Конспекты занятий по развитию речи для старшей группы
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Леготина Анна Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Волшебное слово" В.Осеевой и "Цветик-семицветик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_zanyatie_volshebnoe_slovo.docx241.94 КБ
Файл konspekt_1.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. участника:

№ участника:

Образовательная область: «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно-эстетическое»; «Социально-коммуникативное»; «Познавательное развитие».

Тема занятия: чтение рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: продолжение знакомства детей старшей группы с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово», посредством выразительного чтения воспитателем и орагнизации дидактической игры на Smart доске

Задачи занятия:

Образовательные: учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово»; побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка героя; помогать детям понять скрытые мотивы поведения главных героев. 

Развивающие: совершенствовать диологическую форму речи при беседе по содержанию рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»; поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Воспитательные: формировать интерес детей к творчеству Валентины Осеевой.

Дополнительные задачи:

Игровая:  
учить детей дидактическим играм на Смарт доске, обьединяя их по 2 человека, выполнять правила игры при выполнении последовательности событий в рассказе Валентины Осеевой «Волшебное слово»

Словарная работа: проведена в рамках предварительной работы

Планируемые результаты занятия: дети познакомились с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово» и сыграли в дидактическую игру на Смарт-доске

Подготовительная работа: выразительное чтение рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»

Материалы и оборудование: хрестоматия для старшей группы, закладка, документ-камера, дидактическая игра на Смарт-доске.

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

привлечь внимание детей на себя, вызвать интерес к предстоящей деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

-Ребята, что мы читали с вами на прошлом занятии?
-Как называется рассказ?
-Кто автор данного рассказа?
-Давайте подойдем к доске и вспомним информацию об авторе и рассмотрим его портрет.
-Как вы думаете что такое волшебное слово?
-Какие волшебные слова вы знаете?
-Почему рассказ называется «Волшебное слово»?
-Какое волшебное слово сказал старик Павлику?
-Мне очень нравится этот рассказ, мама часто читала мне его в детстве перед сном.

-Автор этого произведения учит нас быть вежливыми, обращаться к дорогим нам людям доброжелательно. Главный герой этого рассказа- мальчик Павлик не знал добрых слов, но старик открыл ему огромнейшую тайну и научил мальчика волшебному слову.

приветствие;

обираются вокруг педагога.

готовность детей к предстоящей деятельности; внимание детей устремлено на педагога

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

ввести детей в проблемную ситуацию:______________________


-Как вы думаете чем же закончится данный рассказ?
-Об этом мы с вами узнаем после того, как прочитаем до конца рассказ Валентины Осеевой.

дети рассказывают, отвечают на вопросы, взаимодействуют с педагогом и со сверстниками.

определение проблемной ситуации; определение затруднений.

2.2.

Этап восприятия материала

расширить представления об__

В рассказе нам встретятся незнакомые слова, давайте узнаем их значение.
-Что означает слово «противень»? (то на чем выпекают в духовке)
Вот мы и узнали значение слов, теперь можем продолжать читать.
Рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово»
-Чтение рассказа
Вопросы по прочитанному:
-Каким был мальчик Павлик?
-Правильно и поступил мальчик? Мог ли он сказать другое слово?
-Обязательно ли говорить это слово глядя в глаза?
- Как вы думаете как нужно говорить «Волшебное слово»? (прочитать отрывок)
-Кому мальчик говорил это слово?
-Какими словами Павлик вспоминал старика?
Мы с вами устали, давайте встанем и отдохнём.

наглядные: видеоконтент с музыкальным оформлением

отвечают на поставленные вопросы педагога; соблюдение ТБ;  заходят, выходят из планетария, присаживаются, внимательно слушают, воспринимают информацию

получение эмоционального отклика о ____;

Получение информации и знаний о ______.

2.3.

Этап практического решения проблемы

-Я вижу, что вам понравилась сказка. А как хорошо вы её запомнили мы проверим поиграв на умной доске.
Давайте вспомним правила пользования доской.
Перед тем, как начать играть, давайте рассмотрим игровое поле.
-Что вы на нём видите?
-На игровом поле изображены иллюстрации, вам нужно выбрать те, которые относятся к рассказу Валентины Осеевой «Волшебное слово», необходимо расположить их правильной последовательности в соответствии с содержанием рассказа.
-Молодцы, ребята!
-Зрительная гимнастика.

наглядные: картинки, таблицы

практические: экспериментальная деятельность, заполнение таблицы, моделирование

словесные: формулирование выводов, вопросы и ответы

участвуют в экспериментальной деятельности: создают программу для запуска модели, заполняют таблицу;

рассуждают, констатируют факты, приходят к умозаключению, делают выводы.

сложенное между детьми взаимодействие; решение проблемной ситуации, выход из затруднения

3.

Заключительный этап.

-Ребята, давайте вспомним какой рассказ мы с вами сегодня прочитали?
-Кто автор этого рассказа?
-Какое «волшебное слово» сказал старик Павлику?
-Как нужно говорить это «волшебное слово»?
-Кому нужно говорить это «волшебное слово»?
-Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо запомнили рассказ.
-Мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение..» Я читаю предложение, а вы должны его закончить. Кто верно скажет, тот получает фишку.
-Дай мне кусочек пирожка….
-Горяченького…горяченького захотел…
- Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
-Павлик вскочил из-за стола и…
Давайте посчитаем фишки.
Наше занятие закончилось, вы хорошо поработали! Молодцы!

словесные: вопросы и ответы детей

отвечают на вопросы, размышляют

высказывания детей об успешности проделанной работы;

отзывы детей о разрешении проблемной ситуации.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. участника: Леготина Анна Сергеевна

№ участника:

Образовательная область: «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно-эстетическое»; «Социально-коммуникативное»; «Познавательное развитие».

Тема занятия: чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: продолжение знакомства детей старшей группы с русской народной сказкой «Царевна-лягушка» посредством выразительного чтения воспитателем и организации дидактической игры на Smart-доске.

Задачи занятия:

Образовательные: учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную сказку «Царевна-лягушка»; побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка героя; помогать детям понять скрытые мотивы поведения главных героев. 

Развивающие: совершенствовать диалогическую форму речи при беседе по содержанию русской народной сказки «Царевна-лягушка»; поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Воспитательные: формировать интерес детей к русским народным сказкам.

Дополнительные задачи:

Игровая:  учить детей дидактической игре на Smart-доске, объединяя их по 2 человека и выполняя правила игры при выполнении последовательности событий в русской народной сказке «Царевна-лягушка».

Словарная работа: проведена в рамках предварительной работы.

Планируемые результаты занятия: дети познакомились с русской народной сказкой «Царевна-лягушка» и сыграли в дидактическую игру на Smart-доске.

Подготовительная работа: выразительное чтение русской народной сказкой «Царевна-лягушка».

Материалы и оборудование: хрестоматия для старшей группы, закладка, документ-камера, дидактическая игра на Смарт-доске.

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Привлечь внимание детей на себя, вызвать интерес к предстоящей деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

- Ребята, хотите отправиться в путешествие?

- Сегодня мы будем путешествие с хорошо знакомым нам героем. Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:

И гуляет, и рисует,

И танцует, и поёт,

Ты за ним не углядишь,

Мы зовем его … (Малыш).

- Верно, сегодня мы отправимся в путешествие с Малышом. У меня уже есть первая команда, которую он должен выполнить (показывает кнопку). Сейчас мы узнаем, какие задания нам приготовил Малыш.

Малыш доходит до квадратика с грибом.

- Ребята, пойдемте к доске, узнаем, что там за задание?

- Под грибочком мы видим корзинку. Что же тут за предметы?

Воспитатель выкладывает на стол предметы из лукошка: стрела, лягушка (игрушка), корона.

- Ребята, как называется эта сказка? Конечно же, вы все правильно сказали. Это сказка «Царевна – Лягушка». А почему эта сказка называется русской народной? Да, все верно, потому что эту сказку придумал ни писатель, ни поэт, а русский народ много лет назад.

- А какие еще есть сказки? (Ответы детей). Правильно, авторские. Сказки, каких авторов вы знаете? (Ответы детей).

- Сказка, которую мы сегодня продолжим читать называется «Царевна-лягушка». Это русская народная сказка, у нее нет автора. Мне она очень нравится, мама часто читала мне эту сказку в детстве перед сном.

- Сейчас я вам напомню сюжет сказки.

Аннотация:

- Было у царя три сына. Он решил их женить, приказывает каждому пустить по стреле, которые укажут им на невест. Стрела младшего сына попадает в болото к лягушке. Ему приходится подчиниться судьбе и жениться на ней.

Царь дает задания для жен сыновей. Лягушка по ночам превращается в Василису Прекрасную и выполняет все поручения. На пир она является в человеческом облике. Иван-Царевич сжигает лягушачью кожу. Царевну уносит волшебная сила, а Иван отправляется на ее поиски.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию:______________________

- Ребята, как вы думаете, удастся Ивану-Царевичу спасти Василису Прекрасную? Каким образом?

- Об этом мы с вами узнаем после того, как прочитаем до конца сказку «Царевна-лягушка».

2.2.

Этап восприятия материала

Расширить представления об__

Чтение сказки.

Вопросы по прочитанному:

- Удалось ли Ивану-Царевичу спасти Василису Прекрасную?

- Какие звери помогли Ивану-Царевичу победить Кощея Бессмертного?

- А как вы думаете, почему Иван-Царевич отпустил зверей? (Он их пожалел).

- Значит, какой Иван-Царевич по характеру? (Добрый, жалостливый, милосердный, сострадательный, великодушный…). Выставляется иллюстрация Ивана-Царевича.

- Подходит ли эта иллюстрация Ивана-Царевича к чертам характера, которые мы назвали?

- Как звери отплатили Ивану-Царевичу за добро? (Помогли получить кощееву смерть)

- Давайте еще раз прочитаем этот отрывок.

- Чему учит сказка?

- Молодцы, ребята, спасибо вам. Вы хорошо справились, отвечали на мои вопросы. За это мы получили новый блок с командой для Малыша. Что же он будет делать? (Танцует)

- Мы долго сидели на месте, теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Рано утром умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись, и обратно возвращались.

(Дети с воспитателем проговаривают текст, выполняют движения).

- Теперь, когда мы отдохнули, мы с Малышом можем идти дальше.

Малыш переходит на поле с кустом.

2.3.

Этап практического решения проблемы

- Малыш приготовил для нас задание на умной доске. Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила пользования доской. Если вы согласны с этим правилом, сядьте на куб, если нет – постучите кулачками.

Работаем с доской кончиком указательного пальца.

С доской можно работать без разрешения воспитателя.

Около доски нельзя бегать и толкаться.


Перед тем, как начать играть, давайте рассмотрим игровое поле.

- Что вы на нём видите?

- На игровом поле изображены иллюстрации, вам нужно выбрать те, которые относятся к сказке «Царевна-лягушка». Если эта иллюстрация относится к рассказу, поставьте куб так, чтобы сверху был круг. Если нет – поставьте так, чтобы сверху был треугольник.
-Молодцы, ребята!

- А теперь расположите выбранные иллюстрации в правильной последовательности. Что было сначала?
- Мы долго работали с умной доской, надо дать нашим глазкам немного отдохнуть:

Мы глазами повращаем

И немножко поморгаем.

Посмотрели вверх и вниз,

И на носик покосись.

Глазки широко раскроем

И все дружно их закроем. 

3.

Заключительный этап.

 - И последнее на сегодня задание от Малыша. Давайте посмотрим, что он нам приготовил.

На игровом поле – птичка.

Игра «Закончи предложение».

Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-Царевич, видит – стоит, шумит высокий… (дуб), на нем каменный … (сундук), а достать его трудно. Вдруг, откуда ни взялся, прибежал … (медведь) и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил … (заяц) – и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела … (утка), поднялась высоко, под самое небо.

- Молодцы, вы сегодня очень постарались на занятии.

- Ребята, напомните птичке все задания, которые вы выполняли. 

- Какую сказку мы с вами сегодня прочитали?

- Она авторская или народная?

- Чему учит сказка?

- Ребята, любите русскую культуру.  Народные сказки учат нас добру, мудрости и честности. Они учат нас правильному поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...