Конспект литературных кейсов на основе произведений В.А. Осеевой
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Павлюк Оксана Алексеевна

Кейс-технология является современной технологией обучения детей, в том числе и дошкольного возраста. Содержит в себе правильно поставленные вопросы к детям, заставляющие их рассуждать, ноходить правильный ответ, слушать товарища в команде, выбирать и доказывать правильность своего выбора. Совместными усилиями команды надо найти разрешение поставленной проблемы. Произведения Валентины Осеевой как нельзя лучше подходят для обыгрывания и вычленения проблемы нравственного характера. Подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturnyy_keys.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КЕЙСЫ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В. А. ОСЕЕВОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Павлюк О.А.,

воспитатель, МБДОУ д/с№52

Белгородская область, г. Белгород

Цели:

Создавать условия для старших дошкольников для совместного принятия решения. Развивать умение отстаивать свою точку зрения.

Формировать понятия о семейных ценностях, и их пользы в каждой семье.

Создавать условия для анализа поступков героев кейса, составление собственного мнения об их поведении на основе собственного опыта и мнения окружающих.

Формирование эмоционально-нравственного базиса личности старшего дошкольника

Литературный кейс «Печенье»

Задачи: Формирование семейных ценностей: уважение к членам семьи, желание помогать им в общем деле, делить между всеми членами семьи вкусное, чтобы всем досталось хотя-бы по кусочку, чтобы никто не был обделен общей радостью или удовольствием.

Развивать умение работать в команде. Планировать игру-драматизацию, опираясь на собственный опыт и опыт других детей, вместе находить решение ситуации.

Оборудование: Иллюстрации к рассказу В.А. Осеевой «Печенье», оборудование для сюжетной игры «Мама испекла угощение»: посуда для чаепития, «печенье», предметы-заместители. Вопросы для понимания текста в пиктограммах.

Ход. 1 этап. Предъявление стимульного материала кейса

Дети заранее делятся на две команды любым удобным способом: по желанию, игровым способом. Располагаются на ковре или за столами

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу представить вам на обсуждение одну ситуацию. В конце обсуждения мы с вами должны прийти к одному или нескольким правил, которое вы сами и сформулируете или зарисуете, а я помогу вам вопросами. (Выставляет на доску иллюстрации, читает или рассказывает текст.)

Вопросы детям для понимания ситуации и вычленения проблемы

Продумайте в командах и расскажите, какой вы представили себе семью?

Кто эти два мальчика друзья или братья?

Бабушка приехала в гости или живет вместе с ними?

Есть ли папа и где он в этот момент?

Все членам семьи хорошо в данной ситуации?

Команды обсуждают вопросы, представленные в виде пиктограмм. Выбранный член команды рассказывает о семье, выделяет проблему.

2 этап. Вопросы для выяснения причинно-следственных связей.

Почему так случилось?

Дети обсуждают этот вопрос в командах. Выбранный ребенок представляет версию всей команды. На первых порах работы с кейсами, пока не сформировалось умение работать в команде, можно выслушивать единичные версии.

3 этап. Поиск правильного решения

Как правильно поступить в данной ситуации?

Дети обсуждают этот вопрос в командах. Выделяют семейные ценности, которых не достает в данной ситуации: вежливое обращение к старшим членам семьи, помощь на кухне и в сервировке стола, забота обо всех членах семьи.

4 этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта.

Дети в команде договариваются о театрализации услышанной истории, но с учетом декларируемых семейных ценностей: помощи на кухне и в сервировке стола, выделение части угощения для отсутствующего отца, вежливое обращение к членам семьи во время чаепития и т.д. Команды представляют в театрализованной игровой деятельности как должно происходить домашние чаепитие из их опыта, используя предметы-заместители и игровые наборы посуды.

Воспитатель подытоживает работу, выделяя те семейные ценности, на которые обратили свое внимание дети. Поощряет детей, которые принимали активное внимание в обсуждении, прислушивались к мнению других, одобряет совместную работу команды и её членов.

Литературный кейс «Хорошее»

Задачи: Формирование семейных ценностей: стремление предлагать свою помощь членам семьи, быть полезным, заботиться о людях и животных.

Развивать умение работать в команде, приходить к общему решению на основе рассуждений других детей.

Оборудование Иллюстрации к рассказу В.А. Осеевой «Хорошее», Вопросы для понимания текста в пиктограммах. Фигурки членов семьи для режиссёрской игры в двух экземплярах для команд: мальчик, девочка (младшая сестренка), бабушка, мама, собака.

Ход. 1 этап. Предъявление стимульного материала кейса

Дети заранее делятся на две команды любым удобным способом: по желанию, игровым способом. Располагаются на ковре или за столами

Воспитатель: Ребята, сегодня  я хочу представить вам на обсуждение одну ситуацию. В конце обсуждения мы с вами должны прийти к одному или нескольким правил, которое вы сами и сформулируете или зарисуете, а я помогу вам вопросами. Выставляет на доску иллюстрации, читает или рассказывает текст без последней строчки (ответа мамы).

Вопросы детям для понимания ситуации и вычленения проблемы

Продумайте в командах и скажите, какая проблема описана в тексте?

Почему у Юры было хорошее настроение с утра?

Как Юра разговаривал с членами семьи?

Все членам семьи хорошо в данной ситуации?

Команды обсуждают вопросы, представленные в виде пиктограмм. Выбранный член команды рассказывает о семье, выделяет проблему.

2 этап. Вопросы для выяснения причинно-следственных связей.

Почему так могло случиться, что хорошее настроение Юры не передалось членам семьи?

Дети обсуждают этот вопрос в командах. Выбранный ребенок представляет версию всей команды. На первых порах работы с кейсами, пока не сформировалось умение работать в команде, можно выслушивать единичные версии.

3 этап. Поиск правильного решения

Как правильно поступить в данной ситуации?

Дети обсуждают этот вопрос в командах. Выделяют семейные ценности, которых не достает в данной ситуации: вежливое обращение к членам семьи, забота о людях и животных, стремление быть полезным.

4 этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта.

Дети организуют режиссёрскую игру при помощи фигурок членов семьи, тем самым проговаривая варианты поведения членов семьи.

Дети в команде рисуют сюжетные картинки или в виде схем, как можно заботиться о членах семьи. Как они это делают у себя дома. Рисунки можно оформить в альбом или выставку «Как я забочусь о своей семье?»

Воспитатель подытоживает работу, выделяя те семейные ценности, на которые обратили свое внимание дети. Поощряет детей, которые принимали активное внимание в обсуждении, прислушивались к мнению других, одобряет совместную работу команды и её членов.

ЛИТЕРАТУРА

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Издательский центр «ЛИНКА-ПРЕСС», 2007, - 208с

Православные ценности ДО [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fb.ru/article/445134/hristianskie-tsennosti-osnovnyie-printsipyi-znachenie-traditsii

Рассказы Валентины Осеевой Короткие рассказы для детей [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-oseevoj/

Хмелевская Н. Кейс-технологии в дошкольном образовании. Маам, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-metod-keis-tehnologi-v-doshkolnom-obrazovani.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского с приложением

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского для детей средней группы....

Конспект литературной викторины по произведениям К.Чуковского в старшей логопедической группе

С помощью этого конспекта вы покажете детям  удивительный мир сказок Корнея Ивановича Чуковского, их мудрость и красоту; закрепите уважение и  любовь к сказкам. Продолжайте развивать интерес...

Конспект НОД по теме «В семье все бывает» ведущий вид детской деятельности - восприятие художественной литературы ( художественное произведение: рассказ В. Осеевой «Печенье»)

"...Восприятие (чтение) художественной литературы является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира; выступает тем идущим от взросло...

Конспект занятия по анализу художественного произведения В.Осеевой «Печенье» в подготовительной группе.

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе....

Литературная гостиная, посвященная Дню Матери по произведениям В.А.Осеевой

Литературная гостиная, посвященная Дню Матери по произведениям В.А. Осеевой....

Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей». в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»

Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей».в подготовительной к школе группеОбразовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой ...