Конспект НОД по теме «В семье все бывает» ведущий вид детской деятельности - восприятие художественной литературы ( художественное произведение: рассказ В. Осеевой «Печенье»)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Полищук Светлана Анатольевна

"...Восприятие (чтение) художественной литературы является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира; выступает тем идущим от взрослого видом деятельности, который становится для ребенка «особой» культурной практикой. Суть состоит в том, что художественные тексты позволяют детям интуитивно схватывать целостную картину мира – мира общественных отношений во всем многообразии связей вещей, событий, отношений."    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект по рассказу Печенье26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по теме «В семье все бывает»

ведущий вид детской деятельности - восприятие художественной литературы

( художественное произведение: рассказ В. Осеевой «Печенье»)

Возрастная группа: старшая.

Вид (разновидности) деятельности детей:

- восприятие художественной литературы (чтение (слушание), обсуждение (рассуждение);

Интегрированные виды деятельности: литературно-коммуникативная.

Содержание деятельности детей (дидактические единицы):

- представления о членах семьи, о внимательности к душевному состоянию близких.

Интегрированная форма: НОД

Задания для совместной деятельности детей

Задание

Способ

предъявления

задания

Способ презентации детьми

результатов выполнения задания

Послушайте стихотворение М.Тахистовой о семье.

Ответьте на вопрос: «Что такое семья?».

Перечислите членов семьи, определите, кто из членов семьи относится к старшему, а кто к младшему поколению. Расселите членов семьи по принципу «чем старше, тем выше этажом он живет».

Словесная инструкция.

Восприятие стихотворения, формулирование понятия «семья», актуализируют знания об иерархии в семье.

Рассмотрите портрет .

Словесная инструкция.

Рассматривание.

Послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» и ответьте на вопросы.

Словесная инструкция.

Зачитывание вопросов.

Восприятие текста. Устный ответ

на вопросы.

Окажите помощь заболевшему дедушке (д/игра «если мой дедушка заболел).

Словесная инструкция и словесный пример.

Рассматривание символов на карточках и формулировка способов оказания помощи и проявления внимания к дедушке.

Ответьте на вопрос: «Что вы можете сделать для того, чтобы ваши родные не огорчались?», сложите ваши мысли-фишки в копилку «Умных мыслей».

Словесная инструкция.

Формулирование ответов.

Образовательные задачи.

ЗНАНИЯ  

Формировать представления детей о внимательном, чутком, благодарном отношении к старшим членам семьи.

ОТНОШЕНИЯ

Развивать у детей заботливое отношение к старшему поколению семьи.

ДЕЙСТВИЯ

Формировать у детей умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной).

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

– приглашение к участию (устное).

2. Материалы для деятельности детей.

Материальные средства для деятельности детей:

– книга (с тестам произведения);

– портрет В.Осеевой;

– д/игра «Домик поколений»

– д/игра «Если мой дедушка заболел»

– вазочка и фишки-печенье, волшебный торт.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Воспитатель читает стихотворение о семье, эмоционально настраивает детей на беседу.

Воспитатель актуализирует знания детей о поколениях в семье, предлагает расселить членов семьи в доме по этому принципу.

Подводит итог работы с помощью пословицы.

Воспитатель предлагает рассмотреть портрет автора.

Дети слушают, сопереживают.

Дети расселяют членов семьи в доме по заданному принципу.

Слушают.

Дети рассматривают портрет автора рассказов – В.Осееву.

Содержательно-деятельностный

          Воспитатель читает рассказ Осеевой «Печенье».

Педагог предлагает ответить детям на вопросы по прочитанному рассказу.

         Дети слушают рассказ.

Дети слушают, отвечают на вопросы по данному рассказу.

Оценочно-рефлексивный

Воспитатель предлагает детям оказать помощь заболевшему члену семьи старшего поколения. Проводит игру «Если мой дедушка заболел».  

Воспитатель предлагает заполнить копилку «Умных мыслей» ответами на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы мои родные не огорчались».

Воспитатель дарит копилку мыслей для сюжетно-ролевых игр и книгу, как сборник советов для жизни.

Дети слушают инструкцию и пример педагога и формулируют свои способы оказания помощи и проявления заботы, опираясь на карточки-символы и пример воспитателя.

Отвечают на вопрос.

В свободной деятельности применяют атрибут для сюжетно-ролевой игры «Семейное застолье», игры-драматизации по прочитанному рассказу.

Методы и приемы:

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– чтение стихотворения;

– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей),

– предъявление требований к выполнению задания (в символической форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (призыв к обсуждению).

  1. Методы контроля и самоконтроля:

– рефлексия деятельности.

Вопросы для беседы:

  1. Кто герои этого рассказа? (При назывании делят на членов семьи старшего и младшего поколения).
  2. Какой поступок совершили ребята в этой истории? (Не подумали о старших, не позаботились).

Плохой, неправильный поступок называют «проступок».

  1. Что чувствовали мама и бабушка, глядя на детей в этот момент? (Были огорчены, что сын и внук даже не подумали о них, не предложили печенье).
  2. Какими словами автор описывает эти чувства мамы и бабушки? (Автор описывает тишину за столом. Иногда такая «звенящая» тишина говорит больше, чем тысяча слов) Воспитатель зачитывает стоки из текста, описывающие нужный момент.
  3. А мальчики поняли, что огорчили маму и бабушку? (Миша увидел реакцию бабушки и мамы, только когда вышел из-за стола). Что почувствовали ребята, когда увидели, что мама и бабушка огорчены? (Им было стыдно)
  4. Как вы думаете, после этого застолья мальчики повторяли свою ошибку, или «молчание мамы и бабушки» послужило им уроком?
  5. Если бы вы оказались в такой  ситуации, что бы предприняли, чтобы ее исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: чтение рассказа В. Осеевой « Печенье» (старшая группа)

Методическая разработка  непосредственной образовательной деятельности                по ознакомлению с художественной л...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области: познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовительной группы , посвящённый Дню Матери.

Конспектинтегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области:познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовител...

Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе пересказ рассказа В. Осеевой "Печенье"

МБДОУ д/с «Хунчугеш» с.Кызыл-Даг муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ»       Конспект занятияв старшей группепо художественной литературеПересказ рассказа...

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Чтение рассказа В.Осеевой "Печенье"

Правильно подобранные вопросы по содержанию прочитанного, помогут детям понять и оценить характер главных героев рассказа....

НОД «Чтение художественной литературы в старшей группе» Тема: «Уроки нравственности в рассказе В. Осеевой «Печенье»

Цель:  Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям на основе рассказа  В. Осеевой «Печенье» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания....