Публикация "Социализация детей с ОНР через театральное творчество"
статья по художественной литературе

Социализация детей с общим недоразвитием речи через                                            театральное творчество.

 

Социализация сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребенка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти свое место в жизни, нравственно - стойких, социально - адаптированных, способных к саморазвитию и самосовершенствованию. Дошкольный возраст - это период активной социализации ребенка, начало развития общения со взрослыми и сверстниками. Современный мир устроен так, что одним из условий успеха является способность  работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми с которыми ты работаешь. И наша задача помочь приобрести социальные навыки, научить детей правильно вести себя в обществе.Я работаю в группе с детьми с общим недоразвитием речи,наблюдая за своими воспитанниками, я отмечаю, что они испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, некоторые,не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой стесняются ответить на заданный вопрос. Дети затрудняются выражать свои мысли и желания, что ведет к социальной неуверенности: тревожности, агрессивности, страхам и это препятствует полноценной социальной адаптации ребенка в группе и полноценному психическому развитию. Одним из главных условий социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками.

   Самым доступным видом искусства для детей является театрализованная деятельность.Этот вид искусства близок и понятен детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими. Дети этого возраста очень впечатлительны и участие в театрализованных играх доставляет им радость,увлекает их, они  попадают в особую атмосферу сказки.

    Театрализованная игра делится на две группы: игры-драматизации и режиссёрские.

 В играх-драматизациях ребёнок сам создаёт образ с помощью таких средств выразительности как интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.

В режиссерских играх ребенок сам не является действующим лицом,он ведет роль игрушечного персонажа,он действует за него,изображает его интонацией,мимикой.

 Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной,с куклами  бибабо, пальчиковый, теневой, с атрибутами(маски шапочки.)

Театр кукол би- ба- бо пользуется заслуженной любовью детей.Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию,ведь с этой игрушкой они знакомы с раннего детства,поэтому воспринимают ее как близкого друга.

Исполняя роли персонажей с разными характерами,дети "примеряют" на себя разные модели социального поведения.Играя роль  Зайца ребенок выражает осторжноть,играя роль Петушка -решимость и храбрость.Этот опыт позволит ребенку в последствии в различных жизненных ситуациях исползовать эти качества.

Пальчиковый театр-это волшебный мир ребенка.Этот вид театра доставляет больше всего радости, поднимает настроение, так как ребенок располагает сказку прямо на своей ладошке, игрушки не требуют сложности в управлении,ребенок чувствует себя свободно,раскованно.Надевая героев сказки на пальцы у детей вырабатывается ловкость,умение управлять своими движениями,конценрируется внимание.Дети самостоятельно действуют за персонажа,оживляяют его,раскрывают с помощью интонации,характер героя.

Нашим детям пальчиковый театр помогает преодолевать барьер в общении,создает эмоционально-благоприятную атмосферу которая способствует возникновению радостных эмоций,развивает мелкую моторику рук, и конечно активизирует речевую деятельность.   

Понятен,доступен и интересен детям настольный плоскостной театр. Площадка для этого вида тетра-детский стол.Готовый сюжет ведет за собой игру. Ребенок действует неподвижной фигурой ,ведет роль сказочного персонажа используя интонацию,мимику,модуляцию голоса.Играя, дети с удовольствием озвучивают всех персонажей. В процессе работы над образом у детей формируются навыки выразительной речи.Для развития выразительной стороны речи,необходимо создать такие условия ,в которых ребенок  мог бы проявить свои эмоции не стесняясь присутствия посторонних слушателей,это помогает преодолевать робость,неуверенность в себе ,застенчивость.Действуя в роли дети приобретают опыт различных взаимоотношений и это очень важно для их социального развития.

   Театр масок для детей-это праздник,всплеск эмоций,сказка.Этот вид театра наполняет чувства и эмоции детей.Они самостоятельно ведут роль своего персонажа. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившиеся образы дети иногда принимают и присваивают свойственные им черты или наоборот видят недостатки в отрицательных героях.Маски уникальны и неповторимы,детям кажется,что они учатся быть артистами,а наша задача через игру повлиять на развитие речевых, коммуникативных навыков,скорректировать имеющиеся проблемы в общении,обогатить социальный опыт детей.

   Игра -драматизация-это импровизация на основе литературного текста,где ребенок- артист,производит собственные действия исполнения роли.Драматизировать-значит представить,разыграть в лицах литературное произведение.

Дети воспроизводят содержание любимых сказок ,передают чувства,настроения героев,имитируют поведение и характерные движения знакомых персонажей.Для наших детей эта игра вызывает трудности,так как требуется представить образы героев,их поведение,хорошо помнить ход действия,поэтому при распределении ролей я учитываю индивидуальные способности детей и их возможности.

Игры драматизации имеют большое воспитательное значени:дети проявляют интерес и любовь к литературе,учатся различать добро и зло в человеческих отношениях а это спосбствует становлению личности детей,формированию нравственных критериев и оценок.  

Подготовка к тетрализованной деятельности требует большой подготовительной работы. поэтому я провожу ее поэтапно.

   На первом этапе я провожу упражнения на развитие речевого дыхания:

Игра со свечой(бесшумный вдох через нос,затем подуть на "горящую" свечку)

Игра"Чудо-лесенка"(Чудо-лесенка шагаю,высоту я набираю,шли на горы,шли на тучи,а подьем все выше,круче...)Дети каждую последующую фразу произносят повышая тон голоса.

   На втором этапе мы выполняем игровые упражнения на выработку мимики,например:

-изобразите,что вы сьели кислый лимон (дети морщатся)

-рассердились на плохой поступок сверстников(сдвигают брови)

-испугайтесь забияку(поднимают плечи,закрывают лицо руками)

На третьем этапе я обучаю детей жестам,например:

-покажите высокого мальчика-низкого,медведя,зайца.

-покажите направление(вверу,внизу,там,вокруг.)

-покажите,если человек один(я-ты),если много(мы). 

Упражнения на развитие пантомимики:

-расцвели как цветы.

-завяли как травка.

-полетели как птицы.

-крадется как лиса.

На следущем этапе перехожу к драматизации стихов,я заучиваю с детьми тексты стихов,потешек и разыгрываем их.

И на последнем этапе я перехожу к драматизации сказок,где происходит оживление образов и дети используют все средства выразительности речи.

Я стараюсь сделать жизнь своих воспитанников интересной,     наполненной яркими впечатлениями и эмоциями,а театр один из самых лучших способов доставить ребенку радость.

В традиции нашего детского сада входят проведение таких мероприятий как"Театральные    гостинные","Неделя театра","Театр и дети",        "Театральный калейдоскоп".Театрализация для наших детей стала очень результативной,дети овладели навыками свободного общения,научились работать вколлективе т.е. у детей сформировались коммуникативные умения и навыки, дети стали активнее и увереннее в себе,повысилась культура речевого общения. Детский театр помогает нашим детям приобрести социальный опыт общения со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar1.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие у детей коммуникативных качеств, через театральную деятельность.

развитие коммуникативных качеств через театральную деятельность!младший и старший дошкольный возраст....

РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Материал  позволяющий развивать артистизм и творческие способности у детей дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральную деятельность

Материал предназначен для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста. Поможет педагогам и родителям в организации театрализованной деятельности....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Программа дополнительного образования."Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность."

В данной работе предоставленна рабочая программа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность". Целью программы является развитие творческих способностей детей средствам...

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...

Публикация "Социализация детей с ОНР через театральное творчество"

Социализация  детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество.Подготовила: Тураева М.В. Социализация сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребенка в социокультурную ...