НОД «Чтение художественной литературы в старшей группе» Тема: «Уроки нравственности в рассказе В. Осеевой «Печенье»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Волкова Татьяна Семеновна

Цель:  Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям на основе рассказа  В. Осеевой «Печенье» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_uroki_nravstvennosti_v_rasskaze_v._oseevoy_pechene.docx113.3 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Уроки нравственности в  рассказе  В. Осеевой «Печенье»

НОД  «Чтение художественной литературы в старшей группе»

Тема: «Уроки нравственности в  рассказе  В. Осеевой «Печенье»

Цель:  Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям на основе рассказа  В. Осеевой «Печенье» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания.

Задачи:

- создать условия для формирования нравственных качеств дошкольников;

- способствовать проявлению интереса к произведению художественной литературы;

- воспитывать грамотного слушателя, размышляющего над замыслом автора, умеющего сопереживать героям; вызывать у дошкольников эмоциональный отклик;

- развивать мыслительные способности детей, умение рассуждать и анализировать, вести беседу, высказывать свою точку зрения

- формировать умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ход НОД:

-Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а как еще можно поприветствовать друг друга?

 (добрый день, привет, доброе утро, приветствую вас и т.д.)

- Замечательно! Я поняла, что вы ребята, воспитанные и знаете много слов приветствий.

А теперь «Дружно за руки возьмитесь и в кружочек становитесь, и друг другу улыбнитесь!»

- А сейчас передовая вот эту игрушку, давайте вспомним не только слова приветствия, но и другие вежливые слова, с помощью которых мы общаемся друг с другом.

Я начну.

Игра «Вежливые слова»

- Мне очень приятно, что вы  знаете много вежливых слов.

А как вы думаете все дети воспитанные и вежливые?  (ответы детей)

(А мне всетаки кажется, что не все дети воспитанные и вежливые!)

- К сожалению,  встречаются и не очень воспитанные дети.

И я знаю таких детей!

- Эти ребята из рассказа Валентины  Осеевой  который,  называется  «Печенье»

- Хотите познакомиться с героями этого рассказа?  (ответы детей)

1 этап. Работа с текстом до чтения.

- Тогда  обратите внимание  на экран.  (рассматриваем иллюстрацию к рассказу)

- Посмотрите,  пожалуйста внимательно и скажите кто здесь изображен? (ответы детей)

- Это и есть герои рассказа «Печенье»

- Обратите внимание, что стоит у них на столе? (ответы детей)

- А теперь подумайте, и скажите, о чем может быть этот рассказ? (предположения детей)

- Ваши предположения интересные.

Давайте проверим, правильно ли вы предположили.

Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Валентина Осеева  рассказ  «Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье.

Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше?

Что могут делать герои?

Давайте проверим ваши предположения.

– Дели по одному, – строго сказал Миша.

Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

– Ровно… Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали.

Как вы думаете, почему мама и бабушка молчали?

Да, мнения у вас разные!  (Раз предположений нет)

Давайте дочитаем рассказ. Слушайте внимательно.

Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку чёрного хлеба…

- Вот так закончилось чаепитие в этой семье.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

- Ребята, какое настроение у вас  вызвал этот рассказ?

- Ребята, а мне показалось, что это грустный рассказ. А вам? (ответы детей)

- Давайте еще раз обратим внимание на героев рассказа  и  попытаемся понять, почему нам стало грустно!

- Кто  герои рассказа?  (ответы детей)

- Вспомните, как зовут мальчиков?  (ответы детей)

- Как же  разделил печенье Вова?  (ответы детей)

-Что попросил Миша у бабушки?  (ответы детей)

- Давайте вспомним, как он попросил у бабушки чай!

- А правильно ли он попросил у бабушки  чай?  (ответы детей)

- Да, вы правы он забыл сказать самое главное, вежливые слова! Какие?

А чтобы таких ситуаций с нами не случалось нужно обязательно использовать в своей речи, что?...... вежливые слова!

А сейчас  я вам предлагаю  вам поиграть.  

Я буду говорить  вам команды, а вы будите выполнять только те, в которых есть вежливые слова. Будьте  внимательны!

-встаньте, пожалуйста,

-поднимите руки,

-вытяните, пожалуйста  руки вперед,

-похлопайте в ладоши,

-будьте добры, похлопайте в ладоши,

-потопайте,

-будьте так любезны, потопайте ногами,

-попрыгайте немного,

-посмотрите пожалуйста друг на друга и улыбнитесь,

-тихо сядьте,

-ребята, пожалуйста  присаживайтесь на стульчики.

- Молодцы! А теперь давайте вернемся к рассказу.

Ведь мы так и не ответилина вопрос «Почему мама и бабаушка молчали?»

Посмотрите, пожалуйста, на экран  и подумайте, почему маме и бабушке, да и нам с вами стало грустно? (ответы детей)

- Вы правы! Маме и бабушке было грустно потому – что мальчики забыли их угостить печеньем и были не вежливы.

Им так было обидно, что мама  мешала ложечкой неначатый чай,  а бабушка  жевала корочку  чёрного  хлеба…

- Ребята, как бы вы поступили на месте Вовы и Миши? (ответы детей)

- Вот сейчас мы это и проверим!

Сейчас мы разделимся на две команды,  и  каждая подойдет к своему столу.

(делимся на команды и подходим к столам)

- Перед вами уже знакомые герои рассказа, а и на столе печенье. Ваша задача угостить печеньем членов этой семьи. Будьте внимательны! Готовы? Начали.

(дети раскладывают печенье)

- Готовы? Всех угостили? Давайте проверим!

(проверяю у первой команды, если что-то не так спросить почему они поделили именно так, затем у второй команды)

Молодцы!

А теперь посмотрите,  как печенье разделила я.

- Ребята, а ведь ситуации бывают разные! Давайте еще раз посмотрим на экран!   (на экране все таже семья и перед ними печенье)

- Ой, ребята, одно печенье осталось! Кого- то угостить? А кого?

Ребята, А кого бы угостили вы? (ответы детей) Почему?

Итог: отдаем печенье бабушке т.к. она старшая а старших мы должны уважатьи заботиться о них.  Согласны?

Замечательно!

- Ребята, вам понравился рассказ «Печенье»  (ответы детей)

Рассказ не только интересный, но и поучительный.

Чему же он учит?  Какими мы должны быть?  (ответы детей)

Какие вы молодцы!

И теперь,  я смело могу подарить вам подарок, который для вас приготовила, так как уверена, что вы распорядитесь им правильно!

Я отдам его вашим воспитателям.

(вручаю детям подарок)

- А так как мы с вами вежливые и воспитанные, то конечно должны угостить печеньем и наших гостей! Согласны?

(вручаем подарок гостям)

– А на прощанье я хочу прочесть вам  стихотворение Виктора  Кудлачева.

“Спасибо”, “Простите”, “Пожалуйста”,  “Здравствуйте” –
Щедро дарите! Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо  с улыбкой  дарить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Конспект по чтению художественной литературе в старшей группе Тема: Александр Мецгер «Снеговик и молочный зуб»

Цель: Расширять знания о здоровом образе жизни через знакомство детей с художественным произведением А. Мецгера.Задачи: Формировать умения ухаживать за полостью ртаРазвивать речь, внимание, активизиро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»

   Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»Задачи: Формирование умения внимательно слушать и понимать содержание произведения. Закрепление умения определять характер...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

НОД направлена на ознакомление с одним из образцов устного народного творчества- сказкой....

НОД «Чтение художественной литературы в старшей группе» Тема: «Знакомство с рассказом Валентины Осеевой «Сыновья»

Цель: Формировать у детей навыки воспринимать литературный текст, осмысливать события рассказа с помощью технологии продуктивного чтения-слушания....

Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...