников»...

Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»

В данном материале представленны формы и методы по развитию связной речи дошкольников ДОУ....

Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)

Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...

« Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников в процессе работы над литературными произведениями»

laquo; Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Консультация "Формы и методы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе с родным городом". Уровень ДОУ 2018 г.

Цель: закрепить и обобщить  знания педагогов о формах и методах работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе ознакомления с родным городом....

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...

Консультация "Формы и методы работы по развитию словесного творчества дошкольников"

Консультация "Формы и методы работы по развитию словеского творчества дошкольников"...