Технологическая карта занятия
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Закирова Алина Илшатовна
Технологическая карта занятия Тема занятия: чтение отрывка рассказа К. Паустовский «Кот ворюга». Возрастная группа: старшая (от 5 до 6 лет) Цель занятия: Доведение до понимания детьми основной идеи содержания: Что воровать - это плохо, через выразительное чтение рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Кот-Ворюга» Задачи занятия: Образовательные: формировать умение анализировать поступки героев через работу с иллюстрациями. Развивающие: развивать грамматический правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым ответом Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания Дополнительные задачи: закреплять умение работать с интерактивной доской SMAR NOTEBOOK, последовательно называть события в сказке «Кот-Ворюга», через работу с иллюстрациями Словарная работа: отчаяние, кукан, заросли, плотница, лаз, шиворот, подпалины, бухало, припадок. Планируемый результат: дети поняли основную идею сказки, проанализировали поведение главного героя Подготовительная работа: Беседа о плохих и хороших поступках. Чтение пословиц и поговорок про доброту, и зло, просмотр советских мультфильмов. Материалы и оборудование: интерактивная панель, ноутбук, книга рассказ "Кот-ворюга", цветная бумага, карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot-voryuga.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта   занятия

Тема занятия: чтение отрывка рассказа К. Паустовский «Кот ворюга».

Возрастная группа: старшая (от 5 до 6 лет)

Цель занятия: Доведение до понимания детьми основной идеи содержания: Что воровать - это плохо, через выразительное чтение рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Кот-Ворюга»

Задачи занятия:

Образовательные: формировать умение анализировать поступки героев через работу с иллюстрациями.

Развивающие: развивать грамматический правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым ответом

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания

Дополнительные задачи: закреплять умение работать с интерактивной доской SMAR NOTEBOOK, последовательно называть события в сказке «Кот-Ворюга», через работу с иллюстрациями

Словарная работа: отчаяние, кукан, заросли, плотница, лаз, шиворот, подпалины, бухало, припадок.

Планируемый результат: дети поняли основную идею сказки, проанализировали поведение главного героя

Подготовительная работа: Беседа о плохих и хороших поступках. Чтение пословиц и поговорок про доброту, и зло, просмотр советских мультфильмов.

Материалы и оборудование: интерактивная панель, ноутбук, книга рассказ "Кот-ворюга", цветная бумага, карандаши.   

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия

-Здравствуйте ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки: Здравствуй, солнышко родное! Здравствуй, небо голубое Здравствуй, матушка-земля! Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

-Садимся на свои места. Спину держим прямо, ноги подружили.

Словесный метод (обращение к воспитанникам). Приветствие, установление зрительного контакта.

Дети стоят в кругу, берутся за руки, здороваются, повторяют движения за воспитателем.

Садятся на свои места.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы в доступной для детей форме.

-Ребята, посмотрите на экран, сегодня к нам в гости пришёл добрый гном, и принес с собой книгу, он хочет, чтобы мы с вами прочитали этот рассказ, который написал  Константин Дмитриевич Паустовский

-Но для начала мы должны отгадать загадку:

 Этот зверь живет лишь дома,

 С этим зверем мы знакомы,

 У него усы как спицы,

 Он мурлыча песнь поет,

 Только мышь его боится.

 Угадали это?

-Как вы думаете, почему Гном загадал загадку про кота?

-Он хочет познакомить нас с произведением  Константина Дмитриевича Паустовского

-Он написал много разных сказок и рассказов, все его сказки нас чему-то учат.  

-А сегодня мы с вами познакомимся с его поучительным рассказом «Кот – Ворюга». Посмотрите его портрет.

(Воспитатель показывает портрет писателя) 

-Книга выполнена в мягком переплёте, здесь яркие и красочные картинки, которые нарисовала Т. О. Русакова.

-В рассказе К. Паустовского рассказчик говорит о том, как он и его помощники долго не могли поймать рыжего кота. Этот зверь наносил непоправимый урон каждый день герою истории, опустошая его чулан. Поймают ли рыжего плута люди, как поступят с ним, что изменится в поведении кота после этого, узнаете прочитав его. Он учит проявлять милосердие и показывает, как один поступок может изменить жизнь многих людей вокруг.

-Мне очень нравится этот рассказ, я люблю ее перечитывать, ведь она интересная и поучительная. А вы, ребята, хотите узнать чему она вас может научить?

Словесный метод – проблемный вопрос, объяснение – беседа.

Наглядный метод.

Дети смотрят на экран, слушают воспитателя, отгадывают загадку.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Слушают воспитателя.

Знакомятся с автором.

Отвечают на вопросы воспитателя.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Создание условий для ознакомления с материалом

-Ребята, а сейчас все сели поудобнее, выпрямились, перед чтением я хочу вас познакомить с новыми словами, которые встретятся вам во время чтения:

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – веревка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.  Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания).

Выразительное чтение сказки.

Словесный метод, словарная работа.

Дети знакомятся  с новыми словами.

Внимательно слушают произведение

2.3

Этап практического решения проблемы

Охарактеризовать поступки героев

-А какой кот в начале рассказа?

-А каким стал кот в конце рассказа? Какой неожиданный поступок он совершил?

-Давайте вспомним, о чем говорилось в начале рассказа, я буду показывать вам иллюстрацию, а вы расскажите сюжет этой иллюстрации.

 (Работа с иллюстрацией)

-Ребята, а воровать это хорошо?

-Почему именно Лёнька смог выманить кота? Как он поступил? Каким был Лёнька?

-Кто помнит момент, как они кота ловили? Хотите еще раз прочитать этот отрывок? (Повторное чтение)

-Как кот отплатил за добро людей?

-Ребята давайте немного отдохнем, и сделаем физкультминутку:

Два хлопка над головой – раз, два.

Два хлопка перед собой – раз, два.

Две руки за спину спрячем.

И на двух ногах поскачем.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – дружно присесть.

-Молодцы ребята!

-Садимся на свои места. Спину держим прямо, ноги подружили.

-А сейчас слушайте внимательно, и продолжите фразу:

Звали его за глаза … (Ворюгой)

Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный … (Горлачем)

Мы переименовали его из Ворюги в … (Милиционера)

- Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую?

- Важно ли быть добрыми?

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота-милиционера.

-А сейчас я предлагаю поиграть игру

Д\И «Соотнеси иллюстрации»

-Подойдите к доске, но перед началом игры напомните мне пожалуйста, как нужно работать с доской?

-Не подходить близко, сильно не нажимать на экран, не трогать экран мокрыми руками, не бить по экрану

- А теперь приступим к работе.

- Перед вами изображены иллюстрации, вам нужно вспомнить иллюстрации с рассказа, и соотнести их к одному объекту

-Молодцы ребята, у вас все получилось

-Наши глаза очень устали, давайте же сделаем гимнастику для глаз:

«Снежинки»

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

 

-Ребята, а вы хотите сделать своими руками мордочку кота из нашего рассказа?

-Предлагаю вам сделать оригами

-Присаживайтесь за свои столы, спину выпрямили, ноги подружили, слушаем внимательно!

-Перед вами лежит цветная бумага, из него мы сделаем мордочку кота, посмотрите на доску, там изображена последовательность складывания оригами

- Сейчас я вам покажу как из него сделать вот такое оригами «Котёнок»

-Берем наш листок, складываем его пополам.

-Складываем еще раз, делаем это слегка, чтобы наметить линию для формирования мордочки кота. Для создания ушек загибаем нижние края треугольника вверх. Местом сгиба будет вот эта средняя линия. Загибаем и направляем вниз верхний уголок бумаги.

-Теперь мордочка нашего кота почти готова.

-Как вы думаете, чего же не хватает?

-Правильно, теперь берем карандаш и дорисовываем нашему котику глазки, носик и усы.

-Наш кот готов.

-Теперь каждый берет бумагу и делает котика.

-Не забываем последовательность. Работаем на столе.  

-Молодцы! Какие у вас получились хорошенькие коты.

Словесный метод, беседа, наглядный, игровой.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Работают с иллюстрацией.

1.Кот воровал

2.Ловили

3.Попался

4.Накормили

5.Перестал воровать

6.Хозяин и сторож

Внимательно слушают повторное чтение.

Выполняют физкультминутку.

Слушают внимательно воспитателя и добавляют слова в пропущенные места.

Слушают внимательно воспитателя о правилах использования интерактивной панели.

Играют в Д\И «Соотнеси иллюстрации»

Выполняют гимнастику для глаз

Участвуют в практической деятельности

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, понимание детьми основной идеи содержания произведения

- Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились? Верно, а кто ее написал?

-Что в занятии вам понравилось больше всего?

-Мы хорошо позанимались сегодня. Вы правильно отвечали на вопросы и хорошо соблюдая правила играли в игру. Я поставлю эту интересную книгу в книжный уголок и в следующий раз мы познакомимся с другими сказками К. Паустовского.

Словесный метод, беседа

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.

Художественное  эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: ­­­­­­­­­&sh...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...