ознакомление с поэзией в детском саду.
консультация по художественной литературе

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_poeziey_v_detskom_sadu.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Д/с № 369 г. Челябинска»

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

ТЕМА:

Ведерникова Елена Леонидовна.

Челябинск

  1. Значение поэзии в речевом развитии дошкольника.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Стихотворение – это сложное единое целое, в котором ощущения поэта, его мысли, настроение должны быть выражены в яркой форме.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, развивает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. В стихах дети улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи. Дети с удовольствием повторяют ритмичные потешки, прибаутки, легко их воспринимают и воспроизводят.

Поэтическое произведение отражает реальность в словесных образах, выделяет наиболее существенные её черты. Чтобы восприятие стиха стало полнее и глубже, необходимо научить ребёнка осмысливать и эмоционально откликаться на поэзию. Только при условии выразительного донесения до ребёнка поэтического произведения можно говорить о правильном его восприятии, а для этого детей нужно заинтересовать, эмоционально настроить. Это создаётся беседой по теме произведения, демонстрацией иллюстрированного материала.

Восприятие и воспроизведение стихотворного текста особенно затруднительно, когда дети не понимают отдельных слов, выражений, поэтому им нужно разъяснять смысл слов, выражений (совершенствовать поэтический словарь, развивать психические процессы). Поэтические понятия должны войти в речь ребёнка заранее, в связи с наблюдениями в природе, рассматривании иллюстраций. Художественный образ должен быть для детей необычным и интересным. В этом его притягательная сила, секрет воздействия поэзии на эмоции детей.

При чтении стихов надо создавать условия, для того чтобы ребёнок мог максимально выразить, как он понимает и чувствует произведение, и чтобы он имел возможность пользоваться средствами художественной выразительности.

Для того чтобы научиться читать стихотворение выразительно, ребёнку надо вжиться в произведение, уяснить его смысл. Ведь дошкольники воспринимают только на слух, поэтому важно помочь ему вникнуть в содержание, вызвать в его представлении картины и образы, уяснить наиболее трудные места, дать возможность вслушаться в языковые тонкости.

Дети учатся анализировать поэтическое произведение (развивается память, внимание, речь).

Чтение стихов требует и тренировки дыхания. Это трудная задача для дошкольников, поэтому у детей надо развивать речевое дыхание, используя различные упражнения (Н-р: поддувание «снежинок»).

Таким образом, стихи не оставляют детей равнодушными. Они находят у них эмоциональный отклик, развивают эстетическое отношение к поэзии, углубляют эмоциональное впечатление и тем самым усиливают и активизируют мыслительный процесс. Всё это способствует речевому развитию дошкольника.

2. Требование к отбору поэтических произведений для детей.

Значимость продуманного отбора поэтических произведений для детского чтения определяется тем, что он должен влиять на литературное развитие ребёнка, на формирование его литературного опыта. Дети стремятся подражать даже поэтическим героям, которые ему симпатичны. Сюжеты произведений могут стать сюжетами детских игр. Проживая жизнь героев в игре, дети приобретают духовный и нравственный опыт.

Правильный отбор поэтических произведений может благотворно влиять на нравственное становление личности ребёнка.

Современная детская литература должна предоставить детям поэзию, которая удовлетворит разнообразие интересов и потребностей ребёнка: потребность в фантастическом ( ) и героическом ( ), познавательном ( ) и юмористическом ( ).

Стихи должны быть близки опыту ребёнка, соответствовать уровню его сознания; пробуждать мир непривычных чувств, мыслей; раскрывать идеалы добра, справедливости, сострадания; формировать отношение к природе, к людям, к их поступкам, к труду. Лучшие произведения должны воспитывать у ребёнка нравственные отношения, учить нормам правильного поведения (А. Барто «Любочка».), дружбе, взаимопомощи (С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»).

Стихи должны нести в себе и духовную культуру, формировать чувство принадлежности к своему народу, к Родине, к природе (А. С. Пушкин, С. Есенин).

Но самое важное требование, чтобы поэтические произведения были доступны пониманию ребёнка – дошкольника. Он должен проникнуть в эмоциональный мир стихотворения, пережить и понять разные настроения, которые передаёт поэт в своём произведении.

Т. О., критерии, по которым нужно выбирать поэтические произведения – это:

- правильная оценка достоинства поэтического произведения;

- установление соответствия между произведением и возрастными возможностями детей (доступность);

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретность педагогической задаче.

3.Особенности восприятия содержания и формы стихотворений дошкольниками.

Младший возраст.

Для чтения рекомендуется брать небольшие стихотворения, с несложным содержанием, близкие к их личному опыту, выраженные в простой и доступной форме (смежная рифма, короткие стихотворные строчки, повторяя которые дети улавливают созвучность слов, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают стихотворение).

Малышей привлекают стихи с чёткой рифмой, ритмичностью и музыкальностью.

При повторном чтении дети уже могут усвоить смысл стихотворения, чувствуют ритм и рифму, запоминают слова и выражения, обогащая свою речь. Дети учатся произносить стихи медленно, чётко выговаривая каждое слово. У них уже формируется привычка ставить ударение на рифмующееся слово.

После чтения стихотворения можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни (Е. Благинина «Вот какая мама»).

Средний возраст.

Дети этого возраста уже способны замечать красоту и богатство родного языка, чувствовать ритмичность, музыкальность, напевность стиха. Повторяя текст, дети в начале  подражают выразительности воспитателя, а потом начинают проявлять самостоятельность в использовании интонаций, пауз, передавать своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроение. У детей начинают проявляться элементарные творческие способности. Дети умеют чётко произносить звуки, слова и целые строчки, а так же стихотворение в полном объёме.

Старший возраст.

В этом возрасте дети наряду с содержанием усваивают и художественную форму произведения (потешка, загадка, стихотворение). Особое внимание уделяется единству содержания и формы при чтении и заучивании.

Все стихи воспитатель читает наизусть, что позволяет детям понять выразительность интонации, ритм, размер, но детям не даётся установка на запоминание – это отвлекает их от музыки стиха. После чтения проводится беседа и уже после повторного чтения даётся установка на запоминание.

Дети учатся анализировать стихотворения, выполнять творческие задания.

Во время анализа усиливается эмоциональное восприятие стиха, лучше понимается образ, легко выполняются творческие задания.

Дети придумывают образные определения, что развивает их поэтический слух. Учатся выделять художественные средства выразительности.

Чтобы образные слова и выражения прочно закреплялись, необходимо повторять заученные стихи на занятиях, в повседневной деятельности.

Т. О., ознакомление с поэтическими произведениями имеет характерные особенности, которые зависят от возраста, интереса и возможностей ребёнка.

4. Методика заучивания стихотворений в детском саду.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Оно включает в себя 2 связанных между собой процесса:

- слушание поэтического произведения;

- его воспроизведение (чтение наизусть).

При заучивании стихов ставятся 2 задачи:

1. Добиться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удержанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно.

Обе задачи решаются одновременно.

Структура проведения занятий по заучиванию:

- создание эмоционального настроения в начале занятия;

- проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения, в ходе которой используются вопросы – напоминания о событии из детской жизни;

- выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание;

- проводится анализ произведения (с целью глубокого восприятия);

- повторное чтение с установкой на запоминание;

- дети воспроизводят стихотворение;

- выразительное чтение воспитателем или детьми;

- рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, рисунки детей;

- обращение к стихотворению вне занятия (для лучшего запоминания).

Особенности занятий по заучиванию стихов.

Младший возраст. Стихи заучиваются на занятии в процессе многократного чтения (5-6 раз), дополняются игровыми действиями. В дальнейшем включаются в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картин.

Средний возраст. Заучивание стихов проводится как самостоятельное занятие и как его часть, где уже ставится задача запомнить произведение. Вводится структура занятия, используются игровые приёмы, наглядный материал, обращается внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (Е. Серова. «Одуванчик» - белоголовый, пушистый).

Длительность занятия увеличивается.

Старший возраст. Занятия усложняются за счёт более глубокого анализа стихов. Структура занятия единая со средней группой.

Большое значение имеет подготовительная работа. Для заучивания используются более сложные по содержанию и художественным средствам поэтические стихотворения (А. С. Пушкина, И. Сурикова).

Приёмы, способствующие запоминанию стихов.

Лучшему запоминанию стихов способствуют следующие приёмы:

1. Игровые (стихотворение А. Барто «Мишка» читается и обыгрывается с игрушкой).

2. Досказывание детьми рифмующего слова.

3. Чтение по ролям стихов, которые написаны в форме диалога.

4. Частичное воспроизведение текста всей группой.

5. Драматизация с игрушками, если есть такая возможность.

6. Воспроизведение игровых стихов методом игры («Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый». С. Я. Маршак).

Анализ содержания и формы произведения.

Анализ содержания и формы произведения – это основа глубокого восприятия. Это беседа о стихотворении, которая ведётся с опорой на текст. Система вопросов, на которые отвечают дети, задаётся в определённой последовательности:

- на умение понимать содержание, идейный замысел произведения;

- на умение чувствовать художественную форму и язык произведения;

- на умение видеть картины, образы;

- на умение выражать личное отношение к героям, событиям;

- на умение запоминать стихи;

 на умение находить средства выразительности.

Анализ текста следует рассматривать, как попытку путём наблюдения языка произведения углубить эмоциональное восприятие ребёнка, его личное отношение к содержанию.

Приёмы обучения детей выразительному исполнению стихов.

На формирование выразительности направлены следующие приёмы:

- образец выразительного чтения воспитателем, ребёнком;

- оценка чтения, подсказка нужной интонации;

- объяснение и указания по поводу выразительной формы чтения;

- характеристика персонажей;

- разнообразные упражнения для развития правильного речевого дыхания и техники речи.

Т. О., вся работа по заучиванию стихотворений требует от воспитателя специальных знаний, аналитического подхода к тексту поэтического произведения и к процессу заучивания.

5. Использование в работе с детьми произведений малых фольклорных форм (загадок, пословиц, поговорок, потешек и др.).

В работе с детьми используется и малый фольклор: загадки, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные песни и т. д..

Произведения фольклора, начиная с колыбельной песни и заканчивая пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: физической и нравственной чистоты (потешка «Водичка – водичка…»), трудолюбия, доброты, дружбы.

 Душевной теплотой и любовью пронизаны колыбельные песни, пестушки, побасенки.

Фольклорные произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, к его культуре, а так же чувство родного языка.

Загадки развивают наблюдательность, учат воспринимать мир многогранно и образно, помогают совершенствовать человеческую мысль. Народная загадка должна быть кратка, ёмка и выразительна: «С неба – звездой. В ладошку – водой». (Снежинка) Главная особенность загадки: представляет собой логическую задачу, которую надо решить, совершив мыслительную операцию. Загадки можно использовать в любой деятельности, потому что дети любят их отгадывать. Но подбираться они (загадки) должны с учётом возраста детей и их индивидуальных особенностей.

Пословицы и поговорки – чудесные творения гения народа. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла, народные изречения обладают ещё переносным смыслом, что значительно расширяет рамки их применения. Пословицы ещё и назидательны. Они имеют форму совета, поучения, наставления; воспитывают в людях благородство, трудолюбие, доброту; решительно осуждают лень, жестокость, лживость; приобщают люде к тем моральным нормам, которые выработало человечество на протяжении многих веков.

Это творение народа Л. Н. Толстой поставил на службу воспитания молодого поколения, показал образцы их использования на занятиях в детском саду  в учебных книгах, в которых воспитатели Д. У. найдут много советов и указаний, как лучше использовать пословицы и поговорки в работе с детьми.

Важный жанр устного народного творчества, который позволяет познать всё богатство могучего русского духа и величие русского языка. Пословицы и поговорки имеют большое познавательное и воспитательное значение. В них выражен взгляд на многие общественные вопросы и бытовой уклад жизни. В сжатой, точной и меткой словесной форме они подводят итог наблюдениям над многими явлениями и событиями.

К. Д. Ушинский высоко ценил русскую народную  речь. Он рассматривал этот жанр как первые блестящие попытки русской педагогики в воспитании детей.

От добра добра не ищут.

На воре шапка горит.

Своя семья – самые верные друзья.

Сразу всему не научишься.

Тише едешь – дальше будешь.

( Л. Н. Толстой)

Волка бояться – в лес не ходить.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

(К, Д. Ушинский)

Без муки нет науки.

Всему есть мера.

Голова всему начало.

Ласковое слово, что весенний день.

Не пером пишут, а умом.

(В. Н. Водовозов)

Азбука к мудрости ступенька.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Добро творить себя веселить.

Локоть близок, да не укусишь.

(И. И. Паульсон)

Потешки, прибаутки, заклички, дразнилки дети должны слышать в повседневной жизни. Эти маленькие поэтические шедевры насыщены глубокой моралью, юмором и игрой слов. Создавались эти произведения народом для того, чтобы позабавить ребёнка и научить его многому. Они делают речь взрослого точной, красочной, выразительной.

Знать произведения устного народного творчества лучше наизусть, чтобы широко использовать в разные моменты жизни ребёнка, превращая мало интересные дела в интересную и привлекательную деятельность малыша вместе с взрослым.

Таким образом, используя в работе с детьми жанры устного народного творчества, воспитатель развивает их знания о русской культуре, интерес к народному фольклору, а так же приобщает ребёнка к духовной жизни своего народа.

Конспект занятия (старший возраст).

Тема: «Заучивание наизусть стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»».

Программное содержание: Познакомить детей с новым поэтическим произведением; помочь понять и запомнить стихотворение. Научить выразительно читать его. Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Предварительная работа: побеседовать с детьми о том, как они помогают мамам дома; рассмотреть иллюстрации, где мама и ребёнок вместе.

Словарная работа: поэтесса, крадётся, поэтическое произведение, волчок (юла).

Организационный момент:(2-3 мин.).

Воспитатель вносит игрушки (куклу, волчок, мяч) и спрашивает:

- Что я вам принесла? (Ответы детей)  Правильно. Что с ними делают? Скажите, а когда можно посидеть в тишине и игрушками не играть? (Ответы детей)  МОЛОДЦЫ!

- Хотите послушать про девочку, которая тихо сидела и не играла игрушками? А почему вы мне сами скажите после прослушивания поэтического произведения.

Ход занятия: (15-20 мин.).

Воспитатель выразительно читает стихотворение, стараясь голосом и интонацией выделить значительные места в произведении. Потом спрашивает детей:

- Почему девочка сидела тихо и не играла? (Ответы детей)   Молодцы!

- О чём говориться в стихотворении? Почему мама спит (Она устала.)

- Как ведёт себя дочь? (Но и я играть не стала. Я волчка не завожу. Я уселась и сижу.)

- А игрушки как ведут себя? (Не шумят мои игрушки...)

- Вспомните, кто крался по подушке? (Луч золотой.) А почему он золотой? (Ответы детей.)

- Что ему сказала девочка? Как она ему сказала? (Тихо, шёпотом.)

- Скажите, ребята, а стихотворение я читала всегда в одном тоне? Почему? (Ответы детей)

- Какие слова и выражения вам понравились в стихотворении?

- Ребята, скажите, а почему это произведение я постоянно называю стихотворением? (Оно складное, похоже на песню. Читается чётко, ритмично.)  Молодцы!

- Послушайте его ещё раз и постарайтесь хоть чуть-чуть запомнить.

Воспитатель читает стихотворение медленно и чётко.

- Кто запомнил и какие строчки? (Заслушивает детей. Хвалит их.)

Далее 2-3 раза по очереди декламируют первую часть стиха (до слов «И сказала я лучу…»). Затем все дети повторяют слова, которые девочка говорит лучу (вспоминаем, что их надо говорить тихо, чтобы не разбудить маму). Повторить их можно 2-3 раза хором, а потом 2-3 индивидуальных ответа.

Затем дети индивидуально читают поледенюю фразу, произнося её шёпотом: «Ничего – шепнул он будто, - посидим и в тишине».

Далее воспитатель читает стихотворение целиком, а дети шёпотом повторяют за ним. Потом 2-3 самостоятельных выступления.

Итог: (2-3 мин.)

Воспитатель показывает иллюстрацию к произведению и спрашивает детей:

- Как ведёт себя девочка на картинке? Как описано в стихотворении или по-другому? (Ответы детей.)

- Как называется стихотворение Е. Благининой? («Посидим в тишине»)

- Как его надо читать?

- Почему Е. Благинину назвают поэтессой?

- Сейчас весна, скоро у ваших мам праздник. Вы обязательно прочтите ей это стихотворение. Маме будет приятно. Всем спасибо, занятие закончено. Картины и иллюстрации оставляю в группе, чтобы вы их хорошо рассмотрели. (Наглядный материал можно расположить в библиотеке, как выставку о маме.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». – М., «Академия», 1997 г.

2. Бородич А. М. «Методика развития речи детей». М., «Просвещение». 1981 г.    

3. Гурович Д. М. «Ребёнок и книга»/ Под ред. В. И. Логиновой.- М., «Просвещение». 1992 г.- 64 с.

4. Жигулёв А. «Пословица в развитии речи дошкольника». «Дошкольное воспитание». -1975 г. № 7-10.

5. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки». М., 1976 г.

6. Илларионова Ю. Г. «О заучивании стихотворений в детском саду»./  «Дошкольное воспитание». 1973 г. - № 2.

7. Карпинская Н. «Художественное слово в воспитании детей». – М., 1972 г.

8. Орлова И. «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми». / «Дошкольное воспитание». – 1984 г. - № 4.

9. Панкратова З. Л. «Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми». / «Дошкольное воспитание». – 1974 г.№ 1.

10. Полозова А. И. «Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений». / - 1970 г. - №7.

11. Ушакова О. С. «Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой». / «Развитие речи детей дошкольного возраста». – М., 1984 г. – с. 144 – 160.

12. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., «Академия», 1999 г. – 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с природой в детском саду для детей старшего дошкольного возраста, тема "Морской конек"

Познакомить детей с морским коньком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).Расширить знания детей о Красной книге.Воспитывать бережное отношение к природе....

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему "Праздник поэзии в детском саду"

Данная разработка представляет собой  опыт групповой совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы. Цель - развитие интереса к современной детской поэзии....

Творческий вечер поэзии в детском саду.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР ПОЭЗИИ В ДЕТСКОМ САДУ С МОЛОДОЙ ПОЭТЕССОЙ ОЛЬГОЙ КАН.Здравствуйте, дорогие коллеги! Я хочу поделиться с вами впечатлениями о литературном вечере поэзии.Ольга Викторовна родилась в Б...

Перспективный тематический план по (ФЦКМ) «Ознакомлению с предметным и социальным окружением», «Ознакомление с природой в детском саду» в старшей (5-6) группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2020-2021 учебный

Перспективный тематический план по (ФЦКМ) «Ознакомлению с предметным и социальным окружением», «Ознакомление с природой в детском саду»в старшей (5-6) группе компенсирующей - н...

Сценарий вечер поэзии в детском саду «Осень золотая».

Сценарий вечер поэзии в детском  саду «Осень золотая»....

праздник поэзии в детском саду

Данный материал разработан для детей  старшего дошольного возраста,  посещающих логопункт или логопедическую группу. Будет полезен воспитателям и учителю-логопеду....