План – конспект НОД Чтение художественной литературы в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Смаилова Мадина Ханашевна

Конспект НОД Чтение художественной литературы 

И. Сурикова «Детство»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 266 общеразвивающего вида»

План – конспект НОД

Чтение художественной литературы

старшей группы № 9

Воспитатель:

Смаилова М. Х.

Омск 2018

План – конспект НОД

Чтение художественной литературы И. Сурикова «Детство»

Тема: «Заучивание отрывка  стихотворения И. Сурикова «Детство»».

Форма работы: разучивание.

Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

Задачи:

- формировать навык   выразительного  чтения стихотворения;

- развивать у детей умение рисовать понравившийся эпизод  в

стихотворении;

- воспитывать у детей умение слушать друг друга.

Материал и оборудование: презентация, аудиозапись музыки    П. И. Чайковского «Зима», аудиозапись физминутки, альбомные листы, карандаши цветные.

Методы и приёмы: словестный, наглядный, практический, частичное воспроизведение текста всей группой, договаривание детьми слов, напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства.

Ход  деятельности:

1 этап. Мотивация.        

Воспитатель: «Ребята, в конце месяца в нашей группе состоится литературная викторина между командой мальчиков и командой девочек на тему «Зима». Вы хотите принять в ней участие?»

2 этап. Постановка цели совместно с детьми.

Воспитатель: «Что нужно сделать, чтобы победить в литературной викторине?» (Ответы детей)

3 этап. Совместная деятельность.

Воспитатель выясняет у детей, какое время года на дворе, какой сейчас месяц. «Нравится ли вам это время года?» - интересуется воспитатель и предлагает послушать стихотворение   И. З. Сурикова  «Детство»:

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно.
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова...

Тихо всё кругом.
Только слышишь - воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт.
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца.
Зимний вечер длится,
Длится без конца...

И начну у бабки
Сказки я просить.
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал.
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.

Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Беседа по содержанию.

Вопросы:

О каком времени года пишет поэт?
Что вспоминает Суриков?
Как поэт пишет про гору? Какая она?
Как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору в сугроб»?
Как вы думаете, какое настроение у Ивана Сурикова в этот период времени?

Как вы понимаете слова «мне в сугробе горе»?

Давайте и мы как эти ребята немного разомнёмся.

Физминутка

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Послушайте стихотворение еще раз. (Повторное рассказывание  отрывка стихотворения):

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

С какой интонацией я рассказывала отрывок, каким голосом?
Чтение стихотворения с установкой на запоминание.
После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы.

Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).
Я предлагаю вам читать стихотворение цепочкой по строчке. Если у кого-то возникли трудности, остальные ребята могут помочь (1-2 раза).

А сейчас давайте попробуем разделиться на 2 подгруппы:

1 подгруппа читает первое четверостишье, а 2 - читает второе четверостишье. Потом можно поменяться.

Рассказывание стихотворения воспитателем.
Рассказывание стихотворения детьми наизусть.

4 этап. Самостоятельная деятельность детей.

А теперь давайте нарисуем к этому стихотворению рисунки.
Дети с воспитателем обсуждают, что они будут рисовать (деревья, дом, гору снежную, сани).
В процессе рисования звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Зима».

5 этап. Рефлексия.

Воспитатель: «Ребята, что мы сегодня делали? Вам понравилось стихотворение? Что вам было сложно делать? Как вы думаете, чья команда победит в викторине?



Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 266 общеразвивающего вида»

План – конспект НОД

Чтение художественной литературы

 в подготовительной группы № 9

Воспитатель:

Смаилова М. Х.

Омск 2018

Тема: «Чтение нанайской  народной  сказки  «Айога»».

Форма работы: чтение с обсуждением.

Цель: развитие у детей умение анализировать сказочное произведение.

Задачи:

- развивать у детей умение понимать сказочный замысел;

- развивать у детей умение подбирать картинки  с изображением пропущенных фрагментов на рисунках;

- воспитывать у детей  умение слушать друг друга  договариваться о совместном выполнении заданий.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказке, цветные карандаши, альбомные листы формата А4, аудиозапись физминутки.

Методы и приёмы: словестный (вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, словесная инструкция),  наглядный (показ физических упражнений, использование наглядных пособий), практический (рисование финального эпизода сказки).

Предварительная работа: рассказ о жизни нанайцев, обогащение словаря детей словами: очаг, наперсток, стойбище, покоробятся, мялка. 

Ход  деятельности:

1 этап. Мотивация.        

В группе  на столе лежат  несколько рисунков  по сказке «Айога».

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу пришла воспитательница из старшей группы с просьбой помочь ей. Она принесла нам  несколько картинок  по сказке «Айога» и просила нас нарисовать ещё одну недостающую  (финальную)  картинку к этой сказке.

2 этап. Постановка цели совместно с детьми.

Воспитатель: «Как узнать, какой   фрагмент  нам надо нарисовать?»

Дети: Надо прочитать сказку.

 

3 этап. Совместная деятельность.

Воспитатель читает сказку. После первого чтения задаёт вопросы:

- Какие чувства у вас вызвала сказка «Айога?»

- Расскажите какая была Айога?

- Расскажите какой была соседская девочка?

- Почему мама Айоги  отдала  лепёшку соседской девочке?

- Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из этих девочек вы бы хотели подружиться?

- Чем закончилась сказка?

    Повторное рассматривание рисунков с пропущенным фрагментом.  Детям предлагаются повесить картинки на доску последовательно.  

    Повторное чтение финального  эпизода  сказки.

Физминутка

Аудиозапись.

4 этап. Самостоятельная деятельность детей.

Дети рисуют финальный эпизод сказки.

5 этап. Рефлексия.

Нам удалось помочь воспитателю?  (Предполагаемый ответ детей: «Прочитали произведение»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе ЗПР

Перспективное планирование разработано в соответствии с лексическими темами и программмой Баряевой, Зарин...

Перспективный план ознакомления с художественной литературой в старшей группе (по Н. Е. Веракса)

Ознакомление с художественной литературой по программе "От рождения до школы" Н. Е.Веракса. Старшая группа....

План-конспект занятия по развитию речи на тему: " Чтение художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»"

Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.2. Учить отвечать на вопрос...

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе по теме: «Заучивание стихотворения о родном крае»

Интеграция:Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы.Материалы и оборудование:картинки с гербом России, флаг, иллюстрации с Москвой, Саранском, карта России.Цель:уточнение и з...

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Предлагаю Вашему вниманию, составленный мною перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в страшей группе....

План - конспект занятия по развитию речи на тему: чтение художественной литературы в старшей группе сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажов

Знакомство с уральским писателем П.П. Бажовым. Знакомство с его творчеством: сказ "Серебряное копытце".   Актуализация знаний через решение кроссворда и разгадывание ребусов....