НОД «Чтение художественной литературы в старшей группе» Тема: «Уроки нравственности в рассказе В. Осеевой «Печенье»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Цель: Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям на основе рассказа В. Осеевой «Печенье» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_uroki_nravstvennosti_v_rasskaze_v._oseevoy_pechene.docx | 113.3 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Уроки нравственности в рассказе В. Осеевой «Печенье»
НОД «Чтение художественной литературы в старшей группе»
Тема: «Уроки нравственности в рассказе В. Осеевой «Печенье»
Цель: Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям на основе рассказа В. Осеевой «Печенье» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания.
Задачи:
- создать условия для формирования нравственных качеств дошкольников;
- способствовать проявлению интереса к произведению художественной литературы;
- воспитывать грамотного слушателя, размышляющего над замыслом автора, умеющего сопереживать героям; вызывать у дошкольников эмоциональный отклик;
- развивать мыслительные способности детей, умение рассуждать и анализировать, вести беседу, высказывать свою точку зрения
- формировать умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ход НОД:
-Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Ребята, а как еще можно поприветствовать друг друга?
(добрый день, привет, доброе утро, приветствую вас и т.д.)
- Замечательно! Я поняла, что вы ребята, воспитанные и знаете много слов приветствий.
А теперь «Дружно за руки возьмитесь и в кружочек становитесь, и друг другу улыбнитесь!»
- А сейчас передовая вот эту игрушку, давайте вспомним не только слова приветствия, но и другие вежливые слова, с помощью которых мы общаемся друг с другом.
Я начну.
Игра «Вежливые слова»
- Мне очень приятно, что вы знаете много вежливых слов.
А как вы думаете все дети воспитанные и вежливые? (ответы детей)
(А мне всетаки кажется, что не все дети воспитанные и вежливые!)
- К сожалению, встречаются и не очень воспитанные дети.
И я знаю таких детей!
- Эти ребята из рассказа Валентины Осеевой который, называется «Печенье»
- Хотите познакомиться с героями этого рассказа? (ответы детей)
1 этап. Работа с текстом до чтения.
- Тогда обратите внимание на экран. (рассматриваем иллюстрацию к рассказу)
- Посмотрите, пожалуйста внимательно и скажите кто здесь изображен? (ответы детей)
- Это и есть герои рассказа «Печенье»
- Обратите внимание, что стоит у них на столе? (ответы детей)
- А теперь подумайте, и скажите, о чем может быть этот рассказ? (предположения детей)
- Ваши предположения интересные.
Давайте проверим, правильно ли вы предположили.
Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Валентина Осеева рассказ «Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье.
Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше?
Что могут делать герои?
Давайте проверим ваши предположения.
– Дели по одному, – строго сказал Миша.
Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.
– Ровно? – спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
– Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали.
Как вы думаете, почему мама и бабушка молчали?
Да, мнения у вас разные! (Раз предположений нет)
Давайте дочитаем рассказ. Слушайте внимательно.
Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку чёрного хлеба…
- Вот так закончилось чаепитие в этой семье.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
- Ребята, какое настроение у вас вызвал этот рассказ?
- Ребята, а мне показалось, что это грустный рассказ. А вам? (ответы детей)
- Давайте еще раз обратим внимание на героев рассказа и попытаемся понять, почему нам стало грустно!
- Кто герои рассказа? (ответы детей)
- Вспомните, как зовут мальчиков? (ответы детей)
- Как же разделил печенье Вова? (ответы детей)
-Что попросил Миша у бабушки? (ответы детей)
- Давайте вспомним, как он попросил у бабушки чай!
- А правильно ли он попросил у бабушки чай? (ответы детей)
- Да, вы правы он забыл сказать самое главное, вежливые слова! Какие?
А чтобы таких ситуаций с нами не случалось нужно обязательно использовать в своей речи, что?...... вежливые слова!
А сейчас я вам предлагаю вам поиграть.
Я буду говорить вам команды, а вы будите выполнять только те, в которых есть вежливые слова. Будьте внимательны!
-встаньте, пожалуйста,
-поднимите руки,
-вытяните, пожалуйста руки вперед,
-похлопайте в ладоши,
-будьте добры, похлопайте в ладоши,
-потопайте,
-будьте так любезны, потопайте ногами,
-попрыгайте немного,
-посмотрите пожалуйста друг на друга и улыбнитесь,
-тихо сядьте,
-ребята, пожалуйста присаживайтесь на стульчики.
- Молодцы! А теперь давайте вернемся к рассказу.
Ведь мы так и не ответилина вопрос «Почему мама и бабаушка молчали?»
Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, почему маме и бабушке, да и нам с вами стало грустно? (ответы детей)
- Вы правы! Маме и бабушке было грустно потому – что мальчики забыли их угостить печеньем и были не вежливы.
Им так было обидно, что мама мешала ложечкой неначатый чай, а бабушка жевала корочку чёрного хлеба…
- Ребята, как бы вы поступили на месте Вовы и Миши? (ответы детей)
- Вот сейчас мы это и проверим!
Сейчас мы разделимся на две команды, и каждая подойдет к своему столу.
(делимся на команды и подходим к столам)
- Перед вами уже знакомые герои рассказа, а и на столе печенье. Ваша задача угостить печеньем членов этой семьи. Будьте внимательны! Готовы? Начали.
(дети раскладывают печенье)
- Готовы? Всех угостили? Давайте проверим!
(проверяю у первой команды, если что-то не так спросить почему они поделили именно так, затем у второй команды)
Молодцы!
А теперь посмотрите, как печенье разделила я.
- Ребята, а ведь ситуации бывают разные! Давайте еще раз посмотрим на экран! (на экране все таже семья и перед ними печенье)
- Ой, ребята, одно печенье осталось! Кого- то угостить? А кого?
Ребята, А кого бы угостили вы? (ответы детей) Почему?
Итог: отдаем печенье бабушке т.к. она старшая а старших мы должны уважатьи заботиться о них. Согласны?
Замечательно!
- Ребята, вам понравился рассказ «Печенье» (ответы детей)
Рассказ не только интересный, но и поучительный.
Чему же он учит? Какими мы должны быть? (ответы детей)
Какие вы молодцы!
И теперь, я смело могу подарить вам подарок, который для вас приготовила, так как уверена, что вы распорядитесь им правильно!
Я отдам его вашим воспитателям.
(вручаю детям подарок)
- А так как мы с вами вежливые и воспитанные, то конечно должны угостить печеньем и наших гостей! Согласны?
(вручаем подарок гостям)
– А на прощанье я хочу прочесть вам стихотворение Виктора Кудлачева.
“Спасибо”, “Простите”, “Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите! Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».
Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...
Самоанализ НОД чтения художественной литературы 1 младшей группе Тема: "Чтение русской народной песенки "Большие ноги шли по дороге..."
Самооанализ проведенного открытого НОД....
Конспект по чтению художественной литературе в старшей группе Тема: Александр Мецгер «Снеговик и молочный зуб»
Цель: Расширять знания о здоровом образе жизни через знакомство детей с художественным произведением А. Мецгера.Задачи: Формировать умения ухаживать за полостью ртаРазвивать речь, внимание, активизиро...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»
Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»Задачи: Формирование умения внимательно слушать и понимать содержание произведения. Закрепление умения определять характер...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
НОД направлена на ознакомление с одним из образцов устного народного творчества- сказкой....
НОД «Чтение художественной литературы в старшей группе» Тема: «Знакомство с рассказом Валентины Осеевой «Сыновья»
Цель: Формировать у детей навыки воспринимать литературный текст, осмысливать события рассказа с помощью технологии продуктивного чтения-слушания....
Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...