Познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения сказки Алана Милна, по следам сказки "Винни-Пух и все-все-все".
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Образовательный проект. Познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения сказки Алана Милна, по следам сказки "Винни-Пух и все-все-все".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_tvorochestvo_pechat.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Москвы «Школа № 281».

Образовательный проект

Познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения сказки Алана Милна, по следам сказки

«Винни-Пух и все-все-все».

       Подготовила:

                                                  воспитатель подготовительной группы

                                                  Рустамова Арзу Сулеймановна

                                           

                                                                               

Москва, 2019

Познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения сказки Алана Милна по следам сказки «Винни Пух и все все все все».

Тип проекта: краткосрочный 

Сроки реализации: октябрь - ноябрь

Место проведения: ГБОУ города Москвы «Школа № 281» (ДО №3)

Актуальность темы:

 Эмоциональный отклик от углубленного познания;
- обогатить предметно-развивающую среду;
- познакомить с многообразием образов.

Цели проекта:

- расширить представления детей; 
- создать учебно-методическую базу по изучению сказки.

Задачи проекта:

- продолжить знакомить с творчеством Алана Милна;
-
познакомить детей с физическими явлениями;
-
сравнить героев отечественной и зарубежной сказок;

- организовать работу по изучению песен и стихотворений;
-
создать коллекцию изделий и рисунков по сказке.

Создание условий, для осуществления проекта:

1. Подобрать литературу в книжном уголке, пополнить иллюстрации.
2. Рекомендовать родителям книги Алана Милна, Бориса Заходера, подобрать экспонаты. 
3. Изготовить изделия по теме на занятиях.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Планирование;
2 этап. Реализация проекта;
3 этап. Обобщающий.

Предполагаемый результат:

- расширить представления о физическом мире;
- углубить самостоятельное изучение произведений;
-
расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
-
обогатить предметно-развивающую среду в ОУ.

Перспективы развития: данный проект  имеет  широкую перспективу развития, т.к. старшим дошкольникам не хватает более глубокого изучения художественной литературы. Из процесса образовательной деятельности как бы вырван целый пласт полного погружения в чтение.

 В дальнейшем, данный проект может быть основой для изучения других произведений.

В современном обществе дети все больше увлечены  современными технологиями (планшеты, телефоны, компьютеры, телевизоры и т.п), чтение книг уходит на второй план, но  вина в этом, далеко не ребенка, а взрослых. Современные технологии вышли победителями в поединке с книгой, ведь смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у экрана, чем с книгой.

Значение книг трудно переоценить. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает, развивать взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. Она помогает воспитывать человека, учит любить свою Родину, оценивать поступки, понимать жизнь.

Привить ребёнку любовь к чтению означает зажечь вечный двигатель любознательности. Как ещё почувствовать себя путешественником, познакомиться со сказочными персонажами, побывать в самых удивительных местах и незнакомых странах? Книголюбам никогда не бывает скучно, книга — их вечный друг и советник в трудную минуту. Модели различных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературных произведений, пригодятся при решении собственных проблем и достижении своих целей. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий переживаний, мы считаем, что знакомство детей с произведениями русской и зарубежной художественной литературы, служит базовой основной познавательно-исследовательской деятельности.

Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Интерес к экспериментированию возникает у детей с раннего возраста, поэтому и занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить с младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики; ловят ветерок; превращают снег в воду. Знакомство детей с произведениями художественной литературы, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности. В работе с детьми младшего возраста мы используем сказки и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, которые являются эффективным педагогическим средством.

Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых, любимых сказок позволяет сделать этот процесс занимательным и интересным. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а в старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования. Произведения мы подбираем с таким содержанием, на основе которых можно развернуть детское исследование.

Для организации познавательно-исследовательской деятельности в группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. В нем имеются: лупы, зеркала, мерные стаканчики, ложки, губки, мельница, вертушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, пластиковые банки, бутылки, воронки, сито, формочки, лопатки, игрушки для воды. Коллекции: тканей, камней, ракушек, пуговиц, бумаги. Природный материал: желуди, шишки, семена; бросовый материал: пробки, трубочки для коктейля. Картотека опытов и экспериментов. В каждом дошкольном учреждении есть книжный уголок, в котором имеются стихи, рассказы и сказки.

  Художественную литературу подбираю по следующим направлениям:

  1. «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
  2. «Неживая природа»  (воздух, вода, почва и др.).
  3. «Физические явления»  (свет, звук, магнетизм и др.).
  4.  «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).

     Произведение подбираем с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование. К таким литературным произведениям предъявляется ряд требований:

  • интересный сюжет;
  • соответствие возрасту детей;
  • наличие динамики, загадки, недосказанности;
  • включение в исследование.

      Сначала читается та часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем чтение произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Далее педагог дочитывает произведение.

Приведу следующие примеры:

1. Глава 3. в которой  Пух и Пяточок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку.

-Эй, Пух!—закричал Пятачок.—Здорово, Пух! Ты что там делаешь?—Охочусь!—сказал Пух.—Охотишься? На кого?—Выслеживаю кого-то!—таинственно ответил Пух. Пятачок подошѐл к нему поближе:—Выслеживаешь? Кого?—Вот как раз об этом я всѐ время сам себя спрашиваю,—сказал Пух.—В этом весь вопрос: кто это?—А как ты думаешь, что ты ответишь на этот вопрос?—Придѐтся подождать, пока я с ним встречусь,—сказал Винни-Пух.—Погляди-ка сюда.—Он показал на снег прямо перед собой.—Что ты тут видишь?—Следы,—сказал Пятачок.—Отпечатки лап!—Пятачок даже взвизгнул от волнения.—Ой, Пух! Ты думаешь… это… это… страшный Бука?!—Может быть,—сказал Пух.—Иногда как будто он, а иногда как будто и не он. По следам разве угадаешь? Он замолчал и решительно зашагал вперѐд по следу, а Пятачок, помедлив минутку-другую, побежал за ним.

Наблюдение в природе.

Цель:

- Развивать наблюдательность, любознательность, двигательную активность.

- Закрепить умение распознать следы на снегу.

- активизировать словарь: отпечаток, следопыт, след.

- Воспитывать желание заботиться о птицах.

Материал:  карточки с изображением следов птиц, животных.

Ход наблюдения:

Выясняем кто такой следопыт?

Проводим исследование: «Определи след».

-Я думаю, что эти следы принадлежат мальчику, который ходит в валенках. Посмотрите, какая подошва: гладкая, не рифленая. А кто прошёл здесь?  

-Здесь прошли два человека – взрослый и ребёнок. Давайте сравним их следы (дети, сравнивая, приходят к выводу, что след взрослого человека больше, чем у ребёнка).

Дидактическая игра: «Угадай, кто бежал? »

Дети встают в ряд, закрывают глаза. Воспитатель предлагает одному  ребёнку пройти, а другому пробежать. (Дети открывают глаза). Ребята, отгадайте, кто прошёл, а кто пробежал? (В ходе наблюдения дети приходят к выводу, что при беге и ходьбе следы разные). Воспитатель проходит сам, потом предлагает пройти старшему ребёнку, а затем младшему. И предлагает сравнить следы. В процессе сравнивая, дети приходят к выводу, что люди оставляют разные по длине следы. Чем выше человек, тем след длиннее.

Мы с вами следопыты, а следопыты ходят след в след, чтоб не затоптать след, который исследуют.

Дидактическая игра «Чей след».

2. Глава 9. в которой пяточок совершенно окружен водой.

- И вообще какой толк в таких потрясающих вещах, как потопы и наводнения, если тебе даже не с кем даже о них поговорить?

А было, спору нет, потрясающее интересно. Маленькие сухие канавки, в которые Пятачок, бывало, так часто лазил, стали ручьями; ручейки, по которым он, бывало, шлепал, подвернув штанишки, превратились в потоки, а речка, на берегах которой друзья так весело играли, вылезла из своего ложа (так называют речкину постель) и разлилась так широко, что Пятачок начал беспокоиться, не заберется ли она скоро и в его собственное ложе (то есть в его постель).

Знакомимся с понятием наводнение и потоп, приходим к выводу, что причина потопа в сказке, заключается в накопление большого количества воды в реке в результате сильных дождей.

Проводим опыт «круговорот воды в природе».

Цель: Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

Оборудование: стакан 500 мл, пакет с зип-замком, скотч, маркер, гуашь синего цвета, чайная ложка.

Проведение опыта:

В верхней части пакета с зип-замком маркером нарисуйте тучки, в нижней-море(волны). Налейте водопроводную воду в стакан, добавьте половину чайной ложки синей гуаши, размешайте. Перелейте подкрашенную воду в пакет, закройте зип-замок. Скотчем прикрепите пакет к окну, выходящему на юг. Наблюдайте упрощенную схему круговорота воды в природе: нагретая солнечными лучами вода будет испаряться, превращаясь в пар. Охлаждаясь, она снова перейдет в жидкую форму и выпадет в виде осадков. Изучите подробно этапы круговорота воды (испарение с поверхности Земли, перенос водяных паров ветрами, сгущение паров и образование облаков, выпадение осадков, сток в водоемы) и зарисуйте.

Далее провели еще один опыт "Туча".

Цель: развитие представлений об образовании тучи, дождя.

Оборудование: вода, стеклянная банка, пена для бритья, пипетка или шприц, акварель или гуашь разведенная в воде.

Опыт. Мы налили в банку воды и добавили пышные "облака" из пены. Затем капнули в разных местах из шприца несколько капель подкрашенной синей воды и подождали - из туч пошел дождик. Что произошло, краска просочилась сквозь пену и опустилась на дно за счет большей плотности. Опыт показывает и объясняет, что такое дождь.

3. Глава14. в которой  Винни-Пух изобретает новую игру и в нее  включается Иа-Иа

И вдруг из-под моста появилась его шишка, тоже медленно, плавно скользившая вдаль.

— Как интересно! — сказал Пух. — Я уронил ее с той стороны, а она выплыла с этой! Интересно, все шишки так делают?

Плавание тел. Изготовление корабля.

Цели: Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.

Оборудование: Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы – скрепки, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода.

Опыт: наливаем в емкость воду, опускаем в нее предметы из разного материала приходим к выводу, что тяжелые предметы в воде тонут, а легкие - плавают. Выясняем, почему корабль железный, но не тонет. Они построены таким образом, чтобы не тонуть. Особая форма корабля позволяет ему держаться на воде. Выясняем, что  нужно сделать, чтобы пластилин не утонул? (Придать ему форму). Учимся лепить кораблик из пластилина, и проводим сравнение плавания тел (кусочек пластилина тонет, а кораблик из пластилина – плавает). Потому, что пластилину придали нужную форму: вылепили донышко и бортики, вода дальше бортиков не заходит и кораблик плавает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Проект "По следам героев сказки Алана Милна"

Описание долгосрочного проекта для детей подготовительной группы по развитию речи....

Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много  интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности с растительными объектами.

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников  в процессе экспериментальной деятельности с растительными объектами....