Творческий проект «Творчество С.Я.Маршака»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Потехина Ирина Анатольевна

Познакомить детей подготовительной группы с творчеством детского поэта С. Я. Маршака

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно. Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир. Произведения С. Я. Маршака  дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.

Актуальность проекта

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта:

Познакомить детей подготовительной группы с творчеством детского поэта С. Я. Маршака

Задачи проекта:

•        Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;

•        Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака.

•        Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.

•        Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.

•        Воспитывать способность наслаждаться художественным словом.

•        Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.

•        Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.

•        Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

 

Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Длительность – в течение месяца

 Ожидаемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

•        Библиотека произведений С. Я. Маршака.

•        Подбор видеотеки произведений

•        Оформление, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака

•        Театрализованные игры

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как

источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться,  помогать друг другу.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

Участники проекта:

- дети подготовительной группы №1

- родители воспитанников

- воспитатели

-библиотека имени Селянина.

-сотрудники почты.

Тип проекта: Творческий

По количеству участников: Групповой

По продолжительности: Краткосрочный

Виды детской деятельности:

•        Познавательно-речевое развитие

Формирование элементарных математических представлений

- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»

Формирование целостной картины мира

- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

- Формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»

Формирование интереса и потребности в чтении

- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

- Викторина по произведениям С. Я. Маршака

Развитие всех компонентов устной речи

- Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»

- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке»

Развитие конструктивной деятельности

- Конструирование «Вокзал» из напольного конструктора «Лего» и мягких модулей

•        Художественно-эстетическое развитие

- Рисование по произведению «Детки в клетке», «Пожар», «Почта»,английские песенки.

- Лепка – коллективная работа «Зоопарк»

•        Физическое развитие

- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом

•        Социально-личностное развитие

Игровая деятельность

- Д/и «Где обедал воробей?»

- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования .

- Инсценировка стихотворения «Весёлый счёт»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»

- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»

- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах.

Трудовая деятельность

- Организованная деятельность в книжном уголке

- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»

- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога

•        Сотрудничество с родителями

- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака

Ресурсное обеспечение проекта:

- сотрудничество с семьями воспитанников

- Взаимодействие с библиотекой города /детское отделение/ Детская библиотека им. Селянина.

- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Творчество С. Я. Маршака».

- Взаимодействие с сотрудниками почты

- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Творчество С. Я. Маршака».

Подведение итогов

- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака

- выставка рисунков, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака

Мероприятия проекта

         

 

Содержание работы

Результаты

I. Подготовительный этап (1неделя)

1

Методическая работа

Консультации:

– «Жизнь и творчество С.Я.Маршака»;

– Подбор детской  художественной литературы писателя.

 

 

 аннотация биографии и творчества С.Я.Маршака;

 

картотека произведений.

2

Работа с детьми:

– подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке.

 

 

аннотация произведений.

3

Работа с родителями: 
– консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»

 

 
информационный стенд (список литературы по возрасту).

II. Формирующий этап

1

Работа с детьми:

– чтение произведений писателя;

– рассматривание иллюстраций;

- просмотр мультфильма «Кошкин дом»;
– проведение литературных викторин;
– заучивание стихов;
– рисунки детей;
инсценировка по произведениям;
–Экскурсия в библиотеку «Творчество С.Я.Маршака»;

- экскурсия на почту;

 


оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»;
театрализованное представление;
конспект развлечения;

конспект экскурсии.

 Коллаж.

2

Работа с родителями: 
– участие родителей в проведении мероприятий;
– участие в конкурсах;
– практическая деятельность совестно с детьми;

 


создание фото

III. Итоговый этап

1

Работа с детьми:

– рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям С.Я.Маршака.

 

 

выставка «Юные художники-иллюстраторы»;
конспект викторины;

2

Работа с родителями:

Театральная постановка «Весёлый счёт»

 

 

выступление ко «Дню матери».

Практическая значимость:

- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях

- развитие умение отгадывать загадки

- развитие артистических способностей детей

- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

Дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака.

А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».

Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность.

Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака.

Кульминацией проекта стала инсценировка стихотворения «Весёлый счёт». Дети с удовольствием в театрализованной постановке. Все выучили свои слова и слова общего проговаривания.

 Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствовала развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Список литературы:

1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:

Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

2. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.

3. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.

4. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.

5. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 3.

6. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - №

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Дружба»

Качканарский городской округ

Свердловской области

Творческий проект

«Творчество С.Я.Маршака»

             

                       

Разработчик:  воспитатель

                             Потехина И.А.

2017г.



Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно. Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир. Произведения С. Я. Маршака  дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.

Актуальность проекта

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта:

Познакомить детей подготовительной группы с творчеством детского поэта С. Я. Маршака

Задачи проекта:

•        Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;

•        Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака.

•        Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.

•        Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.

•        Воспитывать способность наслаждаться художественным словом.

•        Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.

•        Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.

•        Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

 

Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Длительность – в течение месяца

 Ожидаемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

•        Библиотека произведений С. Я. Маршака.

•        Подбор видеотеки произведений

•        Оформление, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака

•        Театрализованные игры

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как

источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться,  помогать друг другу.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

Участники проекта:

- дети подготовительной группы №1

- родители воспитанников

- воспитатели

-библиотека имени Селянина.

-сотрудники почты.

Тип проекта: Творческий

По количеству участников: Групповой

По продолжительности: Краткосрочный

Виды детской деятельности:

•        Познавательно-речевое развитие

Формирование элементарных математических представлений

- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»

Формирование целостной картины мира

- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

- Формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»

Формирование интереса и потребности в чтении

- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

- Викторина по произведениям С. Я. Маршака

Развитие всех компонентов устной речи

- Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»

- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке»

Развитие конструктивной деятельности

- Конструирование «Вокзал» из напольного конструктора «Лего» и мягких модулей

•        Художественно-эстетическое развитие

- Рисование по произведению «Детки в клетке», «Пожар», «Почта»,английские песенки.

- Лепка – коллективная работа «Зоопарк»

•        Физическое развитие

- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом

•        Социально-личностное развитие

Игровая деятельность

- Д/и «Где обедал воробей?»

- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования .

- Инсценировка стихотворения «Весёлый счёт»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»

- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»

- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах.

Трудовая деятельность

- Организованная деятельность в книжном уголке

- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»

- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога

•        Сотрудничество с родителями

- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака

Ресурсное обеспечение проекта:

- сотрудничество с семьями воспитанников

- Взаимодействие с библиотекой города /детское отделение/ Детская библиотека им. Селянина.

- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Творчество С. Я. Маршака».

- Взаимодействие с сотрудниками почты

- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Творчество С. Я. Маршака».

Подведение итогов

- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака

- выставка рисунков, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака

Мероприятия проекта

         

 

Содержание работы

Результаты

I. Подготовительный этап (1неделя)

1

Методическая работа

Консультации:

– «Жизнь и творчество С.Я.Маршака»;

– Подбор детской  художественной литературы писателя.

 

 

 аннотация биографии и творчества С.Я.Маршака;

 

картотека произведений.

2

Работа с детьми:

– подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке.

 

 

аннотация произведений.

3

Работа с родителями: 
– консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»

 

 
информационный стенд (список литературы по возрасту).

II. Формирующий этап

1

Работа с детьми:

– чтение произведений писателя;

– рассматривание иллюстраций;

- просмотр мультфильма «Кошкин дом»;
– проведение литературных викторин;
– заучивание стихов;
– рисунки детей;
инсценировка по произведениям;
–Экскурсия в библиотеку «Творчество С.Я.Маршака»;

- экскурсия на почту;

 


оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»;
театрализованное представление;
конспект развлечения;

конспект экскурсии.

 Коллаж.

2

Работа с родителями: 
– участие родителей в проведении мероприятий;
– участие в конкурсах;
– практическая деятельность совестно с детьми;

 


создание фото

III. Итоговый этап

1

Работа с детьми:

– рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям С.Я.Маршака.

 

 

выставка «Юные художники-иллюстраторы»;
конспект викторины;

2

Работа с родителями:

Театральная постановка «Весёлый счёт»

 

 

выступление ко «Дню матери».

Практическая значимость:

- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях

- развитие умение отгадывать загадки

- развитие артистических способностей детей

- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

Дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака.

А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».

Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность.

Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака.

Кульминацией проекта стала инсценировка стихотворения «Весёлый счёт». Дети с удовольствием в театрализованной постановке. Все выучили свои слова и слова общего проговаривания.

 Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствовала развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Список литературы:

1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:

Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

2. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.

3. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.

4. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.

5. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 3.

6. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - №

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Дружба»

Качканарский городской округ

Свердловской области

Творческий проект

«Творчество С.Я.Маршака»

             

                       

Разработчик:  воспитатель

                             Потехина И.А.

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Творчество С.Я. Маршака"

Информационная карта проекта...

Проект "Творчество С.Я. Маршака"

Информационная карта проекта...

Проект «Творчество С.Я. Маршака»

АктуальностьФормирование у дошкольников потребности в чтении и восприятии художественной литературы является важной задачей воспитательно-образовательной работы в ДОО. Поэтом...

Презентация проекта "Творчество С.Я. Маршака для детей"

Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С.Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ТВОРЧЕСТВО ЧАЙКОВСКОГО".

Методическая разразаботка проект "Творчество П.И.Чайковского"...

Творческий проект " Творчество детского писателя С.Я. Маршака ( дистанционная форма)

Цель проекта:Создание условий для знакомства детей с творчеством С. Я. Маршака.Задачи проекта:- Познакомить детей с произведениями С. Я. Маршака;- Приобщать родителей к с...

Творческий проект «Творчество П.П. БАЖОВА»

Цель: Познакомить детей с творчеством уральского писателя П.П.Бажова....