Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста.
книга по художественной литературе (средняя группа)

Якупова Галина Николаевна

Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Она входит в мир ребенка, обогащает его, делает его интересным, полным необычайных открытий. Если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А это и есть главная задача воспитания книгой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста.

В воспитании чувств и развитии речи детей роль художественной литературы велика. Она открывает для ребёнка жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение огромно. Литература способствует формированию и развитию личности через обращение к народным традициям, к освоению родного языка,  через произведения устного народного творчества.

Чтение художественной литературы в детском саду содержится в двух образовательных областях - «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие».

 «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие художественной литературы, фольклора.

«Речевое развитие» включает знакомство с книжной культурой, детской литературой.

В  дошкольном возрасте начинает складываться  круг детского чтения, который состоит из поэтических и прозаических жанров фольклорных и литературных произведений. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия.

Литературные произведения и их фрагменты мы  включаем в режимные моменты, сопровождаем наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

В воспитательно-образовательной работе по данному направлению мы используем такие методы, как чтение взрослого, выразительное рассказывание, при котором голосом рисуем образы и картины происходящего, инсценирование произведений с помощью игрушек и театральных кукол. Беседа после чтения помогает детям воспринять произведение. В неё воспитатели включают разные группы вопросов: на выявление отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы  о мотивах поступков персонажей и т. д.

Используется и метод рассматривания иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя. Поэтому предпочтение отдаем книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев.

Используем игры-драматизации, привлекаем к участию постановок мини-спектаклей по знакомым народным сказкам.

В возрасте 4-5 лет у ребенка появляется осмысленный интерес к художественным текстам, качественно меняется восприятие литературного текста. Дети начинают осознавать разницу между реальной действительностью и её отражением в книге. Поэтому необходимо каждый день  знакомить детей с новым текстом или организовывать деятельность на основе уже известного. В этом возрасте начинаем использовать  предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения.

Широко используются театрализованные игры, игры с фигурками разных видов настольного, кукольного театров

Существенную роль в формировании интереса и любви к художественной литературе играет центр художественной литературы. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание. Кроме книг, здесь находятся отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, небольшие альбомы для рассматривания. Книги и тематические выставки меняем каждые две недели, что бы ребенок не утрачивал интерес к ним.

Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Она входит в мир ребенка, обогащает его, делает его интересным, полным необычайных открытий. Если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А это и есть главная задача воспитания книгой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...

"Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

Консультация о значении чтения художественной литературы в речевом развитие дошкольников....

Консультация для родителей "Чтение художественной литературы с детьми средней группы".

Чтение художественной литературы с детьми  средней группы.     Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному ...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького». Цель:знакомство...